Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Особенности государственного регулирования в различных отраслях экономики



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
Глава 2. Особенности государственного регулирования в различных отраслях экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное регулирование монополий

Как отмечалось выше, Россия в настоящее время укрепляет рынок, сформированный в результате перехода от административно-командной экономики. Рынок успешно выполняет свои функции, если его механизм не встречает препятствий, искажающих условия функционирования. Там, где существует монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное использование располагаемых обществом ресурсов. Монополия нарушает рыночную конкуренцию, делая ее в ряде случаев несостоятельной. Она не только препятствует эффективному использованию имеющихся факторов производства, но и порождает социальные проблемы.

На общенациональном уровне к естественным монополиям можно отнести, например, энергетическую систему, железные дороги и нефтегазопроводы, на региональном уровне - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т.п.

Проблема монополизации различных отраслей экономики России очень актуальна в связи с тем, что, в странах, экономика которых длительное время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Это связано прежде всего с различиями путей формирования предпринимательских монополий. В рыночном хозяйстве монополистические объединения формировались “снизу”; они - результат развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации производства и капитала. В плановой экономике монополистические структуры сформировались “сверху”. Государственные органы не только препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованного управления, основанного на административных методах, снижается со значительным увеличением числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках максимально узкого круга предприятий, соединить в производственных объединениях производителей одинаковой и аналогичной продукции. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. Так, к началу 90-х годов ХХ века в Советском Союзе 1800 наименований различных видов продукции выпускалось только на одном предприятии или объединении в стране, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции.

Высокая степень монополизации, доставшаяся переходной экономике в наследство от административно-командной системы ослабляет рыночную конкуренцию. В этих условиях важнейшими факторами развития конкуренции и эффективного функционирования рынка является проведение целенаправленной антимонопольной политики.

В рамках такой политики можно выделить два основных направления: деменополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий.

Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение) роста степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение включает:

Ø разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции;

Ø проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий;

Ø содействие развитию конкуренции в монополизированных отраслях.

Традиционным объектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна структура может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике - государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Иные принципы лежат в основе регулирования предпринимательских монополий, действующих на конкурентных рынках. Здесь государственное регулирование призвано не заменить, а защитить конкурентный рыночный механизм. С этой целью, например, антимонопольное законодательство России запрещает действия предпринимательских монополий, занимающих доминирующее положение на рынке направленные на ограничение конкуренции. Запрещаются, в частности, любые формы дискриминации контрагентов, навязывание им условий сделки, не относящихся к предмету договора, создание препятствий для доступа на рынок других фирм, изъятие товаров из обращения с целью повышения цен.

В переходной экономике применяется также регулирование цен на продукцию предприятий - монополистов. Оно осуществляется различными методами, например, посредством установления твердых фиксированных цен или так называемых предельных цен, когда предприятию установлен максимальный уровень, до которого оно может повышать цену. Предприятиям - монополистам могут также централизованно устанавливаться нормативы изменения цен, когда разрешается повысить сложившуюся цену на определенную величину, или нормативы рентабельности в цене товара. При данном методе регулирования, если отношение прибыли к себестоимости в цене товара превышает установленный норматив, к предприятию - нарушителю предъявляются жесткие штрафные санкции. В краткосрочной перспективе такой подход способствует препятствованию монополистическим тенденциям к повышению цен и сокращению предложения товаров. Однако в длительной перспективе явственно обозначаются отрицательные черты, присущие рассматриваемому методу ценового регулирования. Предельный норматив рентабельности устанавливает прямую пропорциональную зависимостью между прибылью и себестоимостью товара. Поэтому предприятие - монополист заинтересовано не в снижении, а, наоборот, в повышении издержек на свою продукцию с целью увеличения прибыли. Это отрицательно сказывается на эффективности производства и может привести к столь значительному росту себестоимости, а соответственно и товарных цен, который сложился бы без ценового регулирования.

Опыт западных стран показывает, что централизованное регулирование цен, как правило, блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограниченном секторе экономики, а именно там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка и не удается эффективно уменьшить ущерб для общества от злоупотребления монопольной властью другими средствами антимонопольной политики.

Таким образом, уровень развития рыночной конкуренции находится в обратной зависимости от степени монополизации рынка. Монополизация рынка осуществляется предпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации и тем менее конкурентным является данный рынок.



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
Глава 2. Особенности государственного регулирования в различных отраслях экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Особенности государственного регулирования в различных отраслях экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)