Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



2020-03-17 172 Обсуждений (0)
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Налоговая система - это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а потому налоговая система - это единство экономических, правовых и организационных принципов, обуславливающих её самостоятельность.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.

Налоговая система Республики Беларусь с 01.01.2010 г. закреплена в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

В Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь определен порядок исчисления и уплаты всех налогов, сборов и специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц). По каждому налоговому платежу установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения, налоговые базы, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций о суммах, подлежащих уплате в бюджет. Размеры ставок налогов определены в соответствующих приложениях к Налоговому кодексу Республики Беларусь что, по мнению специалистов, создает для плательщиков более прозрачные условия ведения бизнеса, а доступное изложение норм исключает необходимость дополнительных разъяснений и толкований вопросов налогообложения Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны:

) равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам;

) определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору;

) удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления;

) стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции на изменение экономической ситуации;

) эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства.

Налоговая система Республики Беларусь на начальной стадии своего становления приобрела преимущественно фискальный характер, выразившийся в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в неэффективных способах его осуществления. Это привело увеличению налоговой нагрузки на приоритетные для республики трудоемкие отрасли национальной экономики.

Помимо фискальных целей налоговая система должна выполнять функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики и отдельных производств, а также выполнять роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества, быть выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности, которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.

Созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.

Во-вторых, важным недостатком системы является высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сравним с развитыми странами (США, Япония и др.), экономическое положение национальных юридических лиц намного скромнее, вследствие чего налоговое бремя отечественных предприятий очень велико.

Высок уровень косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачиваемых населением, именно они выступают одним из генераторов инфляционных процессов.

В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов -- республиканских, местных, целевых, внебюджетных осложняет налогообложение.

В-четвертых, сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов.

Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков.

В-пятых, несовершенство налоговой системы связано с неоправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки.

Большой недостаток белорусской налоговой системы видится в зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепи налоговых нарушении по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям.

Подобный механизм построения налоговой системы не применяется в экономически развитых странах. Каждый налог должен иметь свой четко установленный объект обложения и только за его сокрытие налогоплательщики должны нести финансовую ответственность.

Сложность налоговых инструкций и их множество привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые опытные аудиторы.

В настоящее время с учетом всех изменений налоговая система включает 30 налоговых платежей. Субъекты хозяйствования, осуществляющие обычную деятельность, будут уплачивать пять основных налогов: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги. Все остальные налоги будут уплачиваться только при возникновении соответствующих объектов налогообложения. (3, "Экономическая газета" за 2010г.)

Установленные формы налоговых отчетов также не совершенны. Они сверх меры перегружены информацией. Например, при наличии полного объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими номера кодов налоговой инспекции и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать лишь учетный номер и наименование предприятия.

В спектре повышенных интересов налогоплательщиков находится принцип стабильности налогов. Многочисленные изменения правил уплаты, тем более вводимые задним числом практикующиеся в Республике Беларусь, вызывают негативную реакцию, уменьшают доверие к государству, не способствуют росту инвестиций в национальную экономику. Поэтому гибкость налоговой системы, адекватно отвечающей на изменения экономической ситуации, должна сочетаться с гарантиями стабильности общей налоговой нагрузки в течение не менее пяти лет.

При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

1) взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

) уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;

) уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов.

В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.

Налоговая система Беларуси, соответствующая условиям рыночной экономики, находится в стадии формирования. Это воплощается в подборе ведущих форм и видов налогов, определении ставок, отработке структуры общереспубликанских и местных налогов, определении функциональной направленности налогообложения, апробации различных форм и методов налогового регулирования и пр.

Доходы местных бюджетов областей и г. Минска формируются за счет поступлений налога на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, колхозов, кооперативов и других хозяйств, налога на недвижимость, уплачиваемый предприятиями коммунальной собственности и юридическими лицами, госпошлин, подоходного налога с граждан, НДС, акцизов, платы за землю, налога за пользование природными ресурсами, лесного дохода.

Доля платежей, контролируемых налоговыми органами, составляет около 73%. Основной источник дохода бюджета, обеспечивающий 27% администрируемых налоговой службы платежей, - налог на добавленную стоимость.(2, журнал "Налоги Беларуси" №43 за 2010г.)

Проведенный анализ показывает, что налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятий доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает, требуемую доходность бюджета, а с другой - отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Принятие Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь позволило упростить порядок налогообложения, значительно сократить количество законодательных актов в сфере налогообложения. В то же время продолжается работа по снижению налоговой нагрузки, так с 2011г. планируется отмена сбора на развитие территории и налога на услуги. Из состава экологического налога будут исключены некоторые объекты налогообложения. Также планируется усовершенствовать механизм взимания основных налогов. Сократить периодичность налоговых платежей с ежемесячных на ежеквартальные. Основной эффект от этого мероприятия - высвобождение оборотных средств для осуществления деятельности организаций. Сократить число налоговых деклараций, что положительно скажется на снижении финансовых и временных затрат плательщиков на исчисление и уплату налогов, взаимодействие с налоговыми органами. (4, журнал "Налоги Беларуси" № 41 за 2010г. и "Экономическая газета за 2010г.)

Таким образом, следует отметить, что налоговое регулирование является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решать проблемы развития Беларуси.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе подготовки курсовой работы использовались учебные пособия отечественных и зарубежных ученых по вопросам налогообложения, нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты платежей из выручки в Республике Беларусь, а также материалы периодических изданий, статистических сборников.

Методологической основой курсовой работы послужили законодательные акты Республики Беларусь. В ходе работы использовалась методическая и экономическая литература, относящаяся к теме.

Что касается Республики Беларусь, то и в ней имеются особенности налогообложения, характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается: установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков; установление дополнительных налогов или использование повышенных либо дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица. [17, с. 34].

Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономических условий. Иными словами, налоговые системы являются отражением налогового регулирования государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

В ходе написания курсовой работы были рассмотрены функции и принципы налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений: фискальная - отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет; регулирующая - отношение государства к налогоплательщику в процессе создания благоприятных условий для развития экономики. В результате в фискальной функции, благодаря которой государство снабжается финансовыми ресурсами, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государства и ограниченными возможностями юридических и физических лиц в обеспечении такого увеличения.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий и граждан с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

 




2020-03-17 172 Обсуждений (0)
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)