Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы становления правового государства в России



2020-02-04 307 Обсуждений (0)
Проблемы становления правового государства в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Движение России по пути прогрессивного развития возможно лишь на общецивилизационной демократической основе и должно быть связано прежде всего с утверждением истинно правовых начал в общественной жизни.

Одними из актуальных задач нынешней российской государственности являются организация и правовое закрепление системного механизма обеспечения правопорядка. Так, правопорядок как состояние правовой упорядоченности общественной жизни, как материализованный режим законности выступает одним из важнейших условий самосохранения российского общества, инструментом преодоления отрицательных тенденций.

Правовое строительство должно быть ориентировано на создание и поддержание системы, обеспечивающей в первую очередь правомерное поведение всех граждан, входящих в разнообразные социальные группы, организации и институты. Поэтому построение правового государства - это важнейшая и актуальнейшая практическая задача современного этапа развития России, реализация которой возможна лишь на базе прочного правового порядка.

В правовом государстве человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Поэтому соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти. Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав.

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд может своим решением положить конец спору истца и ответчика. Суд реализует права граждан на обжалование действий правовых лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган власти не имеет право выполнять эти задачи.

В системе государственных властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более жесткий характер, нежели между судебной и законодательной. В правовом государстве стремление к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная.

Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В ч.1 ст.118 Конституции РФ использован термин "правосудие". Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.

В настоящее время в России действует следующая система судов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые и третейские суды. На современном этапе формирования демократического правового государства и свободного гражданского общества в Российской Федерации особое значение в системе принципов приобретает принцип презумпции невиновности, который получил нормативное закрепление в Конституции РФ 1993 г. Как справедливо пишут Н.И. Матузов и А.В. Малько: "Презумпция невиновности обвиняемого является гарантией установления истины по уголовному делу, сдерживающим фактором необоснованного осуждения гражданина, нарушения его законных прав, что весьма важно в условиях формирования правового государства".

В настоящее время в условиях формирования правового государства происходит эволюционное сближение цели юридической ответственности - обеспечение государственного принуждения, проявляющегося в неотвратимости наказания правонарушителей - с принципом неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.

Как было отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15-П, "правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства".

Противоположность правовому государству, по крайней мере, для России, - бюрократическое, криминогенное государство. В российском обществе права человека - это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. Причина этого связана не только с историческими традициями России, в которой права человека никогда не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в государственной практике. Она коренится и в нынешней ситуации, когда "распалась связь времен", происходит стихийное, подчас анархическое становление рыночной экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан. В государственно-организованных сферах человек выступает в иной ипостаси - в качестве гражданина, имеющего особый правовой статус, определяемый законодательством государства.

Таким образом, правовое государство играет роль социального регулятора функционирования гражданского общества, определяя нормы и границы его автономии.

В России еще не создано настоящее гражданское общество, а возможности его саморегуляции оказались преувеличенными.

Говоря о проблемах становления правового государства в России, следует вновь обратиться к вопросу развития идеи правового государства.

Идея правового государства и соблюдения прав человека возникла в среде интеллигенции и выступала в форме альтернативы господствующей идеологии советской эпохи. В период перестройки эта идея стала лозунгом борьбы с партократией. Однако путь от идеи до ее практической реализации оказался чрезвычайно непростым. Политический строй России при всех его изменениях был далек от идеалов демократии и прав человека. В советский период также не было создано предпосылок формирования правового государства. Система политической юстиции, практика массовых репрессий, нарушения конституции во имя политической целесообразности и - все это выступало явным антиподом правовому обществу.

Основная проблема заключается в том, как создать демократическое, правовое государство, чтобы это была сильная власть. Идея правового государства сращивается в этих условиях с идеей создания сильной демократической власти. Какие-то шаги в этом направлении сделаны за последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

Высшим непосредственным выражением власти народа провозглашены референдум и свободные выборы. Конституционные основы института референдума как одной из форм непосредственного выражения принадлежащей народу власти конкретизированы в Федеральном конституционном законе "О референдуме Российской Федерации" и Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Высокий уровень правовой культуры - важнейший признак правового государства. Правовая культура многоаспектно опосредует, определяет все сферы правового бытия, его качественные параметры. От уровня правовой культуры зависит степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в управлении государственными, общественными делами.

Выборочные исследования показывают, что примерно три четверти взрослого населения России не ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие подвержены правовому нигилизму.

О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и пишут. Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса.

Но главное и самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового поведения граждан. И в этом процессе важны не только государственно-правовые акции (в том числе и неукоснительное наказание за правонарушения), но и социальная поддержка образцов правового поведения общественными объединениями граждан. В этом пункте проблемы построения правового государства и гражданского общества органично сращиваются.

На пути становления гражданского общества и правового государства серьезным препятствием является терроризм, который создает проблемы не только в общероссийском масштабе.

Осуществленные в декабре 2013 г. акты терроризма в Волгограде достаточно четко продемонстрировали незащищенность, хрупкость и уязвимость мира.

