Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория разделения властей по законодательству Республики Беларусь



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Теория разделения властей по законодательству Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

марта 1994 года в Республике Беларусь была принята Конституция, нормы которой сориентированы на международно-правовые стандарты в области прав человека и предусматривают комплекс необходимых гарантий их реализации. В 1996 и 2004 гг. в Конституцию были внесены изменения и дополнения, принятые на республиканских референдумах.

В Конституции Республики Беларусь закреплен принцип разделения властей. В ст. 6 сказано: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга» [9, с. 5].

Конституция Республики Беларусь закрепляет и другие основные принципы правового государства. Ст. 2 определяет, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». В ст. 7 закрепляется принцип верховенства права, в ст. 8 - приоритет общепризнанных принципов международного права. Вместе с тем следует помнить, что правовое государство, прежде всего, представляет собой определенную практику отношений между государственной властью, законом и гражданином. Поэтому мало закрепить его принципы на конституционном уровне. Государственная власть должна прилагать все усилия к их реализации [9, с. 5].

В Республике Беларусь носителем законодательной власти и представительным органом является Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь. Исполнительной властью наделено Правительство - Совет Министров Республики Беларусь. Правосудие осуществляют суды. Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах «Президент Республики Беларусь», «Парламент - Национальное собрание», Правительство - Совет Министров Республики Беларусь», «Суд».

Чтобы лучше уяснить механизм принципа разделения властей в Республике Беларусь, представляется целесообразным проанализировать положение данных высших органов государственной власти и их взаимодействие между собой.

В Республике Беларусь институт президентства появился с принятием 15 марта 1994 года Конституции Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь, будучи Главой государства и гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, является представителем Республики Беларусь на международной арене, а также осуществляет посредничество между органами государственной власти. В системе трех властей Президент имеет особый статус, который характеризуется наличием у него некоторых собственных полномочий, а также комплексным характером его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них [10, с. 87].

Президент Республики Беларусь участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что «Президент избирается на 5 лет непосредственно народом Республики на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Таким образом, после республиканского референдума
17 октября 2004 года одно и тоже лицо может быть Президентом Республики Беларусь неограниченное количество раз.

В Конституции Республики Беларусь зафиксировано, что Президент Республики Беларусь является Главой государства (ст. 79), но, в то же время многие статьи Конституции указывают на то, что Президент признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право назначать с согласия Палаты представителей Премьер-министра, а также остальных членов Правительства, право председательствовать на заседаниях Правительства и т.д.).

Президент назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Министров, а также в случаях, предусмотренных Конституций, имеет право роспуска обеих палат.

Президент является непременным участником законодательного процесса. Он обладает правом законодательной инициативы (ст. 99), подписывает законы, а также может возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей, имеет право отменять акты Правительства (ст. 84). Президент имеет право на издание указов и распоряжений (ст. 85), а также декретов, имеющих силу закона, на основе делегированных ему обеими палатами законодательных полномочий (ст. 101) [4, с. 165].

Парламент Республики Беларусь. Парламент Республики Беларусь - Национальное Собрание, является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Общее число депутатов 174: 110 в Палате представителей и 64 в Совете Республики. Депутаты Палаты представителей выбираются путем всеобщего, свободного, равного тайного голосования. Совет Республики является палатой территориального представительства. Члены Совета Республики выбираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня по восемь человек от каждой области и города Минска, а также восемь человек назначаются Президентом.

Срок полномочий Парламента - четыре года. В случаях и порядке предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, полномочия Палаты представителей и Совета Республики могут быть досрочно прекращены. В соответствии со статьей 93 Конституции Республики Беларусь с прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены соответственно полномочия или Палаты представителей. В силу статьи 94 Конституции Республики Беларусь полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, при выражении вотума недоверия Правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. В этой же статье говорится, что полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Однако вместе с тем предусмотрено, что палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

Законодательные полномочия образуют главную часть компетенции Парламента, поскольку законодательная деятельность является его основной функцией. Особый статус законодательного органа Республики Беларусь определяется тем, что он обязан урегулировать законами достаточно широкий круг общественных отношений [2, с. 157].

