Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные типы государства



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Основные типы государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права.

Предпосылками возникновения типологии государства и правовых систем являются следующие положения. Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права - это непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественно-исторический процесс.

 Во-вторых, что этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования. Например, если в качестве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права выступал принцип частной собственности на основные средства производства и на рабов, то в качестве одного из основных принципов капиталистического типа государства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодального типа государства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствия объема и характера политической власти размерам земельного владения.

 И, в-третьих, положение о том, что процесс перехода от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле - революционности. Эволюционность развития государства и права, выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и качественных изменений, и революционность развития, представляющая собой быстрое, скачкообразное качественное изменение государственно-правовых явлений, проявляются вовне как две взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, взаимно дополняющие друг друга стороны процесса их естественно-исторического развития.

Типом государства называются его находящиеся в развитии существенные черты, обусловленные характером экономического строя, которыми оно отличается от государств, покоящихся на других экономических основах.

Государство каждого данного типа имеет свои индивидуальные черты, которыми оно отличается либо от государств всех других типов (так, социалистическое государство характеризуется многими чертами, свойственными только ему), либо от некоторых из них (например, буржуазное государство имеет черты, которых не было у феодального и рабовладельческого государств).

Отнесение государства к тому или другому типу не есть субъективно-произвольное дело. Его критерии объективны. Чтобы правильно решать вопрос о типе того или другого государства, необходительно предварительно выяснить:

- на каком экономическом фундаменте это государство возникло и функционирует, какие производственные отношения оно охраняет;

- в руках какого класса находится государственная власть или интересы какого класса она представляет и защищает.

 Поэтому главное, что всегда должно быть в центре внимания, - это экономическая основа и классовая природа государства.

В отечественной и зарубежной литературе выделяют различные типы государств.

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, отно­сящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы слу­жит общественно-экономическая формация, т. е. истори­ческий тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельчес­кой, феодальной, буржуазной, социалистической), четы­рем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, бур­жуазное, социалистическое,— каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реа­лизующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переход­ные состояния (например, «профеодальное»).

Марксистскую типологию государств можно крити­ковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и раз­витие формационного подхода? К уже известным фор­мациям сторонники такого подхода предлагают доба­вить «восточное государство», «азиатский способ произ­водства» и «профеодализм». Пора по-новому подойти и к характеристике «посткапиталистического» государ­ства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство — Китайская Народная Республика — продолжает строить социализм с китай­ской спецификой.

В мировой литературе предлагалось немало основа­ний классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократичес­кие и недемократические. Такая классификация в опре­деленных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется клас­сификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофи­руется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В право­вом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тотали­тарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и за­конности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь созда­ются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государ­ства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, дейст­вует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускают­ся действия, направленные на изменение государствен­ного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и сво­бод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-пра­вовой режим. Этот критерий по глубине и основатель­ности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и госу­дарств, который учитывает не только социально-эконо­мические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций— египетскую, китайскую, западную, православную, араб­скую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.[1]

Цивилизационный подход обосновывается идеей един­ства, целостности современного мира, приоритетом об­щечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокуп­ность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодей­ствием техники, социальной организации, религии и фи­лософии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнори­рует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о вы­делении способов производства и общественно-экономи­ческих формаций как ступеней общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не без­упречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать под­ходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является все­охватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной систе­мы и двигались в своем развитии к одному из сущест­вующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают призна­ки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возмож­но появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возмо­жен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и не­характерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне законо­мерно, и они могут существовать достаточно долго.

 

Формы государства

Форма государства обычно рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Понятие формы правления в литературе трактуется неоднозначно. Сторонники так называемой узкой трактовки понимают под формой правления, прежде всего, положение главы государства, хотя при данном подходе учитываются значение и статус других высших органов.[2] Ряд других ученых понимают под этой категорией образование, организацию и функционирование высшей (верховной, суверенной) власти в государстве. Наиболее распространенным и, видимо, более точным является определение формы правления как образование и организация высших государственных органов, а также взаимосвязь последних с населением.[3]

«Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственного устройства. а в узком смысле – только форма правления».[4]

Государство представляет собой известное единство содержания и форм. его фолрмы содержательны, а содержание выступает в тех или иных формах, находящихся в зависимости от многих причин, о которых речь будет идти ниже.