В связи с этим представляется необходимым найти эффективные пути предотвращения угроз во всех их проявлениях, в которых они вызывают разрушительные последствия. Именно поэтому в документах ООН и других международных организаций содержатся настоятельные требования о выработке глобальной стратегии по борьбе с терроризмом. Она должна способствовать активному поиску новых инструментов глобального сотрудничества в правовых рамках.

Сегодня достаточно очевидно: чтобы эффективно противодействовать терроризму, Россия должна иметь свою, определяемую ее национальными, конфессиональными и другими особенностями реалистичную и действенную программу борьбы с преступностью и терроризмом, которая позволит не только противодействовать совершаемым.

Следовательно, можно констатировать, что система мер по борьбе с терроризмом как явлением в России и на территории Северного Кавказа, в частности, пока только формируется.

По моему глубокому убеждению, без победы над террором и терроризмом невозможно создать реальные условия становления и развития правового государства. Поэтому терроризм с точки зрения права - это любое действие, ведущее к устрашению людей, объединенных по территориальному, национальному, социальному или любому другому признаку.

В правовом государстве закон и другие нормативно-правовые акты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. Сила закона решающим образом зависит от убежденности граждан и необходимости следовать его требованиям.

Правовым, а стало быть, справедливым может быть только такое государство, где и власть, и общество хорошо знают и уважают законы, а уровень правового сознания настолько высок, что позволяет гражданам эффективно контролировать действия чиновников

Итак, в России продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.

Правовое государство - это, прежде всего власть закона, которому в равной степени подчиняются все - от высших должностных лиц государства до рядовых граждан. В правовом государстве должны быть созданы все условия правовой свободы личности.

Для того чтобы общество было, необходимо, чтобы государство управляло обществом через законы. Это и есть важнейший признак правового государства.


Заключение

 

В целом на основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Наиболее важные аспекты демократического развития общества сконцентрированы в понятии "правовое государство", которое основано на таких принципах, как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей, незыблемость прав и свобод личности.

За последние два десятилетия в России сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества. Вместе с тем в современном российском обществе многие элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием. С одной стороны, слабость институтов гражданского общества обусловлена слабостью и непоследовательностью демократических преобразований в экономической, политической и духовной жизни, отсутствием должной ответственности государственной власти за нарушения ею прав и свобод человека, низким уровнем политической и правовой культуры граждан. С другой стороны, сказываются неизбежные издержки сложного процесса освобождения сознания россиян от деформаций, порожденных гнетом государственной бюрократии.

Подлинно правовым государство может стать: только вместе со становлением гражданского общества. Правовое государство - это продукт, гарант гражданского общества. Одно без другого невозможно.

Для сегодняшней России самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву.

В правовом государстве общество живет по праву. Но и само государство подчиняется праву.

В действующей Конституции Российская Федерация впервые характеризуется как правовое государство. Вместе с тем ни в Конституции, ни в теории, ни в практике судебного конституционного контроля до сих пор не сформулировано однозначное и общепризнанное определение правового государства, хотя основные его признаки выделяются в научной литературе и закрепляются в различных нормах Конституции РФ. К их числу следует отнести: верховенство закона; высший приоритет прав и свобод человека и гражданина; народовластие; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; законность; приоритет международного права над нормами национального права.

Теперь дело только в их реальном и полном воплощении в жизнь.


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 7, 21.01.2009

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" в связи с гражданина М.А. Мкртычана" // Собрание законодательства РФ, 02.12.2002, N 48, ст.4829

.   Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1993. С.33 - 48.

.   Гражданское общество, правовое государство и право ("Круглый стол" журналов "Государство и право" и "Вопросы философии") // Государство и право. - 2002. - № 1. - С.12-50.

.   История политических и правовых учений: Учебник / Под ред.В.С. Нерсесянца. - М: НОРМА-ИНФРА - М, 1999. - 736 с.

.   Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // Журнал российского права, 2006, № 12

.   Манов Г.И. Признаки государства. Новые прочтения, М, 1993.

.   Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е издание. - М.: ТК Велби, Издательство "Проспект", 2004. - 640 с.

.   Общая теория государства и права: Учебник / Под ред.В. В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.

.   Осейчук В.И. О стратегии строительства в России демократического правового социального государства // Конституционное и муниципальное право, 2007, N 21

.   Теория государства и права: Учебник / Под ред. Кулакова В.П. - М.: Норма, 2008. - 603 с

.   Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред.М. И Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 776 с.

.   Теория государства и права: Учебник для юридическтх вузов и факультетов /Под ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - И.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 570 с.

.   Цалиев А.М. Россия и правовое государство (к 1150-летию образования Российского государства) // Законность. 2012. N 12. С.57 - 59.

.   Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М.: Статут, 2012.488 с.



2020-02-04 307 Обсуждений (0)
Проблемы становления правового государства в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы становления правового государства в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)