В соответствии со ст. 97 Конституции Республики Беларусь к законодательным полномочиям Палаты представителей относится рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, об основных направлениях внутренней и внешней политики, о ратификации и денонсации международных договоров, об утверждении республиканского бюджета, о местном самоуправлении, о толковании права и др.

В ст. 98 Конституции Республики Беларусь закрепляются полномочия Совета Республики. Данная палата одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов, а также рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации. В этой же статье проявляется принцип сдержек и противовесов Президенту и Правительству. Так, например, без согласия Совета Республики не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председателя Центральной комиссии по выборам и провидению республиканских референдумов т.д. [9, с. 34].

Поскольку органом общенародного представительства является Палата представителей, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Правительство Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь высшим исполнительным органом является Совет Министров Республики Беларусь. В ст. 106 Конституции постановляется, что Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Но необходимо понимать, что механизм парламентской ответственности Правительства обоюдоострое оружие. Его может использовать как Палата представителей, отказывая в доверии Правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам [9, с. 35].

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства также могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

В соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь именно Президент Республики Беларусь определяет структуру Правительства, с согласия Палаты представителей назначает Премьер-министра (этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов), назначает и освобождает от должностей заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

Правительство Республики Беларусь обладает достаточно широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политике.
Ст. Конституции 107 перечисляет полномочия Правительства. Правительством Республики Беларусь осуществляется разработка республиканского бюджета, проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения [4, с. 198].

Суды в Республике Беларусь. Конституция Республики Беларусь ст. 6 выделяет третью самостоятельную ветвь власти - судебную. В соответствии со ст. 109 судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. В ст. 1 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» устанавливается, что судебная власть осуществляется независимо от законодательной и исполнительной [4, с. 199].

Кроме того, судебная власть отличается особым статусом и режимом деятельности судей, осуществляющих эту власть. Так, например, ст. 111 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Особенность режима деятельности судей в Республике Беларусь определяется также такими конституционными принципами, как независимость судей и подчинение их только закону. Они осуществляют судебную власть помимо чьей-либо воли, подчиняясь только Конституции и закону.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. К примеру, Президент назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей; с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда [4, с. 200].

В ст. 116 Конституции Республики Беларусь говорится, что контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, в этой же статье определяется общая структура и круг полномочий данного органа. Более детально компетенция Конституционного Суда оговаривается в Законе Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь». В соответствии со ст. 5 данного закона Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

·         соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

·         соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам;

·         соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

·         соответствии актов любо другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь [3, с. 234].

Таким образом, судебная власть играет важную роль в сдерживании и уравновешивании законодательной и исполнительной ветвей власти. Она располагает возможностью оценивать деятельность данных ветвей власти в соответствии с Конституцией.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права. Принцип разделения властей в Республике Беларусь признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач Республики Беларусь.

 


 

Заключение

 

Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. Многие ученые считают, что правовое государство невозможно без разделения властей, поскольку это способ его организации и функционирования.

Разделение властей - это и результат, и сущностная характеристика степени развитости права, условие и предпосылка для организации и функционирования государства, законности. Без разделения властей с соответствующей эффективной системой сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов. Распределение власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.

Народ является единственным и первичным источником власти для государства, и в этом смысле народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам - своим представителям на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга, устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью, концентрации ее в одном органе или в одном лице.

Важной особенностью разделения властей в государстве является система сдержек и противовесов.

И в настоящее время отличительным признаком правового государства является разделение властей, внедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют удерживать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании.

В Конституциях отдельных государств закрепление концепции разделения властей имело свои особенности. В некоторых из них выделяли не три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную), а более (иногда выделялись дополнительно избирательная, контрольная и другие). Однако следует придерживаться классической теории разделения властей, т.е. существования трех ветвей власти. Иные выделяемые дополнительно ветви власти поглощаются законодательной, исполнительной или судебной ветвями власти.

Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права. Принцип разделения властей в Республике Беларусь признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач Республики Беларусь.

 


 



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Теория разделения властей по законодательству Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория разделения властей по законодательству Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)