Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие налоговой системы РФ в постсоветский период



2020-03-17 527 Обсуждений (0)
Развитие налоговой системы РФ в постсоветский период 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава I. Сущность и значение налоговой системы РФ

1.1 Развитие налоговой системы РФ в постсоветский период

1.2 Характеристика основных элементов налоговой системы РФ

Глава II. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

2.1 Перспективы развития налоговой системы РФ в условиях налоговой реформы

2.2 Основные направления правительственной концепции повышения конкурентоспособности налоговой системы Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику.

С 1991 года налоговая система в России создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в рыночных условиях весьма невелик. В индустриально развитых странах существует огромный, причем теоретически осмысленный и обобщенный опыт взимания и использования налогов. Но он может быть использован лишь с учетом специфики экономических, социальных и политически условий современной России. Налоговая политика России в 1990-е годы являлась довольно пассивным инерционным инструментом мобилизации доходов в бюджет страны. Именно игнорирование роли налогов как одного из важнейших рычагов управления экономкой привело к тому, что на протяжении всего периода реформ российская экономика функционировала в условиях высокого фискального бремени. Это привело к нестабильности всей хозяйственной системы и к криминализации экономики, что в конечном итоге сказалось на снижении конкурентоспособности страны. Реформирование налоговой системы, начавшееся в 1999 г., и продолженное на новом этапе (после 2005 г.) было вызвано в том числе необходимостью активизации налоговых инструментов в процессе экономического развития страны.

Одним из звеньев налоговой политики является определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период, с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов. Таким образом, на налоговую политику колоссальное влияние оказывает в том числе и международная политика. Сегодня вместе с набирающим темпы процессом глобализации возрастает налоговая конкуренция между странами в борьбе за капитальные инвестиции. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Более того, именно активная позиция государства в сфере налоговой конкуренции является одним из факторов долгосрочного экономического роста.

Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в экономике России. Предмет исследования - совокупность экономических отношений, связанных с развитием системы налогообложения в Российской Федерации.

Цель исследования - выявление основ функционирования налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:

.   Изучить развитие и принципы построения налоговой системы России;

2. Рассмотреть недостатки налоговой системы России;

.   Провести анализ развития налоговой системы;

.   Выявить результаты налоговых реформ России;

.   Отметить основные направления налоговой политики России.


Глава I. Сущность и значение налоговой системы РФ

 

Развитие налоговой системы РФ в постсоветский период

 

Российская налоговая система постепенно складывалась в начале 90-х годов. Следует указать, что в СССР налоги в целом в идеологическом смысле рассматривались как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, поскольку "чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству". Изъятие прибыли происходило в различных формах ("плата за фонды", "отчисления от прибыли" и др.), в дальнейшем заменённых индивидуальными нормами платежей для каждого предприятия. По тем же идеологическим причинам утверждалось, в частности, что налог с оборота в СССР имел только "внешнюю форму налога" и им не являлся.

Появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала, "совместных" и др.), разрушение идеологических установок и постепенное изменение экономического строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам "как форме дополнительной эксплуатации трудящихся", и уже с 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", который установил следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Следует отметить, что принятию закона предшествовала длительная дискуссия о целесообразности введения "ступенчатой" или "плоской" шкалы ставок налога на прибыль, в ходе которой был преодолен соблазн использовать американскую ступенчатую систему налогообложения прибыли корпораций (такая система была принята, к примеру, в Эстонии, но от нее быстро отказались) .

Таким образом, основой налогообложения предприятий уже с 1991 г. стал налог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45%, из которых 22% направлялись в союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, могли вноситься как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключением платежей за природные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции) не должна была превышать 23% облагаемой прибыли. Ставки платежей за трудовые и природные ресурсы с учетом данного ограничения устанавливали республиканские и местные органы государственной власти. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались повышенные ставки обложения.

Для отдельных плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных специализированных и коммерческих банков - 55%; для совместных предприятий при доле иностранного участника в уставном фонде более 30% ставка налога на прибыль составляла 30%. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30%. Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей и использования прибыли на цели расширения производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль.

Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в виде разницы между ценами.

Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между накоплением и потреблением па предприятиях. Обложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчислялся путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода.

Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15%.

Таким образом, Россия "в наследство от СССР" получила уже определенный, довольно противоречивый, но "задел" для создания собственной налоговой системы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов.

В конце 1991 г. был принят, а в 1992 г. введен в действие Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", который определил основы налоговой системы, коренным образом отличной от системы платежей в бюджет советского периода. Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была сделана попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. Закон "Об основах налоговой системы в РФ" установил общие принципы ее построения, структуру, организацию сбора налогов, контроля за их взиманием, права и обязанности налогоплательщиков, перечень налогов и сборов, ряд иных основополагающих положений налоговой системы. Этот закон являлся базовым документом в сфере налогообложения вплоть до 1999 г., когда все его статьи, за исключением статей, определяющих перечень налогов России, были отменены. С 1 января 2007 года он полностью утратил силу.

К числу основных нормативных актов в сфере налоговых правоотношений можно отнести и Закон РСФСР от 21.03.91 № 943-1 "О государственной налоговой службе в РСФСР", регулирующий вопросы организации сбора и контроля налогов, прав и ответственности налоговых органов. (После введения в действие НК РФ данный закон был переименован в Закон "О налоговых органах Российской Федерации".) Действующим законодательством предусмотрено, что налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Единая централизованная система налоговых органов включает в себя Федеральную налоговую службу (ФНС, ранее - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам - МНС) и её территориальные органы. ФНС является также органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ. Кроме упомянутых базовых налоговых законов налоговое законодательство России включало в себя ряд законов об отдельных налогах, в которых определены элементы каждого конкретного налога.

Помимо собственно законов при рассмотрении нормативно-правовой базы, регулирующей налогообложение в России, следует назвать постановления Правительства РФ, в которых рассматриваются налоговые вопросы, отнесенные к его ведению. Постановления Правительства РФ по налогам принимаются во исполнение соответствующих законодательных актов. Правительство как орган исполнительной власти не уполномочено самостоятельно принимать решения о введении или отмене тех или иных налогов; ему лишь предоставлено право представлять и Государственную думу Федерального Собрания России соответствующие законопроекты в рамках реализации права законодательной инициативы. Окончательное решение о налоговых законопроектах, внесенных Правительством, принимает федеральный орган законодательной власти. Организационно-методическую работу по налогам проводят ФНС, Федеральная таможенная служба (ФТС, ранее - Государственный таможенный комитет) и Министерство финансов РФ, которые разрабатывают приказы, инструкции, письма, разъяснения и другие нормативные акты по отдельным вопросам применения тех или иных положений законодательных актов о налогах и сборах. Следует особо отметить инструкции МНС/ФНС РФ, которые выполняли функции методического обеспечения налогообложения. Каждому закону об отдельном налоге ранее соответствовала инструкция МНС, которая подробно описывала правила налогообложения и регламентировала специфические моменты в сфере налогообложения (в настоящее время эту роль выполняют методические рекомендации, утверждаемые приказами ФНС РФ).

Нормативные акты министерств и ведомств по налогам представляли собой огромный пакет документов, иногда противоречащих законам и друг другу. Для решения этой проблемы необходимо было принять единый свод документов, регламентирующих основные аспекты налогообложения, поэтому уже с 1995 г. стоял вопрос о принятии Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка (1996 г.) не увенчалась успехом. Только в 1998 г. была принята I часть Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ, вступил с силу 01.01.1999) - базового акта, определившего основные положения системы налогообложения в России. Часть II Налогового кодекса, или специальная часть, состоит из глав, каждая из которых посвящена конкретному налогу. Таким образом, Налоговый кодекс РФ - документ прямого действия, регламентирующий основные правила взимания налогов в стране.



2020-03-17 527 Обсуждений (0)
Развитие налоговой системы РФ в постсоветский период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие налоговой системы РФ в постсоветский период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)