Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 2. Попытки установить новый международно-правовой статус Каспия



2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Часть 2. Попытки установить новый международно-правовой статус Каспия 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Отличительной чертой Прикаспийского региона является то, что он приобретает статус не только сырьевого, но и транзитного региона, который позволяет соединить пути между Востоком и Западом.

Проблема определения правового статуса и режима международного экономического сотрудничества в отношении водных пространств и недр Каспийского моря остается, таким образом, стратегически важным вопросом для Российской Федерации, которая заинтересована в развитии Каспийского региона за счет сохранения и умножения его природных богатств и за счет использования географического положения Каспийского моря для развития судоходства. Этими факторами в значительной мере продиктована актуальность данной темы.

Проблемы правового статуса Каспийского моря исследовались в трудах российских ученых Ю.Г. Барсегова, К.А. Бекяшева, А.Н. Вылегжанина, С.А. Гуреева, С.Б. Дьяченко, Ф.Н. Ковалева, А.Л. Колодкина, Ю. Мерзлякова, И.Н. Тарасовой, А.Ю.Урнова, Ю.Е. Федорова и др.

Несмотря на то, что тема правового статуса Каспийского моря достаточно широко освещается в средствах массовой информации и на международных конференциях, однако в науке в большей мере рассматриваются геополитические аспекты проблемы, чем международно-правовые. Поэтому основной целью этой контрольной работы является рассмотреть международно-правовые проблемы Каспия, ознакомится с нормативно-правовыми актами, регулирующими межгосударственные отношения в этом регионе.


Часть 1. Историко-правовой статус региона

 

Исторически Каспийское море около 250 лет принадлежало двум государствам - России (Советскому Союзу) и Персии (Ирану). Появившиеся на его берегах после распада СССР новые «владельцы» - Азербайджан, Туркменистан и Казахстан объявили права на его богатства, в связи с чем и возникла проблема раздела моря.

Каспийское море имело свой общий правовой статус, который был установлен Договором между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией от 26 февраля 1921 г. и Договором о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном от 25 марта 1940 г. Отметим, что еще до заключения Договора 1921 г. статус Каспия был определен нормами международного права. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств.

До тех пор, пока не принят новый статус, формально продолжает действовать статус, определенный вышеуказанными международными документами, поскольку все бывшие союзные республики, а ныне суверенные государства признали договоры, заключенные СССР.

Государства каспийского региона соглашаются в том, что отныне исключительные права на Каспийское море принадлежат уже не двум, а пяти странам, что права эти распространяются на природные ресурсы Каспия, включая углеводороды, что существует необходимость принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и что такая Конвенция может быть принята только на основе общего согласия.

Российские дипломаты исходят из признания ресурсов Каспийского моря объектом совместного использования (кондоминиум), потому все вопросы деятельности, включая освоение его ресурсов, должны решаться с участием всех прикаспийских государств.

Каспий рассматривается как замкнутый внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного соединения с мировым океаном.Несмотря на все терминологические расхождения, под «замкнутым или полузамкнутым морем следует понимать залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств».

С международно-правовой точки зрения Каспий не может рассматриваться ни как море, ни как озеро. В частности, на него не может быть распространена Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. с ее исключительными экономическими зонами, континентальными шельфами и т.д. Здесь должно действовать прецедентное право.

Часть 2. Попытки установить новый международно-правовой статус Каспия

 

С 1992 года в течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами. В октябре 1996 г. состоялись пятисторонние переговоры прикаспийских государств на уровне заместителей министров иностранных дел. В результате был создан переговорный механизм - Специальная рабочая группа на уровне заместителей министров иностранных дел Прикаспийских государств для выработки Конвенции по правовому статусу Каспийского моря.

июля 1998 г. Россия и Казахстан подписали межгосударственное «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование». В ст. 1 Соглашения говорится, что «дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности разграничиваются сторонами по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности сторон». Также было отмечено (ст. 2), что «стороны осуществляют суверенные права в целях разведки, разработки и управления ресурсами дна и недр Северного Каспия в пределах своих частей дна до разделительной линии».

Срединной линией, применяемой для делимитации водных пространств между государствами с противолежащими и сопредельными побережьями, является линия, каждая точка которой является равноотстоящей от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств. Кроме того, отмечался очень важный нюанс: «На дне разграничивается не территория, а перспективные структуры и месторождения». В отличие от территориальной, такая юрисдикция называется ресурсной.

В Концепции внешней политики РФ, принятой летом 2000 г., обращалось внимание на усиление наравне с экономическими, дипломатического влияния России на Каспии. Подтверждением значения региона для России стало утверждение Советом безопасности РФ поста специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования статуса Каспийского региона в ранге замминистра иностранных дел РФ.

Предложения Москвы вызвали во второй половине 2000 г. активизацию переговорного процесса. Близость позиций России и Казахстана нашла отражение в подписанной 9 сентября 2000 г. в Астане двусторонней Декларации. В 2001 г. было подписано Совместное заявление Российской Федерации и Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества на Каспийском море. В соответствии с данным документом предлагалось «на первом этапе разграничить дно Каспийского моря между сопредельными и противолежащими государствами на секторы/зоны на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленных точек и модифицированной по договоренности сторон».

В совместном заявлении Российской Федерации и Исламской Республики в марте 2001 г. отмечалось, что «относительно расширения двустороннего сотрудничества во всех сферах на Каспийском море Стороны признают договоры между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией и приложения к нему в качестве правовой основы, регулирующие в настоящее время деятельность на Каспии».

мая 2002 года в Москве президенты Казахстана и России подписали Протокол к двустороннему соглашению о разграничении дна северной части Каспийского мор в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г. Согласно ему, под ресурсную юрисдикцию России были отнесены месторождение «Хвалынское» и структура «Центральная», Казахстана - структура «Курмангазы». Осваивать их углеводородные ресурсы было решено совместно.

мая 2003 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан о точке стыка линии разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, по которым были зафиксированы ее географические координаты. В мае 2003 г. в Алма-Ате было завершено первое постоянное прочтение консолидированного проекта Конвенции. Несмотря на определенный прогресс в согласовании ряда статей и преамбулы, осталось наличие концептуальных расхождений в позициях участников по ряду ключевых проблем международно-правового статуса Каспия.

каспийский международный сотрудничество правовой



2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Часть 2. Попытки установить новый международно-правовой статус Каспия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 2. Попытки установить новый международно-правовой статус Каспия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)