Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления правительственной концепции повышения конкурентоспособности налоговой системы Российской Федерации



2020-03-17 346 Обсуждений (0)
Основные направления правительственной концепции повышения конкурентоспособности налоговой системы Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В разгар мирового финансового кризиса распоряжением Правительства РФ от 19 июня 2009 г. № 691-р была утверждена Программа развития конкуренции в Российской Федерации вместе с Планом мероприятий по реализации программ развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 гг. (Программа). В данной Программе концепция налоговой конкуренции впервые была определена как одно из направлений развития налоговой политики на ближайшие три года.

В соответствии с Программой налоговая политика наряду с таможенно-тарифным регулированием, планированием и тарифным регулированием естественных монополий выступает инструментом экономического регулирования. В Программе отмечается, что в условиях глобализации важную роль играет налоговая конкуренция между государствами. Выбор налоговой политики в качестве детерминанты конкурентоспособности был обусловлен именно мощным потенциалом воздействия налоговой политики на экономику.

Очевидно, что наиболее конкурентоспособными являются налоговые системы в оффшорных юрисдикциях. Следует отметить, что элементы налоговой конкуренции присутствуют не только на глобальном уровне (прежде всего, между промышленно развитыми государствами и оффшорными юрисдикциями), но и на уровне региональных группировок (например, ЕС и МЕРКОСУР - Общего рынка государств Южного конуса). В результате налоговой конкуренции государства для привлечения труда и капитала используются различные уровни налоговых ставок и трансформация налоговых режимов, поскольку в условиях глобализации компании и граждане имеют возможность выбирать наиболее выгодные или благоприятные для инвестиций юрисдикции.

Налоговая конкуренция имеет следующие положительные результаты:

·   закрепление в национальном законодательстве принципа территориального налогообложения (т.е. налогообложение только тех доходов, которые заработаны в рамках национальных границ);

·   ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.

Вместе с тем ОЭСР сформулировал критерии для определения того, какая налоговая конкуренция является вредоносной, а именно: нулевое или вредоносное налогообложение; строгая секретность и отсутствие эффективного обмена информацией с налоговыми органами других стран; недостаточная прозрачность в действии законов и административных правил.

В частности, так называемые оффшоры - налоговые гавани, налоговые убежища имеют следующие признаки: упрощенный порядок регистрации и функционирования хозяйствующих субъектов; отсутствие налогов на доходы (прибыль); взимание различного рода разовых регистрационных сборов; льготный режим налогообложения доходов определенного вида (дивидендов, роялти, банковских процентов); льготный режим налогообложения доходов, полученных от зарубежных источников; распространение налоговых льгот на компании определенной организационно-правовой формы; распространение налоговых льгот исключительно на нерезидентов; льготирование, вплоть до освобождения от налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности; закрытость информации о деятельности оффшорных компаний и об их собственниках и др.

Промышленно развитые государства, отказываясь от создания оффшоров, сориентировали национальные налоговые системы на конкуренцию с налоговыми гаванями, при этом международное влияние на решения, принимаемые отдельными странами, не должно превалировать над защитой их национальных интересов.

Концепция международная налоговая конкуренция противоположна концепции международной налоговой гармонизации. Процесс гармонизации налогового законодательства должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию национального налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения. Ее основная цель - устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятствующих экономической интеграции.

Юридическую основу для гармонизации налогообложения создает унификация национальных законодательств, т.е. целенаправленная совместная деятельность субъектов нормотворческой деятельности различных государств, ориентированная на достижение единообразия юридических конструкций национальных налогово-правовых норм.

Совокупная налоговая нагрузка является основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы. При этом совокупная налоговая нагрузка складывается из номинального налогового бремени и издержек налогоплательщика, связанных с налоговым администрированием. В последнее время внесены изменения в налоговое законодательство, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки. Номинальное налоговое бремя в России в целом сопоставимо с общеевропейским уровнем. В частности, эффективная налоговая нагрузка на потребление в России та же, что и в развитых странах, и ниже, чем в странах с переходной экономикой; нагрузка на капитал более или менее сопоставима с тем же показателем, рассчитанным по странам с переходной и развитой экономикой; налоговая нагрузка на труд в России практически в два раза ниже, чем в странах с переходной и развитой экономикой. Однако остаются проблемы, связанные с издержками налогоплательщика, связанные с процедурами налогового контроля и особенностями правоприменительной практики. Именно эти причины приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к попыткам ее минимизации за счет уклонения от уплаты налогов, отмечается в Программе. Поэтому Россия по-прежнему остается малопривлекательной страной для иностранных инвестиций.

Налоговая реформа, направленная на повышение конкурентоспособности налоговой системы, необходима, прежде всего, для выживания российских предприятий в условиях глобальной конкуренции, поскольку для конкуренции с иностранными предприятиями на равных в России должна действовать гораздо более стимулирующая производство и инвестиции налоговая система, чем в зарубежных странах.

