Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники голландского права



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
Источники голландского права 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Список сокращений

Введение

Глава I . Правовая система Голландии: общая характеристика и особенности

1.1 Источники голландского права

1.2 Особенности правовой системы Голландии

1.3 «Конвергируемое право». Правовые заимствования

Глава II . Основные черты гражданского и семейного права Голландии

2.1 Гражданское право Голландии

2.2 Уголовное право

Заключение

Список источников и литературы

 


Список сокращений

Слово Сокращение Условие применения
Так далее Т.д.  
Год Г.  
Евросоюз ЕС  
Другое Др.  
Прочее Пр.  
Страница С.  
Москва М.  
Учебное Уч.  
Российская газета Рос.газ.  

Введение

 

Актуальность темы. Каждого, кто приступает к изучению голландского права, привлекают, прежде всего, неформальные голландские институты урегулирования споров. Место голландского права среди основных правовых систем современности до сих пор остается неясным. Разносторонние явления неправового характера (история и происхождение права, экономика, идеология, традиции, привычки мышления) исследуются постольку, поскольку они объясняют характер голландской правовой культуры и открывают новые аспекты предмета, обычно ускользающие из поля зрения при проведении чисто юридического исследования. В работе также рассматривается вопрос о влияния иностранного права на голландскую юриспруденцию.

Объект исследования - изучение особенности правовой системы Голландии.

Предмет исследования - правовая система Голландии.

Цель работы - изучить правовую систему Голландии.

Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:

изучить источники голландского права;

проанализировать особенности правовой системы Голландии;

рассмотреть «конвергируемое право» и правовые заимствования;

проанализировать основные черты права Голландии.

Методы исследования - исторический, сравнительно-правовой.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения и списка литературы.

Степень изученности проблемы. Данная тема, по моему мнению, изучена не достаточно хорошо и требует дальнейшего изучения и рассмотрения.


Глава I . Правовая система Голландии: общая характеристика и особенности

Источники голландского права

 

Уникальность голландского права не умаляет значения его изучения для юриспруденции в целом, а также заимствования поучительных образцов (гибкость и неформальность политического процесса, преимущества консенсуальной демократии, мягкость пенитенциарного климата).

Национальное развитие выступает формой проявления общих закономерностей, и любое общество способно принимать разумные идеи. Будущее российского права возможно предвидеть, обратившись, в частности, к голландскому праву.

Не исключено прикладное использование реформаторами в России опыта проведения юридической политики в Нидерландах. В свете российских конституционных реформ познание правовой системы представляется полезным. Знание голландского гражданского права также имеет практическое значение для российского правоведения (не случайно при разработке нового Гражданского кодекса РФ использовался опыт Нидерландов).

Опыт имплементации международного права в Нидерландах, интернационализации и европеизации языка и стиля голландских юристов особенно интересны в связи с ратификацией Российской Федерацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Расширение торговых связей между Россией и Нидерландами предполагает изучение норм голландского права, относящихся к предпринимательской деятельности, налогообложению, рынку товаров и услуг, взаимоотношениям с финансовыми институтами, а также знание политико-экономических, географических, социально-психологических, культурных, бытовых особенностей жизни этого уникального государства.

Конечно, даже общие голландские правовые начала нельзя механически брать взаймы, поскольку российская система права имеет свою физиогномику. Многие социальные нужды удовлетворяются в Нидерландах без использования формальных юридических механизмов. Нельзя забывать, что отдельные голландские юридические институты (например, уголовно-процессуальные) не в полной мере соответствуют европейским стандартам. В любом случае, изучение иностранной правовой системы позволяет увеличить объем юридических знаний в целом обогатить национальную правовую культуру, приобрести более независимый взгляд на ее принципы, содержание и закономерности его развития.

Утверждение о непрактичности и отвлеченности такого рода исследований представляется, по меньшей мере, произвольным. Напротив, их значимость возрастает, учитывая современные тенденции координации и гармонизации права цивилизованных обществ (унификация пока считается нереальной и сомнительной ценностью).

