Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. Мустафа Кемаль Ататюрк о внешнеполитической концепции независимой



2020-03-17 295 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. Мустафа Кемаль Ататюрк о внешнеполитической концепции независимой 0.00 из 5.00 0 оценок




              Турции

 

Сравнение с прошлым помогает лучше понять внешнеполитическую концепцию Ататюрка. Она в корне отличалась от внешнеполитических взглядов всех предшествующих ему турецких государственных деятелей. В этой области у Ататюрка особенно заметен полный разрыв преемственности с идеями и практикой Османской империи. Отвергая, как уже отмечалось, идеологию панисламизма и пантюркизма, Мустафа Кемаль осуждал и основанную на этих доктринах агрессивную внешнюю политику. С другой стороны, он не менее решительно порицал султанское правительство за пресмыкательство перед державами Антанты. То есть, внешнеполитическая концепция Кемаля основывалась, как и во всем остальном на принципах национального суверенитета. Все то, что не затрагивает национального суверенитета, тем самым не может служить причиной войны, но то, что ему угрожает, должно быть отбито, и если мирные способы не помогают, необходимо взяться за оружие. Эта мысль проходит красной нитью через все высказывания Ататюрка по внешнеполитическим вопросам.[60]

Важным пунктом Национального обета Кемаля, окончательно сформировавшегося на Сивасском конгрессе был принцип «национальной границы», означавший одновременно и требование о сохранении за Турцией земель, входивших в ее состав на день подписания Мудросского перемирия, и отказ от арабских стран, то есть окончательный разрыв с концепцией Османской империи.

Для периода освободительной войны наиболее характерны выступления Кемаля против империалистической политики Запада. Борьбу Турции против империалистической агрессии Кемаль связывал с антиимпериалистической борьбой всего Востока. В речи, обращенной к полномочному представителю Советского Азербайджана, он, например заявил, что Анатолия «занимает положение форпоста, который вся Азия, весь угнетенный мир выдвинул против мира угнетателей»[61]. В другой раз Кемаль сказал: «Я чувствую необходимость снова подчеркнуть, что борьба, которую в настоящее время ведет Турция, не является только ее борьбой. Если бы нынешняя борьба велась Турцией лишь от ее имени и только ради нее самой, то, возможно, она была более короткой, менее кровопролитной и быстрее бы окончилась. Турция затрачивает огромную энергию, так как защищает дело всех угнетенных наций, всего Востока, и она уверена, что в этой борьбе все восточные нации будут неизменно идти вместе с ней»[62].

Показательной чертой внешнеполитических взглядов Кемаля в начальный период революции (1919) также была дискуссия, которую он вел со сторонниками американского мандата – стамбульскими «аристократами обоего пола». Несмотря на сильный нажим с их стороны, Кемаль высказался против мандата, трезво усмотрев в этом покушение на суверенитет Турции.[63]

Столь же отчетливо Кемаль понимал значение добрососедских отношений с Советским Союзом. Непосредственным стимулом к установлению этих отношений было стремление получить политическую и материальную поддержку крупного государства. С этой целью Кемаль уже 26 апреля 1920 г., через три дня после открытия Великого национального собрания, отправил в Москву на имя В.И. Ленина письмо, в котором изложил основные внешнеполитические принципы новой Турции, просил оказать ей помощь и предложил установить регулярные дипломатические связи.[64] В своем ответном письме от 3 июня того же года Советское правительство подтвердило акт взаимного признания обоих государств де-юре и заявило, что оно «счастливо заложить прочный фундамент дружбы, которая должна объединить турецкий и русский народы»[65].

Надежды Кемаля на получение помощи от Советского Правительства оправдались. Успешно реализовался советско-турецкий договор от 17 декабря 1925 г. о дружбе и нейтралитете. Вскоре промышленное производство в Турции заметно возросло, а в 1932 г. она добилась положительного сальдо внешнеторгового баланса, окрепло национальное предпринимательство, хотя зависимость от международного капитала еще сохранялась.[66]

Но как эта помощь ни была значительна сама по себе, еще более важным для борющейся Турции был произведенный ею морально-политический эффект. Дружественное отношение Советской России к Турции воспринималось общественностью всего мира как признание справедливости борьбы турецкого народа за независимость и повышало авторитет анкарского правительства внутри самой Турции.

