Управление налогообложением. Органы налогового управления: государственные и местные, их функции. Налоговые законы. Налоговый контроль
Управление налогообложением - комплексное понятие, включающее налоги как объект управления и налоги как инструмент. Исходя из этого, с одной стороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов, образуемых главным образом за счет налогов, и контролю за этими процессами, а с другой - управление органами системы Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и т.д. Управление налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач - на микроуровне. К общенациональным задачам управления следует отнести: образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений; установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы; составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений. Специфическими задачами управления можно считать: определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета; разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой базы; осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Общее управление налогами в России возложено на высшие органы государственной власти - Президент РФ, Государственная Дума РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ, как законодательный орган, рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Налоговые органы в РФ Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В единую систему органов оперативного управления налогами входят Министерство финансов РФ и его органы на местах, Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах, Федеральная таможенная служба и таможни на местах. Министерство финансов РФ Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере федеральных органов исполнительной власти. Финансовые органы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, а именно: совместно с налоговыми инспекциями осуществляют ревизии юридических лиц; принимают меры к укреплению налоговой дисциплины; осуществляют контроль за нижестоящими финансовыми органами по выполнению ими своих налоговых обязательств; составляют доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых инспекций; представляют налогоплательщиками отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением о принятых решениях налоговых органов; решают вопрос совместно с налоговыми органами о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки ими уплаты налогов; получают сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию для регулирования бюджетного процесса. Федеральная налоговая служба Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. ФНС осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов; выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на: производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство, хранение, поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачных изделий; осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в крестьянских (фермерских) хозяйств; установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих проборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов; регистрирует в установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство; сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство; реестр лицензий на производство табачных изделий; реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений; единый государственный реестр лотерей, и др. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения; осуществляет в установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; принимает в установленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней; устанавливает (утверждает): форму налогового уведомления; форму требования об уплате налога; форму заявления о постановке на учет в налоговом органе; форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; форму и требования к составлению акта налоговой проверки; форму справки о полученных физическими лицами доходах и др. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юр. лиц, физ. лиц, фермерских хозяйств в установленной сфере деятельности; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы; организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы; взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФНС, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности. Федеральная таможенная служба Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства ФТС за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями. ФТС осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет внимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты укзанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию; обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ; осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях; осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность; осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФТС и реализацию возложенных на нее функций; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок; обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке; организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; реализует программы развития таможенного дела в РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ. Основная сфера деятельности Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением законодательства о налогах и сборах. Кроме, того на эту государственную структуру возложены обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, а также предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. В широком смысле налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов. В узком смысле налоговый контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности налогообязанных лиц. Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д. Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы, государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ. Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач: обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов; обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием; улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации; проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц; проверки целевого использования налоговых льгот; пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций. Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ. Формы налогового контроля складываются из установленных в п. 1 ст. 31 НК РФ прав налоговых органов: требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ. Заключение
Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения. Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом. Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития. Налогообложение выступает основным средством формирования доходной части государственного бюджета. Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую. Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя: · НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; · законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ; · нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ. Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида: · федеральные: · региональные; · местные. Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. Таким образом, можно считать, что все поставленные задачи курсовой работы выполнены.
Список литературы
1. Балабанов В.С. Государственное стимулирование экономического роста / Балабанов В.С., Булочникова Л.А., Демидова Л.А. - М., 2009. - 87 с. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. - М.: Издательство «ДИС», 2009. - 320 с. 3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учеб. для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2012. - 502 с. . Барулин С.В., Бекетова О.Н. Лафферовы эффекты в экономике современной России. // Финансы. - 2013. - №4. - С. 34-37. . Горский И.В. Сколько функций у налога? // Налоговый вестник. - 2013. - №3. - С. 161-163. . Заяц Н.Е. Теория налогов: учеб. /Мн.: БГЭУ, 2010. - С. 220. . Кузнецова Н.П. Экономический рост: история и современность: учеб. пособие. - СПб., 2010. - 143 с. . Краснов Ю.К. Налоговая политика в отношении льгот. // Налоговая политика и практика. - 2012. - №1. - С. 16-20. . Курс экономической теории. Учебное пособие. Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - Киров: АСА, 2010. - с. 624. . Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право №9/2010 г. . Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: «Аналитика Пресс», 2013 - 600 с. 12. Налоги и налоговое право [Текст]: учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2011-369 С. 13. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство [Текст Учебник / под ред. Е.Н. Евстигнеева. - СПб: Питер, 2012. . Налоги [Текст] учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2009-295 с. . Налоги и налогообложение [Текст] / Под ред. Романовского М.В., ВрублевойО.В. СПб., 2011 16. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение. - М.: МЦФЭР. 2010. - С. 336. 17. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р., Колесников А.С. // Под ред. Букаева Г.И. История налогов России: важнейшие даты, факты и события. - М.: Гелиос АРВ, 2002. - С. 240. . Поляк Г.Б., А.Н. Романов. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 399. . Соколов А.А. Теория налогов. - М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. - С. 506. . Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики // Экономист №1/2010 г. . Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Колл. авторов. Под общей ред. проф. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2012. - С. 1168.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |