Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и основные черты правового государства



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Понятие и основные черты правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие "правовое государство" - появилось в первой трети XIX века в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Р.Г. Гнайста. Однако до сих пор какого-то единого, общепризнанного понятия правового государства не сформировано.

Современные авторы по-разному определяют понятие правового государства.

Г.Н. Манов рассматривает правовое государство как "политическую ипостась гражданского общества", подчеркивая, что взаимодействие гражданского общества и правового государства "принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания".

А.В. Корнев и В.В. Лазарев полагают, что "главным пунктом в содержании теории правового государства" является идея народного суверенитета .

Можно привести еще множество цитат других исследователей, каждый из которых по-своему определяет правовое государство.

Правовое государство возникает только при наличии гражданского общества, состоящего из автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условия своей жизнедеятельности. В этом контексте можно сказать, что правовое государство является необходимым атрибутом гражданского общества, опосредующим его политическую сферу. Следует подчеркнуть, что такое понимание правового государства свойственно не только теории, но и закреплено в ряде законодательных актов. Соответствующие положения включены в большинство конституций современных демократических государств. Из этого вытекает существеннейшее положение, согласно которому источником власти, носителем суверенитета является народ, делегирующий часть своих полномочий государству.

Важнейшими элементами, характеризующими правовое государство, выступают:

а) господство закона,

б) функционирование государственной власти на основе разделения публично-властных полномочий между органами законодательной, исполнительной, судебной власти,

в) признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина.

Совокупность этих теоретических и практических элементов в характеристике правового государства позволяет выделить группы нормативных, институциональных и личностно-общественных признаков правового государства.

Следует отметить, что нормативные признаки правового государства помимо самостоятельного значения, несут и общую нагрузку: они представляет собой правовой компонент, который пронизывает все характеристики правовой государственности. К собственно нормативным признакам следует относить:

верховенство закона и особое место конституции как основного закона;

-   законность как принцип создания и реализации норм права.

Институциональные признаки выделяют в характеристике правового государства публичную природу государства и его полномочия по урегулированию столкновения общих и частных интересов. В их число входят:

разделение государственной власти на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

-   взаимодействие властей; распределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти с применением механизмов "сдержек и противовесов";

    законодательное закрепление независимости судебной власти.

Выделение в системе публичной власти именно этих направлений возникло в силу естественных различий отдельных функций властной деятельности. Это законотворчество как способ выявления, формулирования и закрепления нормы права в правовом законе; это правоприменение как способ легального вмешательства в общественные отношения и контроля со стороны государственного административного аппарата в рамках предписанных правовым законом норм; это правоохранение как разрешение на основе правового закона конфликтов и сталкивающихся интересов.

Три отрасли властной деятельности в процессе развития правового начала государственности определили способы формирования соответствующих органов и рамки их взаимодействия. Успешное взаимодействие органов государственной власти характеризует устойчивость построения власти в государстве. Введение механизма "сдержек и противовесов" призвано исключить диктат одной из ветвей власти, ограничить возможность занятия ею доминирующего положения в общегосударственной властной структуре, обеспечить реальное позитивное соотношение законодательной власти, исполнительной власти и контрольно-регулятивной деятельности судебной власти.

Самостоятельность судебной власти и ее независимая от исполнительной и законодательной ветвей власти деятельность - не просто декларативное пожелание, провозглашаемое в конституции.

Отправление правосудия только судом, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, осуществление в установленном законом случаях судопроизводства с участием присяжных заседателей, публичность выносимых судами решений - некоторые из гарантий, обеспечивающих значение независимого арбитра суду и необходимый авторитет решениям, принимаемым судом.

Группа личностно-общественных признаков правового государства включает права и свободы человека и гражданина и в самом общем плане объединяет:

конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;

-   всестороннюю поддержку государством правозащитных движений и правозащитной деятельности государственных органов;

    должный уровень правовой культуры и государственно-правового сознания граждан.

В правовом государстве гарантии пользования естественными правами определены в конституции, исходя из понимания достоинства человеческой личности, самоценности индивида, требований нравственности. Конституция и законы, устанавливая принципы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина, отстаивают их приоритетное по отношению к государству значение. При этом государство все более расширяет границы своей деятельности, не ограничиваясь констатацией прирожденных, неотчуждаемых прав человека. Оно принимает обязательства обеспечивать социальные, экономические, культурные права индивидов, устранять несправедливость, порождаемую их фактическим неравенством, стремиться к преодолению социального неравенства, вызываемого демографическими или экономическими причинами. Кроме того, государством признаются коллективные права - право наций, право народа, права ассоциаций и т.п.

Закрепляя в основных законах права и свободы человека и гражданина, государство законодательно устанавливает систему гарантий их соблюдения, а также регламентирует способы их защиты. В арсенале средств государственной защиты - парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы, введение института Уполномоченного по правам человека. Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ.

В правовом государстве политическое значение придается формированию и закреплению позитивных правовых традиций, образцов правового поведения граждан.

Эти характеристики правового государства проявляются в таких достижениях общественно-социальной жизни общества, которые именуются демократическими ценностями. Это, например, равенство всех граждан перед законом, возможность свободного высказывания своих политических взглядов, свободные выборы, в том числе избрание главы государства непосредственно народом, возможность выбора органов власти (на альтернативной основе: из нескольких кандидатов, партий и т.п.); независимость суда, свобода печати и др.

Реальное воплощение теоретической модели правового государства зависит от множества факторов, как объективных, так и субъективных.

Правовая культура как идеолого-правовое состояние общества складывается из многих факторов, как-то: качество сложившихся в обществе правовых взглядов, а также их пропаганда и юридическое воспитание населения; стабильность правового порядка, устойчивость регулируемых правом социальных связей; соответствие юридических норм объективным потребностям социально-политического развития, эффективность правовой защиты нарушенного права.

Для формирования правового государства существенным выступает такой аспект правовой культуры, как каналы ее влияния на общество и политические институты. Обобщение фундаментальных юридических ценностей и их возведение в атрибут духовного развития общества способны стать не только организующим и дисциплинирующим отдельных лиц и различные социальные группы средством.

В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

) тоталитарная (государство выше права и им не связано);

) либеральная (право выше государства);

) прагматическая (государство создает право, но связано им).

Первая - для России не подходит; вторая - выражает скорее желаемое; третья, также по своей сути либеральная, но она ближе к нынешним реальностям. Именно эта модель сегодня практически осуществима

Наиболее рациональное решение вопроса может быть найдено не на путях противопоставления государства и права, а на путях их взаимовыгодного сотрудничества, что при нормальном ходе вещей обычно и происходит. Право выступает государственным регулятором общественных отношений - таков его социальный статус. С другой стороны, деятельность государства носит по преимуществу правовой характер. Представляется некорректным исходить из принципа, что первично и что вторично или рассматривать их с позиций цели и средства.

Важны и нужны оба эти института: один - как организация силы, другой - как форма выражения воли.

Между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований, в том числе в государственно-правовой сфере. Без такого учета вряд ли можно построить в России полноценное гражданское общество, обеспечить в нем стабильность, порядок, законность.

Итак, концепция правового государства изменялась в процессе своего исторического развития,

Современные исследователи теории права и государства по-разному трактуют понятие правового государства, акцентируют внимание на разных его аспектах




2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Понятие и основные черты правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и основные черты правового государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)