Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты и объекты рыночного хозяйства



2020-02-03 431 Обсуждений (0)
Субъекты и объекты рыночного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

    Рынок, зародившийся много веков назад, развивался естественным образом, прошел сложный путь развития, изменяясь, приспосабливаясь к изменявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех известных до сих пор форм организации общественного производства. Многовековое успешное функционирование рыночного механизма и господство рыночных отношений в наши дни в подавляющем большинстве стран свидетельствует о естественности, нормальности рыночных отношений в смысле их соответствия природе человека.

    Рыночная организация не является результатом чьей – либо мудрости. Она возникла благодаря обмену, основанного на прибавочном продукте и общественном разделении труда, продуктами труда людей, способных произвести их в ограниченном количестве, но нуждающихся во многих продуктах, производимых другими людьми.

    Разделение труда означает дифференциацию производителей, их закрепление относительно определенных видов деятельности. Ограниченность экономических ресурсов – объективный закон, заставляющий людей вести производство на основе определенных норм расходования природных благ и правил ведения экономики. Ограниченность ресурсов заставила людей понять, что в основе эффективного выполнения любых работ лежит разделение труда, а стремление к преодолению ограниченности ресурсов приводило к постоянному углублению общественного разделения труда. На этой основе развивалась специализация производства, обусловившая появление обособленности производителей друг от друга (независимое от других ведение производства).

    Дифференциация производителей шла быстро, что обусловило появление особой формы налаживания экономической связи между обособленными

звеньями специализированного производства – обмена.

Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена. В экономической науке такой обмен называется бартером – прямым обменом товаров без посредничества денег: товар (Т) – товар (Т).

    Однако при расширении обмена возникли серьезные затруднения, поскольку бартер не давал возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и время покупки, требуя множества промежуточных торговых сделок.

    Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух несинхронных актов продажи и купли (Т – Д – Т). Так ограниченные

возможности бартера были преодолены благодаря использованию денег.    

           Деньги тоже возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их естественной хозяйственной жизни, поэтому у денег богатая родословная. Деньгами может быть все, что угодно, все, что признается людьми в качестве денег. Главное, чтобы это средство выполняло следующие функции: измерение стоимости товара – мера стоимости; оплата в процессе обмена – средство обращения; сохранение стоимости на будущее – средство сбережения и накопления.

    Развитое рыночное хозяйство характеризуется высоким уровнем технологии, смешанной формой собственности, экономической обоснованностью и вмешательством государства в экономику.

Рыночное хозяйство как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков и развитую инфраструктуру. Отдельные рынки связаны с обеспечением производства, а также материальным и денежным обращением. Инфраструктура включает ряд институтов, обеспечивающих бесперебойное и быстрое продвижение товаров и услуг. Современный рыночный механизм функционирует в условиях установления равновесия и стабильности посредством экономических средств государственного регулирования, связанных как с особенностями функционирования экономики на макроуровне (циклические колебания, экономический рост и др.),так и несовершенством рыночного механизма (дисконтная политика, эмиссия государственных обязательств и др.).

    В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития.

 

Основная часть

Субъекты и объекты рыночного хозяйства

    Рынок возрастает из обмена. Независимо от того, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух субъектов обмена – продавцов и покупателей. Их взаимодействие между собою создают спрос и предложение. Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка – производителей и потребителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с пониманием субъектов рынка, их поведением на нем.

    Рынок как процесс взаимодействия продавцов и покупателей может возникнуть, существовать и развиваться при наличии ряда существенных для него признаков.

    Первым таковым признаком выступает свобода поведения на рынке продавцов и столь же свободные действия покупателей. Действия продавца (производителей) могут быть регламентированы ограниченностью ресурсов, но в таком случае у него должен быть свободным выбор рода деятельности. Все зависит от его умения найти «нишу» для приложения капитала и своих возможностей. Но производители не должны быть ограничены в своих действиях никакими юридическими актами. В свою очередь покупатели также не должны быть ограниченными в своем покупательском выборе товаров. Действия покупателей могут определяться только их предпочтениями и денежными возможностями.

    Вторым признаком рынка является свободное колебание цен. На рынке не должно быть монополии. Достигается это за счет того, что там действует множество продавцов и множество покупателей. Это не позволяет им сговориться между собою и установить контроль над ценами. Если подобная ситуация все же появляется, государство должно предотвращать это посредством разработки и принятия системы антимонопольных мер.