Каждое государство имеет форму правления и форму государственного устройства и государственный режим.

Форма правления характеризует организацию высших органов государственной власти в стране, их взаимоотношения друг с другом и населением.

По форме правления различают монархии и республики.

Монархия предполагает такую форму правления, когда во главе государства бессрочно стоит монарх (король, царь, император, султан и т.п.), власть которого передается по наследству.

К признакам монархической формы правления относятся следующие:

- единовластие, зависимость других органов государственной власти от монарха;

- бессрочное осуществление государственной власти;

- передача государственной власти по наследству.

Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные. в абсолютных монархиях (Россия в 17-18 в.в., Саудовская Аравия и др.) носителем государственного суверенитета выступает единолично монарх. Вся верховная государственная власть сосредоточена в его руках.

В ограниченных монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) государственная власть монарха ограничена либо особыми конституционными актами, либо выборными (представительными) органами государственной власти.

В республике органы верховной государственной власти (парламент, президент и др.) выбираются на определенный срок и зависят от избирателей

признаки республики следующие:

- выборность верховных органов государственной власти;

- определенная их зависимость от населения (избирателей);

- срочность в осуществлении власти органами государства.

Различают рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, парламентарные и президентские республики.

В президентских республиках (США, Аргентина, Сирия и др.) президент избирается непосредственно населением либо парламентом, является главой государства и главой исполнительной власти, не имеет права роспуска парламента, формирует правительство, которое ответственно перед ним.

В парламентарных республиках (Италия, Германия и др.) глава государства (президент) избирается парламентом. Правительство формируется парламентом, ему подотчетно и несет ответстве6нность перед ним. в случае выражения недоверия парламентом правительству следует отставка прежнего состава правительства и формирование нового кабинета.

«Форма государственного устройства – это политико-территориальное устройство государства, которое характеризует взаимоотношения между государством как целым образованием и его составными частями «между центром» и «регионами»».[5]

По форме национально-государственного устройства выделяют два вида государств: унитарные и федеративные.

К единому государству относят унитарное, в состав которого входят области, департаменты, районы и тому подобные образования в качестве административно-территориальных единиц (Италия, Франция, Япония и др.).

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- единым представительным органом государственной власти, главой государства, правительством;

- территория государства делится на административно-территориальные единицы;

- существует единая правовая система общества (единое законодательство, судебная система).

К федерации относят союзное государство, субъекты которого обладают определенными свойствами государственного суверенитета и другими чертами государственности.

Федерация представляет собой союз относительно суверенных государственных образований (таких как штатов, земель, республик и т.п.). в ней наряду с высшими органами государственной власти существуют также высшие органы субъектов федерации. В таком государстве наряду с общефедеральным законодательством, субъекты федерации имеют свое законодательство.

«Государственный режим – это комплекс взаимосвязанных средств и методов осуществления государственной власти, в котором отражается внутренняя и внешняя политика государства».[6]

Государственный режим характеризует средства и методы осуществления государственной власти.

В юридической литературе различают демократический и недемократический государственные режимы.

К демократическому режиму относят реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический и идеологический плюрализм, в том числе многопартийность; признание и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетности избирателям; широкая гласность в деятельности органов государства; прочная законность и правопорядок в обществе; равенство всех пред законом и судом; доминирование методов убеждения, поощрения, согласования, стимулирования. 

Антидемократический государственный режим характеризуется следующими чертами: - отказ от разделения властей, который выражается в превращении представительных учреждений в фиктивные органы и передачи всей государственной власти «вождю» и бюрократическому исполнительному аппарату; - абсолютной беззащитностью личности; - господством одной политической силы и единой официальной идеологии; - ликвидацией или ограничением деятельности оппозиционных партий и движений; - использованием принудительных и насильственных средств и методов осуществления государственной власти.



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Основные типы государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные типы государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)