Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговая политика НЭПа



2020-03-17 371 Обсуждений (0)
Налоговая политика НЭПа 0.00 из 5.00 0 оценок




Переход к НЭПу, проявившийся в разрешении торговли, возвращении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы.

Основу этой системы дала система дореволюционной России - промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения: единый натуральный налог,сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный,налог на сверхприбыль,сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенно дискриминационный характер: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль.

Характерной чертой налоговой системы периода НЭПа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 году количество платежей взимаемых только с обобществленного сектора достигло 86 (табл. 1).

 

Таблица 1

Структура налоговых поступлений по обобществленному сектору к 1930 году.

Налоговые поступления % к итогу
Акцизы (12 видов) 28,9
Промысловый налог 21,5
Таможенные пошлины 3,9
Попенная плата 4,9
Подоходный налог 4,6
Отчисление прибылей в бюджет (3 вида) 12,2
Отчисления в фонд улучшения быта рабочих и служащих 1,9
Отчисления на образование специального капитала в учреждениях долгосрочного кредита 4,3
Займы 1928 и 1929 годов 3,3
Итого 85,5
Прочие 63 платежа 14,5
Всего 100

 

Обобществление - процесс перехода от частных форм владения к общественным формам владения.

Фискальная политика государства в период НЭПа претворялась в жизнь Народным комиссариатом финансов [3, с.207-208] (Наркомфин или НКФ) (представители: Г.Я. Сокольников-Бриллиант, Н.П. Брюханов).

Систему налогов и сборов при НЭПе составляли следующие виды:

) прямые налоги (к 1926 году их доля в бюджете - 82%):

·   продовольственный налог (продналог по объему был меньше продразверстки; излишки оставались крестьянам, которые могли распоряжаться ими по своему усмотрению; создал личную заинтересованность сельских тружеников в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и повышении производительности труда) (продналог на 1921-1922 года - 240 млн. пудов зерна), (просуществовал до 1923 года);

·   промысловый налог (взимался с частных торговых и промышленных предприятий, а также с государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий);

·   единый натуральный налог (взимался в пудах ржи или пшеницы; носил прогрессивный характер);

·   денежный подворный налог (взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога);

·   сельскохозяйственный налог (заменил различные натуральные налоги);

·   индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом (облагались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков);

·   подоходно-поимущественный (введен для регулирования размеров накоплений частнокапиталистических элементов; использовался, когда доходы частных лиц и доходы рабочих и служащих от работы по найму превышали определенный размер (сельское население освобождалось от его уплаты); позже переименован в подоходный налог);

·   военный налог (облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию);

·   налог на сверхприбыль (вводился с целью изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученных в результате применения спекулятивных цен);

·   квартирный налог (взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов);

·   налог с наследств и дарений (облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90% в зависимости от стоимости имущества) [3, с.237];

2) косвенные налоги (их доля в бюджете - 11-20%):

·   акцизы (уплачиваемые с некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями);

·   налог с доходов от демонстраций кинофильмов;

3) пошлины: патентная, судебная и др.;

) сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В сфере косвенных налогов также проводился классовый принцип налогообложения за счет установления повышенных акцизов на предметы роскоши. За счет этого бюджет получал более половины всех поступлений от косвенных налогов.

В качестве чрезвычайных вводились: в 1922 году - единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим, в 1924 году - единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.

В 1922-1923 годах отмечался резкий подъем местного «налоготворчества», выразившегося в появлении массы непредусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов. [3, с.209]

В период НЭПа важный вклад в исследование налоговой теории и практики внесли В.Альтшулер, Д.Боголепов, А.Соколов, В.Твердохлебов, А.Тривус [5].

В период НЭПа существовало одновременно несколько органов, наделенных законодательными полномочиями. Это привело к тому, что норма налогового права была оформлена в виде различных правовых актов - декретов, постановлений, положений, временных правил и инструкций высших органов государственной власти. Центральное место в системе источников налогового права этого периода занимали декреты ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) и СНК (Совет народных комиссаров). Принимаемые в форме инструкций ведомственные акты дополняли и конкретизировали порядок налогообложения, установленный налоговыми декретами.

Нормативные правовые акты, установившие порядок местного налогообложения в период НЭПа, определяют полномочия центральных и местных органов власти в области правового регулирования местных налогов; устанавливают перечни местных налогов и сборов, распределение которых проводилось по признаку административно-территориального образования.

Построение системы местных налогов и сборов, как и системы государственных налогов, началось в условиях полного разрушения финансово-правовых основ государственной деятельности и отсутствия необходимого опыта работы у вновь созданных органов советской власти. Поэтому развитие местного налогообложения осуществлялось в основном через экспериментирование в области нормативно-правового регулирования, путем ежегодной корректировки законодательства, устанавливавшего местные налоги и сборы в зависимости от внешних экономических условий налогообложения и эффективности обложения тем или иным местным налогом.

Закрепленный в законах союзных республик порядок установления местных налогов и сборов в отдельных административно-территориальных единицах указывал на централизованный характер местного налогового регулирования, основанный на подчинении нижестоящих местных советов вышестоящим. Иерархия законов также соблюдалась и во взаимоотношениях центра с союзными республиками в области правового регулирования местных налогов и сборов.

Налоговая политика НЭПа должна была реализовать две цели: финансовую - увеличивать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих.

Политика усиления налогового давления в зависимости от величины доходов и капитала, принадлежащего налогоплательщику дела, решала в большей степени политические, чем экономические задачи. В сфере поимущественного обложения промышленного производства тяжесть налога прогрессивно возрастала по мере роста размеров капитала. В результате, всякое слияние капиталов, способствующее созданию эффективных, конкурентоспособных производств приводило к многократному увеличению обложения. Аналогично система прогрессивного возрастания сельхозналога в зависимости от количества пашни и скота приводила к сдерживанию процесса производственного накопления в сельском хозяйстве, дроблению крестьянских хозяйств, а часто и просто к свертыванию объемов сельскохозяйственного производства. Тяжесть налогообложения падала на те доходы, которые служили источником накопления в земледелии (доходы крупных и средних хозяйств) и не затрагивали потребления.

Вместе с тем руководство страны понимало, что Россия существенно отстает от развитых капиталистических стран. Внешняя обстановка требовала проведения ускоренной индустриализации. Причем эта индустриализация могла быть проведена только за счет собственных ресурсов страны.

Стала проводиться политика коллективизации и индустриализации.

Изменение в стратегии государства потребовало столь же радикального реформирования налоговой системы в 30е годы. [3, с.219-220]




2020-03-17 371 Обсуждений (0)
Налоговая политика НЭПа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговая политика НЭПа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)