Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности.



2020-03-17 210 Обсуждений (0)
Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Одна из главных задач государственной политики ведущих западных стран послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в приоритетных направлениях производственной и научно-технической деятельности - в значительной мере решалась посредством маневрирования прямыми и косвенными налогами, за счет реформирования методов и форм их взыскания.

 В ФРГ был создан специальный Институт финансов и налогов - своеобразный мозговой центр финансовой деятельности государства. В исследованиях института прослеживаются две основные идеи. Первая - улучшение жизненных условий населения необходимо, и оно требует оживления конъюнктуры рынка. Для оживления конъюнктуры необходимо увеличить капиталовложения, а для этого надо снижать налоги на предпринимательскую деятельность. Вторая - необходим выход национальной продукции на мировой, рынок, обеспечение роста ее конкурентоспособности, выведение на современный научно-технический уровень. Соответственно возникает необходимость обновления основного капитала, крупных и систематических капиталовложений. С целью приобретения возможностей осуществлять эти капиталовложения следует, в частности, снизить налоги с корпораций[21,56-57].

 Таким образом, оба тезиса отвечали насущным требованиям западногерманской, а также всей западноевропейской экономики конца сороковых - первой половины пятидесятых годов. Поиски капиталов для развития монополий - одна из главных задач того периода. Снижение налогов с предпринимателей рассматривалось как

быстродействующее средство мобилизации капиталов.

С конца 50-х годов ситуация начинает меняться. Экономика ФРГ, наряду с другими западноевропейскими государствами, приобретает характерные ранее только США болезненные симптомы перенакопления капитала. И западноевропейские налоговые теоретики вслед за американскими начинают разрабатывать подходы к налоговой политике как инструменту воздействия на экономический цикл. Они приходят к единому мнению: налоги, являясь финансовой базой государственных мероприятий, позволяют государству активно воздействовать на общественное производство, с тем, чтобы оживить конъюнктуру, не допустить наступления экономического кризиса, а если он все-таки наступил, то ослабить его действие и стимулировать скорейший выход из кризисной ситуации .

В налоговых теориях, разрабатываемых в США и Западной Европе в 60-70-е годы, неизменно прослеживается мысль о необходимости стимулирования частного предпринимательства и деятельности корпораций в приоритетных направлениях производственной и научно-технической деятельности на всех стадиях экономического цикла.

Несомненно, что в целом 50-70-е годы стали и в налоговой теории, и в налоговой и кредитной практике ведущих западных стран периодом формирования системы льгот (ставшей впоследствии традиционной), направленных на стимулирование инвестиций в производство и научно-технические исследования.

Широкое распространение получили следующие виды налоговых льгот, предоставляемых корпорациям:

- установление для них менее прогрессивных, чем для физических лиц, налоговых ставок;

- разрешение ускоренной амортизации основного капитала, а также предоставление

инвесторам льгот при налогообложении амортизационных отчислений и вновь инвестируемого капитала;

- налоговые льготы для предприятий добывающей промышленности (льготы, предоставляемые в связи с "истощением недр" и т.п.);

- специальные налоговые льготы, предоставляемые для стимулирования определенных

отраслей экономики (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);

- налоговые льготы для производителей экспортных товаров и экспортеров капитала;

- льготный налоговый режим при обложении доходов от ценных бумаг и сделок с капиталом и т.д.[11,49]

На протяжении всего послевоенного периода существует последовательная тенденция снижения фактических ставок обложения прибылей корпораций. С этой точки зрения воздействие налоговой политики в большинстве развитых стран на масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне благоприятным для частных компании. В США, например, в форме налоговых вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960 - 38,9, в 1970 - 32,1 а в 1980 году - лишь 22,5% [7,38].

 Следует подчеркнуть, что снижение фактических ставок обложения прибылей корпораций не сопровождалось немедленным ускорением темпов роста производства или резким расширением капиталовложений. Интенсивность инвестиционного процесса определялась целым комплексом факторов - перспективами расширения рынка сбыта, структурными изменениями, уровнем цен на мировом рынке и т.д. Однако, несомненно, снижение налоговых ставок побуждало корпорации к инвестициям с целью

расширения и научно-технического обновления производства.

 Несмотря на усиление всех видов налогообложения в США в послевоенный период удельный вес подоходного налога с корпораций сократился в федеральном бюджете с 50% в 1940 г до 14,5% в 1975 г., а во всех поступлениях в штатах и местных органах власти - с 21 до 9,8% . Причем, динамика федеральных налоговых поступлений от прибыли корпораций имела четко выраженную тенденцию к снижению.[21,56]

Но и среди плательщиков данного налога были корпорации, пользующиеся особыми привилегиями. В 50-70-е годы предприятия (концерны) некоторых приоритетных отраслей частично или почти полностью освобождались от налогов на прибыль, (например, нефтяные корпорации, вследствие введенной еще в 1926 г. скидки на истощение недр). Позднее эта скидка распространилась на угольную, железорудную промышленность, на добычу различных минералов, песка и гравия. Нефтяные корпорации могли также вычитать из суммы облагаемой прибыли дополнительные расходы на бурение и разведку, рассматриваемые как текущие затраты. Любопытно, что в 1975 г. в федеральный бюджет США была включена статья "Налоговые расходы", в которой дан подсчет, сколько недополучает казна из-за различных налоговых льгот. Полученная цифра была очень внушительной - около 90 млрд.долл.