Источниками нидерландского права являются:

международные договоры;

право Европейского Союза - первичное и вторичное (прецедентное право Суда Европейского Союза, Европейского Суда по правам человека);

Статут Королевства Нидерландов (Statuut voor het Koninkrijk der Nederlanden) - особый договор, вступивший в силу 15 декабря 1954 г.;

Конституция 1815- г. (Grondwet voor het Koninkrijk der Nederlanden) с последующими изменениями;

Законы Королевства (Rijkswetten);

законы (wetten) в том числе «органические нормы», учреждающие публичные власти и определяющие их полномочия;

приказы в Совете (algemene maatregel van bestuur) - акты, принимаемые Правительством в порядке делегированного законодательства;

Королевские декреты (koninklijk besluit) - приказы Короля, подписываемые одним или несколькими министрами;

«постоянно действующие приказы» (Reglementen van Orde) - Правила парламентской процедуры, регулирующие организацию и деятельность палат голландского Парламента, обязательные только для членов соответствующей Палаты Генеральных Штатов;

постановления министров (ministerial regelingen);

рекомендации консультативных органов (Социально-экономического Совета, органов по торговле и промышленности);

подзаконные акты провинций и муниципалитетов (verordeningen);

подзаконные акты Органов управления водными ресурсами;

квази-законодательство (pseudo-wetgeuing): политические нормы, принятые административными органами для руководства и саморегулирования при осуществлении дискреционных полномочий; руководящие указания Службы Публичного Обвинения;

конвенционные соглашения (ongeschreven recht), выросшие из прецедентного права и регулирующее парламентские и политические отношения;

судебные прецеденты (jurisprudentie), интерпретирующие Конституцию, законодательные акты и международные договоры;

общие правовые принципы (algemene rechtsbeginselen) и общие принципы надлежащего управления (algemene rechtsbeginselen van behoorlijk bestuur);

постановления консультативных органов (Государственного Совета, Социально-Экономического Совета и т. д.);

нормы обычного права;

правовая доктрина.

Конфликты между нормами, имеющими различную юридическую силу, разрешаются в соответствии с принципом lex duperior derogate legi inferiori. В случае конфликта между равными по статусу нормами суды отдают предпочтение правилам, которые имеют более непосредственное отношение к предмету регулирования.

Положение договора, противоречащее Конституции, должно быть одобрено Парламентом большинством в две трети голосов, и после этого суд применяет положение договора, а не конституционную норму. Договоры, которые по своему содержанию могут обязывать всех лиц, после их опубликования подлежат прямому применению независимо от их инкорпорации в национальное право.

Суды могут рассматривать законы Парламента и иные нормативные акты на предмет соответствия самоисполнимым постановлениям международных договоров или обязательным резолюциям международных организаций и не применять первые, если они противоречат последним. Договоры, которые обязывают лишь государство, не обладают приматом по отношению к законам. Однако на практике признается их прямое действие.

Нормы международного частного права регламентируют даже применение публичного права; растет значение правового регулирования соотношения иностранного закона и международного права. Часто применяется иностранное публичное право.

После ратификации Нидерландами в 1953 г. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в Конституцию была внесена поправка о приоритете международного права над национальным правом. Однако голландские судьи (подобно их английским и американским коллегам) осторожно относятся к признанию самоисполнимыми договоров о правах человека. Несмотря на прямое действие Конвенции, судьи считают ее вспомогательным источником права, предпочитая ссылаться на конституционные нормы. голландский право суд заимствование

Нормы ЕС в силу своего наднационального характера являются частью национальной правовой системы; судьи вправе контролировать законы на предмет соответствия этим стандартам. Растущий авторитет европейского права находит отражение в национальном праве компаний, праве социального обеспечения, праве потребителей. Однако Европейский Суд неоднократно принимал решения не в пользу Нидерландов. Страна нередко запаздывает с имплементацией директив ЕС. В этой связи признается необходимость переосмысления и переструктурирования нормотворческого процесса. Прецеденты европейских судов также выступают источником права.

Конституция Королевства включает писаные и неписаные стандарты, определяющие создание и функционирование государственных органов. Писаная Конституция состоит из Статута Королевства Нидерландов и собственно Конституции - Основного Закона (Grondwet). Статут Королевства Нидерландов имеет юридическое верховенство над «Grondwet».

Но поскольку при регулировании ряда федеральных вопросов (aangelegenheden van het Koninkrijk) он содержит ссылки на Конституцию, считается, что ее действие распространяется на все Королевство.

