Структура рыночного хозяйства
В современных условиях рынок представляет собой весьма сложный хозяйственный организм. Есть различные варианты определения структуры рынка. Так, в более ранние времена рынок ассоциировался со сферой товарообмена, и было естественным разделять его по объектам рыночных отношений. Выделялись рынки: средств производства, продовольственных товаров, сырьевой и т.д. Это было оправданным, потому что марксизм как господствующая идеология ряда стран отрицал рынок труда. В бывших социалистических странах практически не использовались ценные бумаги и т.д. Сейчас положение изменилось. Движение к рынку привело к формированию трех крупных звеньев рыночных отношений: рынка труда, товарного рынка, рынка валюты и ценных бумаг. Такое деление вполне оправданно для характеристики структуры рынка. Переход к системе рыночных отношений по-иному поставил проблему занятости и безработицы. Долгое время считалось, что советский общественно-политический строй создает неограниченные возможности для обеспечения занятости населения, и задача состояла лишь в том, чтобы создать действенный механизм вовлечения работников в общественное производство. Принцип всеобщей обязанности труда создавал социальный климат для повсеместного, нужного и ненужного, включения населения в общественное производство. Переход к рынку обнажил острую проблему труда и занятости населения, потребовавшую для ее разрешения немедленное формирование бирж труда, принятия решительных экономических и социальных мер по регулированию безработицы. Ряды безработных быстро растут за счет ранее существовавшей скрытой безработицы, уволенных с предприятий из-за структурной перестройки, развития кризисных процессов и т.д. Вследствие этого рынок труда складывается как система сложных общественных отношений, в которой соединяются, взаимоувязываются и переплетаются интересы государства, работников, предприятий и предпринимателей. По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям. По экономическому назначению рынка: рынки благ и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы, жилья и т.д. По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления; рынки продовольственных товаров; рынки факторов производства. По пространственному признаку: внутрирегиональные; республиканские; межреспубликанские; международные. По степени ограничения конкуренции: монопольные; олигопольные; свободные; смешанные; межотраслевые рынки. По характеру продаж: рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; рынки сельскохозяйственных продуктов. По соблюдению законности: легальные, официальные; нелегальные, «теневые», «черные» рынки. Существование рынка труда предполагает наличие биржи труда, сложной системы подготовки и переподготовки кадров. В зависимости от характера осуществления данного процесса различают два типа рынка труда: внешнего и внутреннего. Внешний – это обычный рынок профессий, он ориентирован на законченную профессиональную подготовку работников, дающую диплом или сертификат об образовании. Внутренний рынок труда ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы. Для внутреннего рынка труда характерна курсовая система подготовки кадров внутри предприятия или рациональна с точки зрения руководства фирмы. Эта система нужна в случае возникающей необходимости переобучения рабочих профессий. Следующим структурным элементом рынка выступает рынок товаров. Реализация товарных ценностей осуществляется в двух основных формах: в форме оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля – это продажа товаров крупными партиями. Розничная торговля связана с продажей товаров населению. Каждая из названных форм торговли подразделяется на свои виды. Так, оптовая торговля может осуществляться через посредство бирж и ярмарок. Развитие торговли по образцам вызвало к жизни товарные биржи. В отличие от бирж на ярмарках ведется торговля сезонными товарами, высокотехнологической продукцией, образцами новейшей техники. Ярмарки применяются также для розничной торговли. Розничная торговля имеет свои виды. Она производится через универсальные и специализированные магазины, посылочную торговлю, реализацию товаров посредством каталогов и заказов. У нас ныне розничная торговля осуществляется в трех основных формах: государственной, кооперативной и открытой рыночной. Кроме того, существует разветвленная сеть общественного питания.
Товарное обращение функционирует в единстве с денежным обращением. Развитие рынка средств производства требует расширения границ коммерческой деятельности предприятия, что прямо ставит вопрос о движении ссудного фонда, формирования относительно самостоятельного рынка ценных бумаг. Таблица 2.1 Виды рыночных структур Рынок ценных бумаг предполагает движение облигаций и акций. Облигации представляют собой долговые обязательства, выдаваемые государством на определенных условиях при выпуске внутреннего займа. Продажа облигаций является средством мобилизации доходов трудящихся на нужды народного хозяйства. Но, несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре типа рыночных структур (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия (табл. 2.1). Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. Рынок совершенной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр. К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя как фирма-монополист.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |