Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. «Этатизм» - идеология социально-экономической модернизации страны



2020-03-17 253 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. «Этатизм» - идеология социально-экономической модернизации страны 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Три политических акта – ликвидация султаната, провозглашение республики и упразднение халифата – окончательно урегулировали вопрос о государственном строе Турции. На развалинах прежней феодально-теократической монархии создавалась Турецкая буржуазно-помещичья республика.

 

 

§ 1. Социально-политические изменения в турецком обществе

 

В апреле 1923 г. М. Кемаль в качестве председателя Общества защиты прав выступил с заявлением «о девяти принципах», которые подтверждали основы национального суверенитета и народовластия и предусматривали проведение реформ в сельском хозяйстве, промышленности, финансах, образовании, судопроизводстве, армии и других сферах. В сентябре того же года был принят устав Народной партии, включавший основные программные положения, суть которых сводилась к тому, что необходимо «направить силы нации на создание модернизированного правового государства».[36]

3 марта 1924 г. ВНСТ ликвидировало халифат (закон №431)[37] и выслало всех членов султанской династии из страны. 20 апреля ислам был узаконен как государственная религия. Исчезли министерства по делам шариата и вакуфов (религиозное законодательство и собственность), имущество халифа конфисковывалось, закрывались религиозные школы-медресе, министерство народного образования вводило систему обучения молодежи по западному примеру. Желая смягчить удар по чувствам верующих мусульман, Кемаль выступил в меджлисе и призвал «очистить веру, святые чувства и ценности верующих от политических интересов и страстей и тем возвеличить ислам».[38]

Следующим важным шагом на пути преобразований стала новая Конституция, принятая 20 апреля 1924 г. Она зафиксировала положение о том, что суверенитет – это достояние нации, и только нации, и что он осуществляется ее представителями, закрепила республиканский строй. В понимании Ататюрка республика была и порождением, и гарантией победы национальной революции, синонимом его основной государственно-политической концепции «безусловного и неограниченного национального суверенитета».[39]

Конституция провозгласила права и свободы граждан, - которые на практике не были ничем обеспечены и зависели от воли большинства в меджлисе. Установила иные условия выборов депутатов парламента и назначений в высшие органы власти. ВНСТ обладало законодательной властью, исполнительная ложилась на президента и правительство. Президент избирался ВНСТ на 4 года и мог переизбираться, был верховным главнокомандующим, назначал премьер-министра и поручал ему формирование правительства. В выборах в ВНСТ могли участвовать только мужчины с 22 лет; действовала мажоритарная избирательная система, игнорировавшая интересы малых народов Турции.

Конституция демонстрировала национализм ее создателей, вызывая осложнения в политической жизни и межнациональных отношениях. Абсолютное большинство антикемалистских выступлений проходило затем под религиозными лозунгами. За ними скрывались и недовольство национальных меньшинств, ущемленных в их правах, и возмущение крестьян, лишенных земли и продолжавших испытывать гнет полуфеодалов, и бремя государственных налогов, и недовольство религиозных деятелей, ощутивших реальную угрозу своему благополучию, и даже возбуждение некоторых бывших участников освободи тельной борьбы, продолжавших порою придерживаться традиционных взглядов.[40]

Конституция не содержала какого-либо упоминания о политических партиях. Видимо, кемалисты считали это тогда преждевременным, хотя сам Кемаль указывал на необходимость политического плюрализма.[41]

Ломка старых норм жизни была бы невозможна без преобразований в сферах просвещения, быта, культуры и без пересмотра оценок исторических событий. Президент считал, что самым почетным членом общества является трудолюбивый крестьянин. Новая Турция, по его мнению, должна стать «страной трудолюбивых, страной богачей», а ее основная трудовая сила – крестьянин.[42]  Но основная масса крестьян не имела земли, чем выражала резкое недовольство.

Одним из труднейших кемалистких преобразований явилось введение латинского алфавита вместо арабского. Официально современный алфавит начал действовать с июня 1928 года. Мусульманский календарь сменился европейским. Коран был переведен с арабского на турецкий.

Основная масса населения встречала реформы с энтузиазмом. Уже в мае 1931 г., на III конгрессе НРП, принципы Ататюрка превратились в так называемые «6 стрел», касательно существования и деятельности партии: она была республиканской, национальной, народной, государственной, светской и революционной. Каждая из «стрел» подразумевала конкретные действия.[43]

 

§ 2. Преобразования в экономике

 

 

Лозанной кемалистская Турция закончила первый этап своей борьбы за национальное освобождение. Теперь перед нею встала другая не менее тяжелая и ответственная задача: хозяйственное возрождение, достижение экономической независимости.

Расширение внутреннего рынка, развитие товарно-денежных отношений, ликвидация экономической зависимости страны от иностранных государств, создание национальной промышленности, способной освободить страну от ввоза предметов массового потребления, развитие железнодорожной сети, а также поднятии сельскохозяйственного производства, - все эти вопросы были предметом обсуждения на экономическом конгрессе, созванном в Измире в феврале 1923 г.

Выступая на его открытии, Кемаль, подводя итоги тогдашним своим размышлениям о независимости, сказал, что историческая наука по-разному объясняет причины возвышения и упадка наций, истинная же причина заключается в экономике: «Если мы изучим турецкую историю, то нам станет ясно, что причины возвышения и упадка нашей страны сводятся, в конечном счете, к экономическим причинам. Все успехи и победы, а также все поражения, несчастья и беды связаны с нашим экономическим положением в ту эпоху, когда они происходили. Поднимая Новую Турцию до подобающего ей уровня, мы обязаны при всех условиях придавать первостепенное значение нашей экономике, ибо наше время – это в полном смысле слова эпоха экономики».[44]

Вопрос о земле в Турции, как и во многих странах, был проблемным. В постановлении Измирского конгресса  было записано, что «отныне хозяином страны является крестьянин» и что помощь земледельцам «будет главной заботой правительства»[45]. В действительности же все это не пошло дальше декларативных заявлений. Постепенно становилось ясно, что ВНСТ, представлявшее коалицию крупных землевладельцев, военных, а также крупной и средней буржуазии, не могло, да и не желало разрешить аграрный вопрос.[46]

Идя по пути укрепления прав земельной собственности, ВНСТ приняло 22 апреля 1925 г. закон о кадастре, облегчавший вовлечение земель в частнохозяйственный рыночный оборот. С принятием нового гражданского кодекса (1926 г.) в гражданский оборот были введены также государственные земли, находившиеся во владении и пользовании частных лиц.[47]

Не проводя радикальных реформ в области землевладения, турецкое правительство ограничивалось рядом полумер. Так, 21 апреля 1924 г. меджлис принял закон о создании сельскохозяйственных кредитных товариществ. Однако услугами этих товариществ  крестьянские массы не могли пользоваться, поскольку закон предусматривал выдачу кредита лишь под солидное имущественное обеспечение или под соответствующий паевой взнос.[48]

Более или менее значительным мероприятием турецкого правительства в области сельского хозяйства была отмена ашара и замена его земельным налогом и налогом с продуктов, поступавших в продажу. Эти изменения, с одной стороны, позволили строить государственный бюджет на косвенных налогах, а с другой – значительно приблизили крестьян к рынку, так как потребность в деньгах для уплаты арендной платы, налогов и различных обязательств вынуждала его продавать свой продукт.[49] Но экономика Турции в целом не получила надежной базы для свободного и самостоятельного развития. Основным препятствием на пути подъема сельского хозяйства была нерешенность аграрного вопроса. Более того, она явилась самым значительным препятствием на пути возрождения всей экономики Турции.

Необходимость расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, желание избавиться от тягостной зависимости от внешнего рынка как в области сбыта продуктов земледелия, так и снабжения страны промышленными товарами определили политику правительства в промышленности.[50]

Впервые об огосударствлении предприятий Кемаль заговорил еще в марте 1922 г.: «Одна из важных задач нашей экономической политики заключается в том, чтобы в меру наших финансовых и технических возможностей огосударствить те предприятия и учреждения, которые будут представлять непосредственно общественный интерес… Вместе с тем наше правительство готово предоставить всякого рода льготы капиталовладельцам, которые захотели бы, руководствуясь чисто коммерческими соображениями, вложить свои средства, как в горную промышленность, так и в различные экономические предприятия или же в общественные работы»[51]. Но официально об этатизме (по-турецки - девлетчилик) как основе государственной политики заявил премьер Исмет 30 июля 1930 г.

По мнению турецких экономистов этатизм есть процесс «капиталистического развития, в котором государство функционирует как стратегический агент частнокапиталистического накопления».[52] Турецкие ученые утверждали, что «идеи этатизма включены в проблему турецкой национальной революции». Основное содержание этатистской политики заявляли они, - создание на средства государства или же под его контролем и руководством «непривилегированной и бесклассовой ассоциации».[53] Этатизм противопоставляется всем другим экономическим системам – не только коммунистической, но и капиталистической – и изображался как типичный турецкий путь экономического развития.[54]

Именно Кемаль стал инициатором и теоретиком этатизма. Его выступление в апреле 1931 г. по программе НРП дало четкую характеристику намеченной линии. А в 1937 г. положение об этатизме было внесено в конституцию, после чего в 1938 г. был принят закон, регулирующий деятельность госсектора и госпредприятий. Турция стала пионером этатизма на Ближнем Востоке. Вслед за ней многие страны, впоследствии завоевавшие независимость, повторяли этот путь развития.

Утверждение этатизма проходило в условиях активного противодействия противников усиления роли государства. В 1930 было сломлено сопротивление недолго просуществовавшей Либерально-республиканской партии А.Фетхи. Только несокрушимая твердость Кемаля и его решимость возложить на государство «ответственность за национальную экономику» позволили реализовать избранный тогда курс. Президент неоднократно подчеркивал, что «система этатизма, которую осуществляет Турция, не является системой, заимствованной у мыслителей-социалистов XIX века. Это возникшая из потребностей Турции и свойственная исключительно ей система. В нашем понимании смысл этатизма заключается в следующем: частную инициативу и личную деятельность отдельных граждан считать основой всякой деятельности…, но, принимая во внимание все нужды великой нации и просторной родины… передать экономику страны в руки государства». Действительно, Кемаль не стремился изменить классовую структуру страны и думал лишь о «наращивании материальных сил нации».

Являясь особой формой развития капиталистических производственных отношений, базирующихся на государственной собственности, этатизм в Турции выражает совокупность отношений между государством – совокупным капиталистом – и всей эксплуатируемой массой. Сущность государственного капитализма в Турции в том и состоит, что государство берет в свои руки некоторые основные средства производства и осуществляет функции капиталистического предпринимателя.[55]

На начальном этапе, наибольшие доходы за короткий срок давали кредитные операции. Национальный капитал успешно подчинил своему контролю эту сферу. В 1920 г. в турецкие банки было вложено 32% всех депозитов, а в 1922 г. – около 50%, в 1924 г. – 62%, в 1934 г. – 84%. Аннулировались либо выкупались иностранные концессии. Но период «безболезненного роста турецкой буржуазии» закончился в годы мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Оказалось, что национальная буржуазия все же не способна активно отстаивать экономическую самостоятельность страны и предотвращать последствия кризиса.[56]

Но, важно подчеркнуть, что в начальный период этатизм республиканского правительства не был окончательно сформировавшейся системой. Государственно-капиталистические мероприятия в этот период сводились в основном к административно-хозяйственному вмешательству правительства в экономическую жизнь и деятельность частных предпринимателей.

Государственно-капиталистические тенденции довоенной Турции развивались в основном в двух направлениях.[57]

1-е, это непосредственное и активное участие государственного аппарата в экономическом строительстве, т.е. в направлении государственно-капиталистического предпринимательства. Государство вкладывало капиталы из бюджетных средств в строительство железных дорого, наиболее прибыльных промышленных предприятий (главным образом, текстильных и пищевых); организовывало кредитную систему в целях аккумуляции внутренних средств, финансирования промышленных предприятий, железнодорожного строительства и т.п.

2-е, это «регулирование» экономической жизни. Государство монополизировало некоторые наиболее важные отрасли производства, помогало, поощряло и покровительствовало частной инициативе (субсидии, налоговые и таможенные льготы и привилегии), содействовало объединению распыленных частных предприятий; вмешивалось во внешнеторговые операции; пользовалось малейшей возможностью привлечь в страну иностранный капитал.

Таким образом, государственное предпринимательство, т.е. непосредственное строительство, финансирование и управление различного рода хозяйственными учреждениями через государственный аппарат, представляло одну из основных форм государственного капитализма в Турции.

Этатизм в Турции отличается по социально-экономическим последствиям от государственно-монополистического капитализма империалистических стран. В довоенный период турецкая буржуазия использовала государственный капитализм в борьбе с иностранным экономическим проникновением, в попытках создания основ экономической самостоятельности. Выгодами, вытекавшими из политики этатизма, воспользовалась, прежде всего, национальная буржуазия (торговая и промышленная) для укрепления экономических основ своего господства. Но поскольку усиление позиций национальной буржуазии шло одновременно в борьбе с империалистическими монополиями и упрочением независимости и национального суверенитета Турции, государственный капитализм в этих условиях носил прогрессивный характер.[58]

Как по размерам капиталовложений, так и объему продукции успехи этатистской политики были скромными, но тем не менее ими в значительной мере определялся путь независимого экономического развития Турции.

Государственное промышленное строительство и участие в нем частного капитала в некоторой мере способствовали развитию национальной промышленности. При активном участии государственного аппарата и его покровительстве в Турции возникли новые отрасли промышленности: сахарная, консервная, стекольная, бумажно-целюлозная и т.д. Значительно расширили производство существовавшие отрасли – текстильная, кожевенная и др. Некоторое развитие получили цементная, горнорудная и химическая промышленность. Делались попытки заложить основы металлургии. Стоимость годовой продукции цензовой промышленности увеличилась с 137,9 млн. лир в 1932 г. до 331,3 млн. лир в 1939 г.[59]

При слабости капитализма в целом и частнокапиталистической предпринимательской инициативы, в особенности непосредственное участие государства в хозяйственной жизни, ускоряло общее экономическое развитие Турции.

 



2020-03-17 253 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. «Этатизм» - идеология социально-экономической модернизации страны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. «Этатизм» - идеология социально-экономической модернизации страны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)