    Наконец, третьим признаком рынка является ориентация на потребителя. В обществе должны создаваться те же товары и услуги, которые нужны потребителям, и поступать они к ним должны через рынок, через куплю-продажу. Ряд изделий и благ могут изготовляться для собственного потребления, но они не могут выступать в качестве товаров.

    В нашем рассуждении в целях упрощения восприятия проблемы и субъекты рынка были представлены в двух лицах – продавца и покупателя. В действительности на рынке действует множество субъектов продавца и множество субъектов покупателя. И продавцы, и покупатели делятся, прежде всего, на физические и юридические лица.

    Физическим лицом рыночных отношений является любой человек, что–либо продающий или покупающий на рынке. В качестве юридических лиц выступают предприятия и организации, покупающие или продающие товары, и наделенные специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в суде, арбитраже или третейском суде в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом выступает также государство. С учетом сказанного можно сделать вывод, что субъектами рынка выступают граждане, предприятия, организации, фирмы, корпорации, совместные предприятия, государство, выступающие между собою в те или иные рыночные отношения.

    Кроме понятия субъектов рынка есть также понятие объектов – рыночных отношений. В качестве объектов рынка выступают, прежде всего, товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок. Объектом рыночных отношений являются факторы производства – заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), а также производственные ресурсы – полезные ископаемые, капитал, трудовые ресурсы и т. д.

 

 

Элементы рынка

Элемент [element] — первичная составная часть сложного целого.

Элементами рынка являются: спрос, предложение, цена, конкуренция.

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Р
В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Графической иллюстрацией закона спроса является кривая спроса (рис. 1.1.). Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

     
 
Рис. 1.1. Кривая спроса: Р – цена товара; Q – величина спроса; D – кривая спроса

 


Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

• при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

• для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

• при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса.

Потребительские ожидания
Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы - неценовые (рис. 1.2) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.

 

 


Табл. 1.2. Неценовые факторы (детерминанты), воздействующие на спрос

    Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Р
Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Иллюстрацией закона предложения является кривая, показывающая количество товара, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода (рис. 1.3).

 

 


Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы (рис. 1.4).

 


Рис. 1.4. Неценовые факторы (детерминанты), воздействующие на предложение

    Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. На рис. 1.5 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

S
Затоваривание
D
E
Р

 

     
Дефицит
 
Q


Рис. 1.5. График равновесия спроса и предложения: Р - цена товара; Q – величина предложения; D – кривая спроса; S – кривая предложения; Е – равновесная цена.

 

    Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Е, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Е, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

Если цена окажется ниже равновесной, то возникнет дефицит продукции, т.е. большему количеству денег противостоит меньшее количество товаров. Если же цена выше равновесной, то всю произведенную продукцию не удается продать, и возникает затоваривание.

    Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. В условиях свободных цен цена в скором времени установится на уровне равновесной. Потому, что если цена на рынке установится на уровне ниже равновесной, то начнется конкуренция между покупателями, выражающаяся в очередях, талонах. Выиграют эту конкуренцию те покупатели, которые предложат большую цену за товар, что и будет двигать цену вверх до уровня равновесной.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

    Конкуренция – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

    Виды конкуренции:

· Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

· Неценовая конкуренция – борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продажи.

· Совершенная конкуренция – идеальна с точки зрения общественного распределения и использования ресурсов, почти не удовлетворяет запросы потребителей.

· Несовершенная конкуренция – олигополия и монополистическая конкуренция.

· Монополистическая конкуренция – дифференцирование продукта, т.е. наличие у него таких свойств, которых нет у продуктов конкурентов (месторасположение, упаковка, торговая марка и т.д.).

    Типы компаний в зависимости от стратегии конкурентной борьбы:

 

§ Гордые львы – крупные, динамично развивающиеся компании, лидеры в своей сфере деятельности.

§ Могучие слоны – крупные компании, которые утратили динамизм, но приобрели стабильность за счет больших объемов производства и сбыта, наличия широкой сети филиалов и отделений.

§ Неповоротливые бегемоты – погибающие крупные компании; имеют большие объемы, но терпят убытки из-за распыления сил и средств по многим направлениям.

§ Хитрые лисы – небольшие компании, которые проводят эффективно «нишевую» стратегию и являются лидерами в своей сфере, не вступают в конкуренцию со «львами» и «слонами».

§ Серые мыши – мелкие компании, имеющие низкий уровень специализации и не являющиеся лидерами в своей сфере; первые банкроты.

 



2020-02-03 431 Обсуждений (0)
Субъекты и объекты рыночного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты и объекты рыночного хозяйства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)