В соответствии с Программой целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы необходимо:

) продолжить снижение налогового бремени с учетом возможностей бюджета и задач по диверсификации экономики;

) упростить форму и процедуры представления налоговой отчетности;

) сократить срок возмещения НДС по итогам камеральных налоговых проверок для налогоплательщиков, регулярно представляющих налоговую отчетность и исполняющих законные обязанности по уплате налогов;

) предусмотреть налоговое стимулирование для предприятий, направляющих средства на развитие технологий и снижение издержек, в том числе стимулирование энергосбережений и внедрение экологически чистых технологий.

Основные направления налоговой политики России последних четырех лет имели целью совершенствование налогового администрирования. Но, к сожалению, основополагающие проблемы налогового администрирования, не были решены за эти годы. В этой связи задачи, которые необходимо решить для повышения конкурентоспособности российской налоговой системы, логически вписываются в задачи налоговой реформы, начавшейся в 2005 г. Мировой опыт свидетельствует о том, что практически все страны, достигшие наиболее высоких показателей ВВП на душу населения (свыше 20 тыс. долл.), обладают эффективным налоговым администрированием и налоговой системой, подконтрольной налогоплательщикам через демократические представительские институты.

Снижение конкурентоспособности налоговой системы способствует тому, что налогоплательщики, использующие различные схемы уклонения от уплаты налогов, получают дополнительные необоснованные конкурентные преимущества, по сравнению с организациями, ведущими легальные бизнес.

Конкурентоспособность российской экономики, выходящей из кризиса, должна основываться на налоговой системе, которая способна обеспечить не только фискальные функции государства, но и стимулировать привлечение капитала.


Заключение

 

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Налогово-правовая политика активно влияет на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве, а сами налоги служат одним из основных источников финансовых ресурсов государства. При этом налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор воспроизводственного процесса, оказывая прямое воздействие на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Посредством налогов перераспределяется значительная часть национального дохода страны, именно с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры страны в целом, а также инвестируя в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

В связи с этим выводы по работе можно сделать следующие:

.   Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

2. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

.   Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекать инвесторов в предприятия России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества.

.   Остаются также актуальными вопросы налогового администрирования, и несовершенство главных налогов (НДФЛ, налог на прибыль организаций и НДС).

.   Проблема совершенствования налоговой системы очень значима на сегодняшний момент, об этом свидетельствуют предложения российских экономистов по оптимизации налогообложения. Так, предприниматели Торгово-промышленной палаты России выделяют помимо прочих, следующие пути реформирования: создание условий для развития малого и среднего бизнеса (в т. ч. инновационных предприятий), ослабление налоговой нагрузки крупнейших налогоплательщиков, совершенствование НДС, внедрение новой амортизационной политики и пр.


Список использованной литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации М.: Проспект, 2010 - 784 с.

2. Васькова Е.В. Взаимосвязь конкурентоспособности национальной экономики и налоговой политики государства: дисс. к. э. н. Иркутск, 2006. - 245 с.

.   Дадашев А.З. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития // Финансы, 2009, № 6, с.36-40

4. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

.   Кучеров И.И. Международное налоговое право. М.: 2007 - 378 с.

.   Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. М., Проспект, 2009. - 322 с.

.   Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М., Наука - 2006 - 444 с.

.   Прудиус Е.В. Налоги и налогообложение в системе обеспечения экономической безопасности государства. // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 2. С.125 - 132

.   Прудиус Е.В. Проблемы совершенствования налоговой системы России // Налоги и финансовое право. 2009. № 2. С. 209 - 213.

.   Прудиус Е.В. Проблемы современного состояния налоговой сферы. // Налоги и финансовое право. 2008. № 10. С. 264 - 269.

.   Сизенева, Л.А., Антамошкина, Е.Н. Налоговая система России: ретроспективный анализ и приоритетные направления развития. Монография ГОУ ВПО МГУС, Волгогр. филиал. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. - 138 с.

.   Смолин В.В. Совершенствование методов прямого налогообложения в условиях международной налоговой конкуренции // Налоговая политика и практика, 2005, № 12, С. 20-25.

.   Титов А.С. Налоговое администрирование и контроль. М., 2007. - 279 с.

.   Тютюрюков Н.Н. Трансформация налоговой системы России в условиях участия её в экономических сообществах: опыт стран Европейского Союза: Монография. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2008 - 192 с.

.   Хейфец Б.А. Оффшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. М., 2008 - 280 с.



2020-03-17 346 Обсуждений (0)
Основные направления правительственной концепции повышения конкурентоспособности налоговой системы Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления правительственной концепции повышения конкурентоспособности налоговой системы Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)