Тем не менее, и во второй половине 70-х годов правительство США последовательно проводило политику снижения налогов на прибыль корпораций и активного налогового стимулирования производственных и научно-технических инвестиций.[10,32]

Аналогичные тенденции прослеживались и в странах Западной Европы. В Великобритании в целях снижения налога на прибыль компаний с 1945 г. был установлен необлагаемый минимум, в 1947 г. введена особая скидка на прибыль, не превышающую 12000 фунт.ст. в год, освобождена от обложения прибыль предприятий, принадлежащих одному лицу, и прибыль, полученная от зарубежных филиалов. Льготы, предоставляемые корпорациями в 50-60-е годы, обеспечивали им законное право сокращать облагаемую прибыль в среднем до 30% и тем самым уменьшать обложение.

 Характеризуя налоговую систему ФРГ в период 60-70-х годов, немецкий экономист М.Юнгблут отмечал, что именно через налоговый механизм миллиардные суммы перекочевывают из государственного бюджета к концернам в виде надбавок на капиталовложения, различного рода выплат, налоговых льгот и субсидий.

Важным инструментом государственного регулирования уровня накопления, скорости обращения основного капитала, структуры инвестиций по отраслям стала в послевоенные годы система ускоренных амортизационных списаний элементов основного капитала. Налоговая политика ускоренной амортизации предоставляла возможность списания в качестве издержек производства в первые годы эксплуатации оборудования большей части его стоимости, а следовательно, занижения величины налогообложения корпорации.

В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения. Он представлял собой скидку с начислением суммы подлежащего уплате налога в размере определенного процента от стоимости закупленных машин и оборудования. Право на получение инвестиционной скидки предоставлялось корпорациям в год ввода оборудования в эксплуатацию, а ставка налогового кредита варьировалась в зависимости от срока его службы. Инвестиционный кредит в налоговой практике США применялся не постоянно. Федеральные органы использовали его лишь в качестве одного из регуляторов конъюнктуры рынка.

Налоговые льготы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стали применяться в западных странах с середины 50-х

годов. В США в 1954 г. было введено единовременное исключение из налогооблагаемых доходов корпораций в качестве издержек производства затрат

на научно-техническую или конструкторскую деятельность или вычет этих затрат в течение ряда лет - по выбору компании. В 60-е годы в Великобритании корпорации получили право списания затрат на научные и опытно-конструкторские работы в качестве издержек производства практически в любой сумме. В Бельгии, Италии, Швеции полные суммы расходов на проведение научных исследований также были исключены из налогооблагаемых доходов корпораций. В ФРГ с 1970 г. введен налоговый кредит, стимулирующий инвестиции в научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, из налогооблагаемой прибыли корпораций в качестве издержек производства исключались текущие материальные затраты и расходы на содержание персонала в сфере научных исследований[21,44].

В других странах Западной Европы, Канаде, Японии, Австралии в послевоенный период для стимулирования инвестиций частных корпораций в научно-технические исследования и опытное производство также стали использоваться аналогичные налоговые льготы. Нередко оказывалось, что величина предоставляемых налогово-амортизационных льгот превышала налоговые обязательства корпораций, полностью освобождая их налогообложения.

 В ведущих западных странах в послевоенные годы политика низких корпоративных налогов и расширения налоговых льгот для предпринимательской деятельности осуществлялась даже тогда, когда государственный бюджет становился напряженным или дефицитным. Естественно, возникал вопрос о компенсирующих источниках доходной части бюджета. С одной стороны, это были: рост объемов подоходного налога, бюджетные доходы от предпринимательской деятельности государства, государственные займы, продажа государственных ценных бумаг, эмиссия денежных знаков. С другой - изменения в системах косвенных налогов[7,25].

 Эти изменения в 50-60-е годы проявлялись главным образом в повышении роли налога с оборота в качестве наиболее эффективного способа мобилизации в бюджет доходов населения через широкую сферу потребления товаров и услуг. Наряду с традиционным применением налога на продажу в 60-ые годы все более широко начинают применяться налоги на добавленную стоимость, которыми облагаются практически все товары и услуги. Во второй половине 60 - начале 70-х годов большинство западноевропейских государств включают в свои налоговые системы новую разновидность налога с оборота - налог на добавленную стоимость, взимаемый практически со всех товаров и услуг на всех этапах по пути их движения к конечному потребителю.

Проводя в послевоенный период последовательную политику снижения ставок корпоративных налогов и расширяя сферу действия налогов на потребление (налога с оборота, налога с продаж, НДС), правительства ведущих западных стран тем самым поощряли производственные и научно-технические инвестиции, делали ставку на стимулирование частной инициативы. Широкое применение и повышение ставки налогов на потребление стали одним из мощных экономических противовесов, позволивших уменьшить роль подоходного налога с корпораций в формировании доходной части бюджета, что, с одной стороны, фактически позволило предпринимателям направлять большие средства на инвестирование, а с другой, - поощряло население в капитализации существенной части своих доходов.



2020-03-17 210 Обсуждений (0)
Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)