Статут содержит юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между Нидерландами, Нидерландскими Антильскими островами и Арубой, положения о международных отношениях, обороне, гражданстве, политике в отношении иностранцев - вопросы, входящие в сферу ведения Королевства (aangelegenheden van het Koninkrijk) и обычно рассматриваемые органами Нидерландов, в состав которых включаются представители заморских территорий. Для изменения Статута Королевства используется процедура принятия Закона Королевства и требуется согласие парламентов Нидерландских Антильских островов и Арубы.

Первая Конституция Нидерландов 1798 г., принятая населением после обсуждения нескольких проектов конституантой - Национальной Ассамблеей, избранной мужским населением страны отменила дворянские звания и привилегии, крепостную зависимость крестьян. Вводилось централизованное управление по образцу Директории с единой системой законодательства, судопроизводства и финансов; провинции лишались автономии; протестантская церковь отделялась от государства. Наполеон и большая часть знати относились к Конституции с подозрением и недовольством.

В 1801 г. одна из группировок организовала заговор при помощи французского гарнизона. Текст Конституции был переработан Бонапартом, и государственная система стала более автократичной. Голландия лишилась избирательного права. С 1801 г. управление республикой осуществлял наблюдательный совет. В стране была восстановлена конфедеративная структура.

В 1805 г. Конституция была изменена вновь. Наполеон при участии голландских реформаторов, мечтавших создать унитарное государство, навязал модель, формально сохранявшую конфедерацию, но фактически установившую в Голландии наполеоновскую диктатуру. Законодательное собрание обладало ограниченными полномочиями; власть исполнительных органов была значительна.

В соответствии с законами 1805 г. и 1807 г., Голландия делилась по французскому образцу на семь департаментов, состоявших, в свою очередь, из округов. Центр подчинил себе местную администрацию. Главным городам позволили сохранить Коллегии олдерманов (schepenen), но полновластные Олдерманы стали незаметными слугами государства. Франция внедряла в Голландии свои законы; местные обычаи и традиции игнорировались. Однако «офранцуживание» сопровождалось значительными трудностями.

В 1814 г. была принята Конституция Соединенных Нидерландов, по которой устанавливалась монархия, достаточно сильная однопалатная ассамблея должна была осуществлять определенный контроль за Правительством. В соответствии с Конституцией Нидерландов 1815 г. Парламент - Генеральные Штаты - стал иметь двухпалатную структуру (члены Нижней Палаты избирались Провинциальными штатами, Верхней Палаты - назначались Королем). Был отвергнут принцип (кон)федерализма и сохранялись пятнадцать департаментов, организованных в Голландии и Бельгии в период Империи. В Конституцию вносились изменения четырнадцать раз: в 1840 г., 1848 г., 1884 г., 1887 г., 1917 г., 1922 г., 1938 г., 1946 г., 1953 г., 1956 г., 1963 г., 1972 г., 1983 г., 1987 г. Возможно, несколько избыточная детализированность конституционного текста позволила предотвратить его более частые ревизии.

Самая важная реформа имела место в 1848 г., когда Нидерланды стали государством, не знающим одной абсолютной воли, и в практике парламентаризма утвердились правила «ответственности министров» и роспуска Парламента. В этом же году члены Верхней Палаты стали избираться Провинциальными штатами, Нижней Палаты - непосредственно населением; Нижняя Палата получила право проведения парламентского расследования (enqunterecht); была введена система ежегодных бюджетов.

Язык Конституции Нидерландов не очень выразителен (он напоминает стиль действующей Конституции РФ); ее влияние невелико. В Конституции кратко излагаются известные вопросы, которые более полно рассматриваются в других авторитетных источниках права. Конституционный текст заставляет фокусировать внимание на законах, судебных решениях, директивах ЕС, политической практике, воплощающей неписаные нормы, которые фактически выше Конституции или являются рефренами ее формулировок.

Законодатель связан Конституцией Нидерландов, которая должна соответствовать Статуту Королевства. Однако голландская правовая система в большей степени ориентирована на законодательство; ему принадлежит почетное место в системе источников права. В соответствии с решением Верховного Суда (Hoge Raad) Нидерландов от 14 апреля 1989 г., отдают приоритет Закону («первичному праву»). Наличие кодексов с их высоким уровнем обобщения и систематизации значительной части законодательства является характерной чертой голландской правовой системы и романо-германской правовой семьи. О принадлежности Нидерландов к системе континентального права свидетельствует тот факт, что здесь придается большое значение подготовительным законопроектным работам, комментариям авторов проектов, материалам дебатов; они широко используются в процессе толкования законодательства.

