Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 3. Основные международно-правовые проблемы региона Каспийского моря



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Часть 3. Основные международно-правовые проблемы региона Каспийского моря 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В последнее время некоторыми прикаспийскими государствами ставится вопрос о перспективе развития грузовых морских перевозок между портами Ирана, России и других прикаспийских государств как части российского направления международного транспортного грузопотока «Север-Юг» и возможности использования внутренних водных путей России для международного судоходства.

В частности, азербайджанской стороной для включения в проект Соглашения о торговом судоходстве в Каспийском море была предложена статья о свободе транзита по внутренним водным путям Российской Федерации судов прикаспийских государств как не имеющих выхода к морю и Мировому Океану. По нашему мнению, этот вопрос должен решаться в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, в котором закреплено положение о том, что проход судов под иностранным флагом по внутренним водным путям РФ, в том числе в целях транзита, может быть осуществлен только на основании решений Правительства РФ.

Одним из важных аспектов является присутствие военного флота прикаспийских государств на Каспии. Каспий - зона национальных интересов прикаспийских государств и его охрана является их задачей. Но вот вопрос о присутствии военных кораблей неприкаспийских государств должен решаться категорично отрицательно.

Рассматривая вопрос добычи нефти в Каспийском регионе, появляется проблема ее транспортировки. Она производится по действующим и строящимся трубопроводам. Одним из основных является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Он был создан Россией, Казахстаном и Оманом в 1992 году для транспортировки нефти северного Каспия. В настоящий момент России принадлежит контрольный пакет акции КТК. Наиболее остро в последнее время встал вопрос о прокладке трубопроводов по дну Каспия.

Основным источником по охране окружающей среды Каспия является Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года. Данный документ в соответствии с природными и международно-правовыми особенностями Каспийского моря внедряет современные формы регионального сотрудничества по предотвращению, снижению и контролю загрязнения; защите, сохранению и восстановлению морской среды; применению оценки воздействия на морскую среду Каспийского моря; осуществлению мониторинга состояния морской среды; проведению научных исследований и разработок, обмену информацией и др.

В 1998 году была сформирована Каспийская Экологическая Программа (КЭП) - международный проект сотрудничества прикаспийских государств, который поставил своей целью устойчивое развитие и управление морской средой Каспия. Не являясь международной организацией, КЭП способствует защите морской и прибрежной среды Каспия, инициируя и содействуя проведению мероприятий по научным исследованиям и мониторингу.

Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

Все прикаспийские государства должны создать нормативно-правовое обеспечение разработки природного потенциала с учетом сохранения и восстановления биоресурсов Каспия. Это единый экологический комплекс и нести международно-правовую ответственность за сохранение, воспроизводство и оптимальное использование уникальных природных ресурсов всем странам региона необходимо в равных долях.


Заключение

 

На геополитическом пространстве Каспийского региона протекают те же процессы и явления, которые характерны для мировой политики и других регионов мира - региональная интеграция, демократизация внутренней и внешней политики, транснациональная кооперация.

После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остаётся предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа - нефти и газа, а также биологических ресурсов. Переговоры о правовом статусе Каспия в настоящее время продолжаются.

Российской Федерацией заключены соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года), соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года), а также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года), которыми установлены географические координаты разделительных линий, ограничивающих участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов.

Неопределенность правового статуса Каспийского моря является катализатором всех его проблем. При этом камнем преткновения при решении его статуса прикаспийскими странами стали углеводородные ресурсы. Месторождения нефти и газа Каспийского региона, которые находились на территории новых государств и на дне моря, вызывают повышенный интерес у западных государств и стремительно приобретают ключевое значение для новых прикаспийских стран.

Можно сделать вывод о том, что пять прикаспийских государств, начиная с 1992 года, определили свои позиции по статусу Каспийского моря на различных совместных совещаниях, которые ежегодно проводились в прикаспийских государствах. Мнения стран региона по настоящее время являются противоречивыми и по многим вопросам не совпадают, поэтому международно-правового статуса Каспия, четко закрепленного в общих международных нормативно-правовых актах, до сих пор не существует.


Список литературы

 

1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Собрание законодательства РФ. 1 декабря 1997 г. N 48. - Ст. 5493.

. Протокол к соглашению между российской федерацией и республикой казахстан о разграничении дна северной части каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г.// Официальное интернет-представительство Президента России. PRESIDENT.KREMLIN.RU.

2. Бойцов Ф.С., Иванов Г.Г., Маковский Л.М. Морское право - М.: Спарк, 2000 - с. 734.

. Иванащенко Л.А. Международно-правовой режим закрытых морей / Военно-морской международно-правовой справочник. М., 1966. - с. 130.

. Позиция Российской Федерации в переговорах по определению правового статуса Каспийского моря / 10 лет Конституции Российской Федерации: проблемы общественного развития: Материалы межвузовской научной конференции (28 апреля 2004 г.) - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.

. Проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря / Социально-экономические преобразования в прикаспийском регионе: поиск оптимальной модели устойчивого развития: Материалы международной научно-практической конференции, Элиста: АПП «Джангар», 2002.

. Условия определения правового статуса Каспийского моря на современном этапе международных отношений прикаспийских государств // Человек в социальном мире. Проблемы. Исследования. Перспективы, Тула, 2004, - № 1 (12).

. Международный механизм охраны окружающей среды Каспийского моря // Южнороссийский вестник геологии, географии и глобальной энергии. Научно-технический журнал, 2006, - №6 (19).

. Жило П.В. О названиях Каспийского моря // Известия АН Азерб. ССР. Сер. Геол.-геогр. наук, 1960 - №4.

. Митяева Е. Развитие в Каспийском регионе и интересы США // США: экономика, политика, культура.1999. - №11.

. Ганкин Л. Ельцин с Назарбаевым поделили Каспий // Коммерсант, 10 апреля 1998.

. Мартынов В.А. Прогноз тенденций мирового экономического процесса // КосмоПОЛИС: Альманах. 2001. - №7

. Мерзляков Ю. По пути раздела Каспия. К Соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспия // Нефть и газ Каспия. Аналитический журнал. 2005. - №5.



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Часть 3. Основные международно-правовые проблемы региона Каспийского моря 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 3. Основные международно-правовые проблемы региона Каспийского моря

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)