Придя к убеждению, что советско-турецкая дружба отвечает коренным, непреходящим интересам турецкого народа, Ататюрк положил ее в основу своей внешней политики. И всячески это декларировал в своих выступлениях.[67]

После окончания войны за независимость Ататюрк в основном сохранил свою прежнюю внешнеполитическую концепцию. В соответствии с принципом национального суверенитета он, как и раньше, считал, что воевать нужно только в случае жизненной необходимости. В ряде его речей настойчиво подчеркивается, что поскольку Турция осуществляет реформы и находится в процессе развития, мир для нее – настоятельная необходимость.

У Ататюрка сохранялись также надежды на возможность международного соглашения об обеспечении коллективной безопасности. Но вместе с тем его постоянно заботила мысль о том, что Турция должна укреплять свои собственные, национальные силы, чтобы не оказаться перед лицом какой-либо неожиданности. Вспоминая события освободительной войны, он говорил депутатам меджлиса: «Что поделаешь, господа! Извечная истина, гласящая, что право, не подкрепленное материальной силой, попирается, не сделала для нас исключения. И пока национальная власть не одержала реальной и окончательной победы, фея мира не раскрывала нам своих объятий»[68].

Упрочивалась и мирная линия турецкой внешней политики. В 1932 г. страна стала членом Лиги Наций, в 1934 г. вошла в состав Балканской Антант наряду с Грецией, Югославией и Румынией. В 1935 г. был продлен на 10 лет договор о дружбе и нейтралитете с СССР. Конференция в Монтре (июнь – июль 1936 г.) облегчила Турции контроль над проливами.[69]

Но не все выступления и действия турецкой дипломатии в эти годы соответствовали целям обеспечения всеобщего мира и собственным национальным интересам. Турция в поисках выгод,  начинает заключать различные союзы, это, следовательно, давало возможность вовлечения ее во внешнеполитические комбинации крупных держав. В связи с этим во второй половине 30-х годов стали наблюдаться тенденции к охлаждению отношений с Советским Союзом. Однако, на данном этапе, Ататюрк сумел удержать руль турецкой внешней политики от поворотов, которые могли нанести ущерб основам «дружбы с СССР». Но уже с середины 1936 г. и особенно в 1937 г. здоровье Ататюрка стало резко ухудшаться, и внешняя политика Турецкой республики начинает претерпевать изменения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всего несколько десятилетий спустя после смерти Ататюрка, Турция стала неузнаваемой. Слово «турок», в эпоху османов звучавшее как «мужлан», стало самоназванием динамичной, предприимчивой нации, обладающей сильной армией, энергично развивающейся промышленностью, надежной аграрной сферой. Геостратегическое положение страны в регионе становиться важным как никогда.

Уроженец города Солоники, он был гениальным прагматиком, человеком практического склада и четко ориентированного ума. Ататюрк редко покидал свою страну, всегда оставаясь – в прямом и переносном смысле – «на родной почве». Но ему удалось с блеском использовать достижения как капитализма, так и социализма, сочетая, к примеру, кооперативное движение с жестким государственным регулированием, а рыночные механизмы – с государственным протекционизмом. То, что казалось ему нужным и полезным для страны «здесь и сейчас», без лишних размышлений и идеологической рефлексии заимствовались им из опыта других стран и иных политических систем.[70]

Постепенно менялся облик страны: турецкий капитал переходил к равноправному сотрудничеству с иностранным, закончилась свободная деятельность иностранного капитала, турецкий бизнес все более становился национальным, деловая переписка перешла на турецкий язык, ослабло засилье иностранных рекламы, зрелищ и периодики. Турция вышла на новый рубеж развития культуры.

В данной работе были отражены вопросы, касающиеся формирования философских и общественно-политических взглядов Ататюрка, содержания этатизма, как идеологии социально-экономической модернизации страны, и внешнеполитической концепции независимой Турции.

«Произошла великая важная революция… Новый государственный строй Турции, показав своей успешной деятельностью, что он собой представляет, утвердил затем свое существование под тем названием, которое неизвестно и прославлено во всем мире. Он доказал, что ему чужды колебания и нерешительность и что он не намерен идти вспять, как некоторым хотелось думать и толковать. Он открыл республиканскую эру в турецкой истории»[71].

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Источники:

Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966.

Кемаль Ататюрк. Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях в 1919-1938

годах// Международная жизнь. 1963. №11.

 

2. Исследования:

Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. М., 1962.

Данилов В.И. Турция 20-30-х годов: путь к демократии// Восток. 1997. №2.

Киреев Н.Г. История этатизма в Турции. М., 1991.

Лежиков А. Отец народа// Родина. 1998. №5-6.

