Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов и суда



2020-03-17 168 Обсуждений (0)
Субъекты правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов и суда 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Проблема строгого соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, в условиях формирования правового государства в нашей стране, выступает на первый план. Данные положения закреплены в статье 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.1

Публичный характер уголовно-процессуальной деятельности и причиняемого в этой сфере вреда предполагает публичную ответственность государства перед своими гражданами. Государство обязано регулировать поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы.

В случае, когда «…наступившие отрицательные последствия явились следствием государственно-публичной деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц (органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда), само государство должно выступать гарантом восстановления нарушенных прав и возместить причиненный ущерб.»2

Наше государство приняло на себя такую ответственность, провозгласив право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц. Возмещение вреда гражданам, которые подверглись незаконному уголовному преследованию, является не единственным случаем, когда вред возмещается государством. Незаконные действия правоохранительных органов и суда при производстве по уголовным делам, при осуществлении правосудия, к сожалению, не стали исключением.

Актуальность нашего исследования выражается в той роли, которую играет институт ответственности за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда в современном обществе и организации и деятельности указанных органов. Выявляются факты необоснованного привлечения к уголовной ответственности, осуждения. Значимость исследуемой проблемы выражается также во множестве оправдательных приговоров судов и решений различного рода компетентных органов о прекращении производства по уголовным делам в связи с реабилитационными обстоятельствами.

Целью нашей работы является изучение особенностей, проблемных вопросов привлечения к гражданско-правовой ответственности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда за вред, причиненный их незаконными действиями гражданам и юридическим лицам.

Объектом нашего исследования является система правоотношений, возникающих между органами и должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, и гражданами, юридическими лицами в связи с реализацией ими права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями указанных органов и их должностных лиц.

Задачами, которые мы раскроем в нашей работе являются:1) Определение круга субъектов правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов; 2) Исследование оснований, являющихся условиями привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; 3) Раскрытие порядка привлечения к ответственности за вред, причиненный органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в деликтных обязательствах.

Правоотношение предварительный следствие суд

 


 

Субъекты правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов и суда

 

Субъектами обязательств из причинения вреда гражданам и юридическим лицам при осуществлении должностными лицами властной деятельности выступают реальные участники правовых отношений, которые в юридической литературе классифицируются на три категории:

а) фактический причинитель вреда;

б) управомоченный на возмещение вреда (потерпевший);

в) лицо, на которое может быть возложена ответственность по возмещению вреда.3

Фактическими причинителями вреда в случаях, предусмотренных ст. 1070 ГК РФ4, являются должностные лица органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда.

Термин «должностное лицо» употребляется в законодательстве и юридической литературе на протяжении многих лет, встречаются самые различные толкования этого термина. В рамках отдельных отраслей права рассматриваемое понятие формулируется с учетом различных признаков.

Можно сказать, что к должностным лицам относятся: а) представители власти; б) работники, замещающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций; в) работники, занимающие должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных функций; г) лица, выполняющие одну из трех указанных функций по специальному полномочию.

Должностные лица в данном виде обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, обычно действуют от имени Российской Федерации и на основании федеральных законов. Поэтому имущественную ответственность за результаты их незаконных действий также принимает на себя Российская Федерация. В случаях, когда должностные лица правоохранительных или судебных органов действуют от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования, имущественную ответственность за их незаконные действия несут соответствующие публично-правовые образования за счет своей казны.5

Характерной особенностью возмещения вреда, причиненного государственными органами, является несовпадение лиц, причинивших вред имуществу либо личности гражданина, и лиц, возмещающих причиненный вред. Данное обстоятельство можно условно обозначить "динамизмом" (стадийностью) обязательств по возмещению вреда, причиненного органами государственной власти. Первая стадия характеризуется причинением вреда личности и имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица в результате незаконных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов. В рамках второй стадии вред, причиненный личности и имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, государством либо муниципальным образованием в лице соответствующих финансовых органов.

По поводу возложения ответственности за незаконные действия должностных лиц на государство в юридической науке существуют различные мнения. Например, М.Ф. Полякова обосновала ответственность государства тем, что:

а) государство делегировало судебно-следственным органам полномочия по применению мер принуждения;

б) ошибка, допущенная на предварительном следствии и закрепленная приговором суда, должна вызывать солидарную ответственность названных органов;

в) судебно-следственные органы состоят на государственном бюджете. Смета этих органов не предусматривает расходы по возмещению вреда, причиненного ими, а такое возмещение не будет иметь для них характера имущественной ответственности;

г) конфискованное имущество, вклады, судебные издержки, штрафы обращаются в доход государства, поэтому возмещать имущественные потери должно государство…»6

По мнению В.М. Деревяго, гражданско-правовые отношения по возмещению вреда, причиненного судебно-следственными органами, возникают и развиваются, во-первых, на основе уголовных правоотношений,

