Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы осуществления функций государства



2020-02-03 213 Обсуждений (0)
Формы осуществления функций государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Решая какую-либо задачу, государство, прежде всего, устанавливает общий порядок поведения участников регулируемых отношений, т.е. создает нормы права – общеобязательные, формально определенные правила поведения. Эта форма осуществления функций государства называется правотворческой, так же, как и деятельность компетентных органов государства по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, т.е. являющихся их источниками в юридическом смысле. Особое значение при этом имеет деятельность высших органов государственной власти (парламента) по изданию законов, т.е. нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов.

Затем осуществление функций государства перемещается в область правоприменения, реализуемого в оперативно-исполнительной и правоохранительной нормах.

Оперативно-исполнительнаяэто властная деятельность исполнительно-распорядительных органов государства, связанная с рассмотрением повседневных вопросов государственного управления и осуществляемая путем принятия в пределах права, правовых документов, имеющих индивидуальный характер и содержащих решения по конкретным делам. В этой форме упорядочиваются отношения между различными субъектами права: гражданами, органами, государствами, общественными организациями и др. При этом устанавливаются их взаимные права и обязанности в экономической, социальной и иных сферах жизни общества.

Правоохранительная форма осуществления функций государства предполагает властную деятельность специально созданных государственных органов (органы внутренних дел, прокуратура, суд, арбитраж) по охране норм права от нарушений и применению предусмотренных правовыми нормами мер государственного воздействия к правонарушителям. В процессе этой деятельности принимаются правоохранительные акты применения права (приговоры и решения судов, протесты прокуроров и др.), служащие цели восстановления нарушенного права и реализации юридической ответственности в отношении нарушителей велений государства.

В этой форме наиболее существенно проявляется государственное принуждение, которое применяется к тем, кто добровольно не выполняет требование правовых норм.

Помимо рассмотренных правовых форм осуществления функций государства выделяются неправовые (организационные) формы, которые в отличие от правовых не влекут юридических последствий. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.

  Думается, наиболее предпочтительным для государства является добровольное и сознательное соблюдение участниками регулируемых правом общественных отношений, требований правовых норм и индивидуальных правовых предписаний. Такое поведение основывается на убеждении в справедливости и полезности государственных велений и поэтому имеет наибольшую значимость.

Однако метод убеждения может основным методом осуществления функций государства только в том случае, если оно опирается на широкую социальную базу. Это происходит тогда, когда политика государства соответствует интересам большинства общества и, кроме того, понятна населению. Поэтому так необходима широкая разъяснительная работа, имеющая целью убеждения масс в справедливости и целесообразности мероприятий, проводимых государством, и привлечение их к активному участию в осуществлении функций государства.

Для некоторых функций характерно сочетание государственных и общественных начал. Общественные организации и объединения помогают государству выявлять интересы и волю различных социальных групп, имеющихся в обществе, создавать реальные возможности участия их в управлении делами общества.

Следует указать, что в решении вопросов о функционировании государства могут быть и новые направления. Высказываются, что функции государства не являются всегда застывшими и неизменными.

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.

Подчеркнем, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.

Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства).

Очень важно отметить, что именно государственные органы как раз характеризуют формирование в государстве особого слоя людей, физически оторванного от материального производства, но выполняющего весьма важные управленческие функции. Этот слой известен под разными наименованиями: чиновники, бюрократы, управленцы, функционеры, номенклатура, менеджеры и т.д. Он представляет собой объединение профессионалов, занятых управленческим трудом — это особая и важная профессия.

Как правило, этот слой людей обеспечивает выполнение функций государства, государственной власти, государственных органов в интересах общества, народа. Но в определенной исторической обстановке функционеры могут стать на путь обеспечения собственных интересов. Тогда-то и возникают ситуации, когда для тех или иных лиц создают специальные органы (синекуру) или ищут этим органам новые функции и т. п.

Таким образом, орган государства - это специально созданная структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления функций. Построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами. Первое. Государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества.

Второе. В процессе познания нельзя смешивать понятия: определение и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др.

Функциональная характеристика государства определена диалектикой формы и содержания. Сущность государства должна быть определена с точки зрения содержания, то есть как то, что воспроизводит данную организацию, что является источником ее изменения, развития.

Обилие функций государства есть показатель самого его характера. Функции государства – не что иное, как цельная взаимосвязанная деятельность всей совокупности государственных органов, направленная на сбалансированное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном сотрудничестве с другими государствами. Современное, организованное государством, общество может эффективно развиваться лишь при координации функциональных действий данного государства.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Генеральной функцией государства является реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования. К их числу относятся:

-социально-культурные условия;

-экономические условия;

-политические условия.

 Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, правовой и социальной защищенности личности.

Таким образом, функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.

В заключение хочется отметить, что функции государства выражают его сущность, его роль в решении основных вопросов общественной жизни и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960

2. Палазян А.С. Проблема определения системообразующих функций государства // История государства и права. – 2007. -№ 14. –С. 11-13

3. Тихомиров Ю.А. Государственное управление: модели и реальность // Право и экономика. – 2006. - № 4.- С. 3-8

4. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991

5. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. – 2006. - № 6. – С. 101-107

6. Федосеева Н.Н. Информационная функция современного государства // Юрист. – 2007. - № 6. – С. 58-62

7.  Государственное право буржуазных и освободившихся стран  / Отв. ред. И.П. Ильинский, Л.М. Энтин. М., 1988. С. 181

8. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 63

9. Лазарев В.В. Теория государства и права : учебник / В.В. Лазарев. – М., 1998. – 12 – 15 с

10. Сущность и формы государства /  Под ред. А.И. Денисова. М.,1960. С. 13

11. Мордовцев А.Ю. Теория государства и права : учебник / А.Ю. Мордовцев. – М., 2005. – 10 – 12 с.

12. Теория государства и права. начальный курс.-2-е изд., – Костромской государственный технологический университет. Кострома, 2002. С. 26

13. Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник / М.Н. Марченко. – М., 2006. – С. 94                      

14. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993 - № 6. – с. 98

15. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993. - № 6. – с.100

     16. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых

     подходов // Советское государство и право. - 1990 г. - № 10.           

17. Алексеев, С.С. Государство и право: учебник / С.С. Алексеев. – М.: Просвещение, 1996. – С. 68

18. Государство и право, 1993 №6 // Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе, С. 103

                 19. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12

             декабря 1993 // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

20. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005, с. 40 – 45.

21. Дмитриев, А.Ю. Общая теория государства: учебник / А.Ю. Дмитриев. – М.: Москва, 1995. – С. 87 

22. Комаров А. Налоговая система как элемент экономической политики государства // Право и экономика. 2000., № 25.

23. Государство и право, 1993 №6 // Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе, стр. 106

     24. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2000.

     25. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,1992.

 


[1] Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991 г.

[2] Государственное право буржуазных и освободившихся стран / Отв. ред. И.П. Ильинский, Л.М. Энтин. М., 1988. С. 181;

[3] Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 63

[4] Сущность и формы государства / Под ред. А.И. Денисова. М.,1960. С. 13

[5] Теория государства и права. начальный курс.-2-е изд., перераб. и доп. – Костромской государственный технологический университет. Кострома, 2002. С. 25

[6] Теория государства и права. начальный курс.-2-е изд., перераб. и доп. – Костромской государственный технологический университет. Кострома, 2002. С. 26

 

[7] Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.,2002. С. 94

 

[8] Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993 - № 6. – с. 98

[9] Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993. - № 6. – с.100

 

[10] Алексеев, С.С. Государство и право : учебник / С.С. Алексеев. – М.: Просвещение, 1996. – С. 68

[11] Государство и право, 1993 №6 // Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе, С. 103

[12] Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005, с. 40 – 45.

     

[13] Дмитриев, А.Ю. Общая теория государства: учебник / А.Ю. Дмитриев. – М.: Москва, 1995. – С. 87  

[14] Комаров А. Налоговая система как элемент экономической политики государства // Право и экономика. 2000., № 25.

[15] п 1 и 2 ст. 59 Конституции РФ

[16] п 3 ст. 59 Конституции РФ

[17] Государство и право, 1993 №6 // Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе, стр. 106

 

[18] п. 2 ст. 61 Конституции РФ



2020-02-03 213 Обсуждений (0)
Формы осуществления функций государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы осуществления функций государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)