Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пенсионные системы зарубежных стран



2020-03-17 236 Обсуждений (0)
Пенсионные системы зарубежных стран 0.00 из 5.00 0 оценок




С начала ХХ века в развитых странах создание пенсионных систем преследовало две основные цели: компенсацию утраченного заработка или предотвращение массовой бедности среди людей «третьего возраста». Компенсации утраченного заработка больше соответствуют накопительные системы, а борьбе с бедностью среди пожилых людей на национальном уровне – распределительные системы.

Социальные ориентиры современных развитых стран – это результат длительных дискуссий о соотношении перераспределительных принципов и принципа адекватного возмещения индивидуального дохода. Господство распределительных пенсионных схем во многом было обусловлено задачей политической – борьбой за идеологическое превосходство в «соревновании» двух социальных систем – социализма и капитализма» И здесь экономическая приемлемость пенсионного обеспечения ставилась на второй план по сравнению с социальной эффективностью. Уровни возмещения предпенсионного дохода в европейских странах достигали 75-80%. Особенно в европейских странах Средиземноморья, где в течение почти всего ХХ века были сильны социалистические идеи.

Во второй половине прошлого столетия в Западной Европе усилилось государственное влияние на экономические процессы. В конце концов, все мировое сообщество (Программа развития ООН) при оценке социальной эффективности общества начинает исходить не только из принципов роста национального продукта, но и вводит в обиход понятие «индекс человеческого развития», явно перекликающийся по своему содержанию с основным законом социализма. Пенсионное обеспечение – это всегда система перераспределения реального продукта между работниками и нетрудоспособными. При этом независимо от того, основывается ли эта система на текущем финансировании или накоплении, пенсии всегда представляют собой долю товаров и услуг, потребляемых теми, кто их уже не производит. С учетом того, что выплаты пенсий всегда обеспечиваются экономически активным населением, ресурсы пенсионных систем не могут не рассматриваться изолированно от процесса, посредством которого достигается и поддерживается общий экономический рост.

Следовательно, пенсионные сбережения в контексте выбора схемы – накопление или потребление становятся неотъемлемой частью макроэкономического анализа.

Социальное обеспечение в конце ХХ столетия во всем мире характеризуется как «глобальный пенсионный кризис» а именно общие проблемы старения населения, невозможность поддержания на должном уровне покупательной способности пенсий в среднесрочной перспективе и т.д. Выход был найден один и тот же, как для развитых стран, так и развивающихся стран Латинской Америки и бывших стран «социалистического лагеря». Это переход к накопительным пенсионным принципам от распределительных. «Всемирная пенсионная революция», как назвал этот процесс Хосе Пиньера – отец чилийской пенсионной реформы, характеризовалась следующими принципами:

- приватизация пенсионного обеспечения;

- персонализация пенсионных накоплений;

- инвестирование пенсионных активов.

Новая пенсионная система в Чили начала действовать 1 мая 1981г. и обозначила переход от распределительной системы к накопительной.

В Чили в обязательном порядке на накопительную систему переходили все, кто начинал свою трудовую деятельность после 1 января 1983года. Те, кто начинал свою трудовую деятельность до указанной даты, могли сделать выбор как в пользу старой – распределительной, так и новой – накопительной системы. Предоставлялось право возврата к старой системе, если перешедшего не устраивала новая.

Законодательством Российской Федерации выбор между распределительной и накопительной пенсионными системами не предоставляется, а осуществляется переход от распределительной системы не к накопительной, как в Чили, а к распределительно-накопительной, где взносы, уплаченные страхователем – работодателем на финансирование страховой части трудовой пенсии, расходуются на выплаты пенсий действующим пенсионерам, а взносы, уплаченные на финансирование накопительной части трудовой пенсии, инвестируются в соответствии с волеизъявлением застрахованного лица.

Пенсионные взносы чилийских вкладчиков аккумулируются их работодателями и перечисляются в выбранные работниками пенсионные фонды, где средства зачисляются на личный пенсионный счет. Выбор пенсионного фонда можно реализовать два раза в год. Помимо уплаты обязательных взносов каждый вкладчик имеет возможность дополнительного взноса 10% от своей заработной платы в добровольном порядке. Взносы, уплаченные как в обязательном порядке, так и в добровольном порядке, освобождаются от уплаты подоходного налога. Дополнительно предусмотрена возможность добровольной уплаты взносов работодателями.

Согласно законодательства Чили были созданы специальные Управляющие компании, которые получили название Администраторов пенсионных фондов, занимающиеся исключительно управлением средствами пенсионных накоплений. Средства пенсионных накоплений в Чили могут инвестироваться только в законодательно разрешенные инструменты: государственные ценные бумаги, ипотечные бумаги, срочные вклады, векселя, облигации.