Законы Королевства Нидерландов имеют верховенство над Законами, принятыми Генеральными Штатами и Правительством Нидерландов, и Законами, принятыми парламентами Нидерландских Антил и Арубы. Закон «Об общих положениях, касающихся законодательства» 1929 г. устанавливает приоритет законов и определяет компетенцию судов по применению законов.

В Нидерландах осторожно признаются и иные, неписаные источники права. Один из главных принципов парламентской системы - «министры не могут оставаться в должности, если они утратили доверие Парламента» (vertrouwensregel) - не закреплено в писаной Конституции и является обычаем, утвердившимся в 1867 г. Правила верховенства закона (административные акты должны основываться на Законах), назначения и смещения министров, осуществление права роспуска Парламента являются конституционными соглашениями. «Инструктивные» нормы - стандарты отношений Правительства и Парламента - не подлежат судебной защите. Экономический порядок также не установлен Конституцией или иными законами. Он имеет неписаную природу и основывается на правительственном меморандуме, представленном в Парламент, и дискуссиях между Социально-экономическим Советом и Правительством.

Голландское право включает в себя толкование законодательства судами («вторичные правовые нормы»). Судьи в Нидерландах, как и их коллеги в других странах континентального права, используют казуистический подход. В рамках законодательства, сформулированного очень широко, иногда напоминающего доктринальные труды, открыт простор для применения дискреционных полномочий, расширительного толкования и творчества. Суды нередко выступают «заместителями» законодателя, заполняя пробелы в праве, принимая решения, содержащие общие нормы для будущих дел. В XIX столетии суды разработали принципы «надлежащего управления», подлежащие соблюдению администрацией.

Общий принцип судебной деятельности - запрет «отказа в правосудии», то есть отказа вынести решение по делу под предлогом молчания, неясности или неполноты закона. «Эмансипация от писаного права» проявляется и в том, что суд является творцом принципов «надлежащей правовой процедуры»: равного обращения, запрета злоупотреблением властью, осуществления легитимных ожиданий, пропорциональности, исключения незаконно полученных доказательств.

Судебные решения способствовали повышению авторитета международного права. Включению в Конституцию (в 1953 г.) положения о том, что международные договоры являются частью национального права и имеют перед ним приоритет, предшествовало восприятие этого правила судами. Принцип stare decisis официально не признается, нижестоящие суды не обязаны следовать решениям и мнениям Верховного Суда Нидерландов, но на практике они руководствуются ими. Роль Верховного Суда особенно возросла после 1919 г. Гражданское право в значительной мере обязано своим развитием Суду. В области уголовного права Верховный Суд выносил решения по делам об абортах, эвтаназии в отсутствие законодательных норм. Суд разрешил использовать заявления анонимных свидетелей, хотя это не предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом.

В целом творческая функция судебной власти является несколько более высокой в Нидерландах по сравнению с некоторыми другими странами романо-германского права. Этот феномен объясняется, в частности, тем, что: в целях обеспечения стабильности столпированного общества голландские законодатели часто воздерживались от урегулирования некоторых проблем, оставляя их судьям. Большая роль судебной практики в сфере защиты прав граждан обусловлена тем обстоятельством, что в Нидерландах кодифицирована лишь часть конституционного права.

Однако наличие «вторичных норм» не свидетельствует о казуистичности права. Прецеденты все же менее «престижны», чем законы. Судья не является центральной фигурой голландского права, его жалование является достаточно скромным, в отличие от англо­саксонского права, будущий судья подходит к применению законодательства главным образом путем получения теоретического образования. Суды не обязаны, в принципе, следовать предшествующим судебным решениям. Эти решения используются ими в основном в процессе толкования писаных текстов; именно в законах судьи ищут общие принципы или основы аргументаций по аналогии.

Таким образом, в правовой системе Голландии главным источником права является законодательство, одновременно в сфере гражданских, торговых и морских отношений, действуют нормы обычного права, что зафиксировано в соответствующих кодексах и законах. Кроме того, существенную роль в применении общих правовых принципов и институтов, особенно в первый период действия Гражданского кодекса 1838 г., играли решения Верховного суда, нередко заполнявшие пробелы в праве.

Особым источником права в Нидерландах признаются на практике «конституционные соглашения» (определяют принципы верховенства закона, назначения и смещения министров, осуществления права роспуска Генеральных штатов).



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
Источники голландского права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники голландского права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)