Миллер А.Ф.Становление Турецкой республики//Народы Азии и Африки.1973.№6.

Миллер А.Ф. Вступительная статья// Кемаль Ататюрк. Избранные речи и

выступления. М., 1966.

Моисеев П.П. Аграрные отношения в современной Турции. М., 1960.

Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк// Вопросы истории. 1995. №8.

 

 


[1] Данилов В.И. Турция 20-30-х годов: путь к демократии// Восток. 1997. №2. С. 63.

[2] Там же С. 65.

[3] Более подробно см.: Данилов В.И. Указ. соч. С. 72.

[4] В данной работе используются: Миллер А.Ф. Становление Турецкой республики// Народы Азии и Африки. 1973. №6; Миллер А.Ф. Вступительная статья// Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления.

[5] Киреев Н.Г. История этатизма в Турции. М., 1991.

[6] Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк// Вопросы истории. 1995. №8.

[7] Лежиков А. Отец народа// Родина. 1998. №5-6.

[8] Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. М., 1962.

[9] Данилов В. И. Указ. соч.

[10] Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966; Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях в 1919-1938 годах// Международная жизнь. 1963. №11.

[11] Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. С. 

[12] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 60.

[13] Там же.

[14] Киреев Н.Г. Указ. соч.. С. 78.

[15] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 60.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Миллер А.Ф. Вступительная статья. С. 7.

[19] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 61.

[20] Там же. С. 62.

[21] Там же.

[22] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 65.

[23] Кемаль Ататюрк. Избранные речи… С. 33.

[24] Цит по: Данилов И.В. Указ. соч. С. 66.

[25] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 66.

[26] Миллер А.Ф. Вступительная статья. С. 14-15.

[27] Далее по тексту ВНСТ.

[28] Кемаль Ататюрк. Избранные речи… С. 87.

[29] Цит. по: Данилов В.И. Указ. соч. С.66-67.

[30] Кемаль Ататюрк.. Избранные речи… С. 87-89.    

[31] Там же. С. 136-138.

[32] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 70.

[33] Цит. по: Миллер А.Ф. Вступительная статья. С. 19.

[34] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 70.

[35] Кемаль Ататюрк. Избранные речи… С. 137.  

[36] Кемаль Ататюрк. Избранные речи… С. 306-315.

[37] См. более подробно: Киреев Н.Г. С. 88-90.

[38] Данилов В.И. Указ. соч. С. 70.

[39] Миллер А.Ф. Становление Турецкой Республики. С. 46.

[40] Киреев Н.Г. Указ. соч. С. 83-85

[41] Там же.

[42] Кемаль Ататюрк. Избранные речи… С. 214.

[43] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 71.

[44] Ататюрк М.К. Избранные речи... С. 267-282.

[45] Ататюрк М.К. Избранные речи... С. 279.

[46] Алибеков И.В. Указ. соч. С. 19.

[47] Моисеев П.П. Аграрные отношения в современной Турции. М., 1960. С. 40.

[48] Алибеков И.В. Указ. соч. С. 20.

[49] Там же.

[50] См. Киреев Н.Г. Указ. соч. С. 60-68, 86-88, 91-102, 108-118.

[51] Кемаль Ататюрк. Избранные речи… С. 213-217.  

[52] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 75.

[53] Цит. по: Алибеков И.В. Указ. соч. С. 32.

[54] Там же.

[55] Алибеков И.В. Указ. соч. С. 36.

[56] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 74.

[57] См. Алибеков И.В. Указ. соч. С. 38-90.

[58] Алибеков И.В. Указ. соч. С. 37.

[59] Алибеков И.В. Указ. соч. С. 106-107.

[60] См. Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях… С. 147-159.

[61] Кемаль Ататюрк. Избранные речи… С. 168-170.

[62] Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях… С. 153.

[63] Миллер А.Ф. Вступительная статья. С.13.

[64] Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях… С. 147-148.

[65] Цит. по: Миллер А.Ф. Вступительная статья. С. 23.

[66] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С.75.

[67] См. Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях… С. 147-159.

[68] Кемаль Ататюрк. Избранные речи… С. 315.

[69] Розалиев Ю.Н. Указ. соч. С. 75.

[70] Лежиков А. Указ. соч. С. 146-147.

[71] Кемаль Ататюрк. Избранные речи… С. 318.



2020-03-17 295 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. Мустафа Кемаль Ататюрк о внешнеполитической концепции независимой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. Мустафа Кемаль Ататюрк о внешнеполитической концепции независимой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)