т.е. они возникают в результате уголовного преследования невиновного. Во-вторых, возложения ответственности на государство требуют и общие положения гражданского законодательства, в частности ст. 126 ГК, которая говорит о том, что государство не отвечает по обязательствам государственных организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам государства. А так как именно государство, а не государственные организации осуществляет уголовное преследование, вполне закономерным и оправданным с точки зрения внутренней согласованности права является возложение ответственности за незаконные действия должностных лиц судебно-следственных органов на государство. В-третьих, возложение ответственности на государство является самой лучшей социальной и юридической гарантией возмещения понесенного гражданами ущерба.7

Кроме того, установление правового режима, при котором вред возмещается за счет казны, существенно повышает эффективность института Деревяго М.Ф. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный незаконными действиями государственных организаций, а также должностных лиц: Дис… к.ю.н. - М., 1985. - С. 59-60. возмещения вреда, так как обеспечивает гражданам и юридическим лицам более надежный и быстрый источник компенсации, своевременную защиту и полное восстановление социальной справедливости, чем в случае возмещения вреда по общим правилам (ст. 1064, 1068 ГК РФ).

Р.О. Халфина8 справедливо отмечает то, что государство принимает на себя ответственность за действия каждого должностного лица или органа. Незаконное привлечение к уголовной или административной ответственности, может произойти не только в результате нарушений требований уголовно-процессуального закона должностными лицами, но и по другим причинам, например, вследствие дачи заведомо ложных показаний свидетелей, заведомо ложного заключения эксперта или неправильного перевода переводчиком.

Федеральная казна может в регрессном порядке обратить взыскание причиненных убытков к непосредственным причинителям вреда.

Следующим видом субъектов являются управомоченные на возмещение вреда. К таковым относятся граждане, непосредственно пострадавшие при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности и впоследствии реабилитированные. В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда в порядке общего правопреемства переходит к наследникам.

«…Субъектами права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда могут быть:

)   Сам оправданный (потерпевший);

)   его наследники и иждивенцы в случае смерти названного лица;

)   родственники умершего реабилитированного, когда необходимо восстановление его доброго имени.»9

Муравский В.Ф. Субъекты обязательства по возмещению вреда, причиненного правоохранительными органами //Российский следователь. - 2006. - № 6. - С. 27.

Наряду с незаконно осужденным субъектом права на возмещение

вреда, причиненного указанными выше органами, могут иметь подозреваемый и обвиняемый. Хотя эти лица еще не признаны виновными, но они были задержаны по подозрению в совершении преступления, против них возбуждено уголовное дело, к ним могли быть применены меры, которые существенно ущемляют их права и причиняют моральный и имущественный вред.

Например, в отношении обвиняемого и подозреваемого может быть применена одна из предусмотренных законом мер пресечения, заключение под стражу. А на их имущество может быть наложен арест.

Переход права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, допускается лишь в случае смерти лица, которому был причинен вред.

Говоря о таком субъекте, как лицо на которое может быть возложена ответственность по возмещению вреда следует отметить, что в качестве представителя ответчика в судах необходимо привлекать главных распорядителей средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности (МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ, СК при прокуратуре РФ), а в качестве лица, на которое возлагается обязанность по возмещению вреда - Министерство финансов РФ.10

Вот пример из судебной практики.

Просвирнин Д.Л. обратился в суд с иском к Минфину РФ о взыскании компенсации морального вреда в сумме «…» рублей. В обоснование иска указал, что в «…» г. он был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. «…» УК РФ. Впоследствии ему было предъявлено обвинение и «…» года в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Руководствуясь ст.ст. 194-199 финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, в сумме «…» рублей.11

Можно привести еще один пример.

А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по «...», в котором просил возместить ущерб в сумме «...» рублей, причиненный в результате бездействия руководителя следственного отдела по «...», выразившегося в непринятии соответствующего процессуального документа.

Определением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2011 года исковое заявление А. возвращено по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ в связи с неподсудностью дела данному суду. При этом, А. предложено обратиться в компетентный суд «…» по месту нахождения Министерства финансов Российской Федерации. А. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного 16 июня 2011 года определения, представил частную жалобу, в которой просил указанное определение отменить и направить иск в Гатчинский городской суд для рассмотрения по существу. В качестве основания для отмены определения А. ссылался на нарушение судом норм процессуального права, указав, что его иск предъявлен к Министерству финансов Российской Федерации, которое имеет представителей в Санкт-Петербурге при Управлении Федерального казначейства по «...», а в городе «...» расположен филиал Управления Федерального казначейства по «...».

Руководствуясь ст. 360, 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда определила: определение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2011 года отменить, передать вопрос на новое рассмотрение в тот же суд.12

Таким образом, рассмотренные субъекты являются основными участниками правоотношений по привлечению к гражданско-правовой ответственности за причиненный вред, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также возмещению данного вреда.


 



2020-03-17 168 Обсуждений (0)
Субъекты правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов и суда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов и суда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)