  Всем вкладчикам чилийских пенсионных фондов гарантируется доходность, ненамного отличающаяся от средней по рынку. В случае низкой доходности разница покрывается из собственных средств управляющей компании. Такая гарантия обеспечивает минимальную пенсию в размере 20-25% от средней заработной платы по стране.

Отличительная особенность пенсионной системы Чили от системы России – разнообразие вариантов выплаты пенсии [46, с.75].

Первый вариант- при котором вкладчик приобретает пожизненный аннуитет в частной страховой компании по своему выбора средства, накопленные на его личном пенсионном счете. Воспользоваться данным вариантом выплаты могут вкладчики, накопившие сумму, позволяющую приобрести аннуитет, обеспечивающий выплаты в размере не меньшем, чем 110% минимальной гарантируемой государством пенсии.

Второй – прогнозируемый возврат пенсионных накоплений, когда средства пенсионных накоплений выплачиваются пенсионеру исходя из рассчитываемого срока дожития.

Третий – отложенный аннуитет, который представляет собой комбинацию двух первых.

Элементы чилийской пенсионной системы реализованы в пенсионной системе России многих других развитых стран.

Пенсионная система Канады включает имеет как общие с Россией, так и свои отличительные черты, состоит из трех основных элементов. Первый – это Программа обеспечения в старости, всеобъемлющая пенсионная схема, финансируемая из общих государственных доходов. В ее рамках выплачиваются пенсии всем канадцам, достигшим определенного возраста и постоянно проживающим в стране в течение определенного времени. Эта схема существует с 1952г.

Второй элемент – Пенсионный план Канады является общенациональной распределительной, финансируемой за счет взносов пенсионной программой, основанной на системе установленных пособий, привязанных к заработной плате получателя. Она финансируется за счет налога с заработной платы, поровну уплачиваемого нанимателем и работодателем и действует с 1960-х годов.

Третий элемент – добровольные пенсионные программы, которые включают в себя традиционные профессиональные пенсионные фонды, финансируемые работодателями или отраслями промышленности, а также персональные пенсионные счета.

Пенсия в Программе обеспечения старости составляет в настоящее время чуть больше 450канадских долларов в месяц, что составляет примерно 13,5% от средней заработной платы. Вместе взятые пенсия ПОС и пособие ГНД равняются примерно 30% средней заработной платы по стране.[36, с.73]

Уровень пенсий, выплачиваемых их профессиональных пенсионных фондов различаются по форме и по уровню в зависимости от выбора схемы и отчислений.

Реформирование пенсионной система Германии стартовало с началом реформы в России и имеет много общего, но и свои отличительные черты.

В России и Германии различны источники уплаты взносов. В России все 20; уплачивают работодателем, а в Германии в равной степени уплачивают и работодатели, и сами работники по 9,75% каждый. Коэффициент замещения в Германии в два раза выше, чем в России, и это при условии, что политика Германии в части размера государственной пенсии не направлена на ее увеличение. Власти Германии считают, что государственная пенсия не должны быть высокой – она должна обеспечивать прожиточный минимум пенсионера.

С 2002г. все служащие Германии 1975 года рождения и моложе получают извещения Федерального ведомства страхования служащих Германии с информацией о сумме средств на финансирование будущей пенсии величине будущей пенсии, схеме добровольного пенсионного страхования. Формирование накопительной части в Германии носит добровольный характер, отсутствует ограничение по возрасту. Для формирования накопительного элемента будущей пенсии служащему Германии необходимо заключить договор дополнительного пенсионного страхования с частной финансовой компаний, предлагающей такую услугу. По достижении пенсионного возраста вкладчика, страховая компания выплачивает ему дополнительную пенсию в соответствии с накопленными суммами [47, с.77].

С вступлением в силу Кодекса «Об обязательном общественном обеспечении» от 01.01.2000года положено новое начало в законодательном упорядочении государственного общественного пенсионного обеспечения в Болгарии.[51, с.69]. Вся система социального страхования была разделена на два основных блока: государственное общественное страхование и дополнительное обязательное страхование. Основными принципами этой системы стали: обязательность и всеобщность социального обеспечения, солидарность и равенство застрахованных лиц, социальный диалог при управлении социальной системы страхования и фондовая организация вносимых средств.

Пенсионная система Болгарии признана как удачная модель, так как результаты проведенных перемен показывают необходимость продолжения реформирования социального обеспечения в том же направлении. Считается, что изменения в нее могут вноситься лишь в части, касающихся усовершенствования в деталях. 

Большинство южнокорейцев рассчитывают, как правило, не на государство, а на помощь компаний, в которых они работали, а также на частные накопительные фонды и помощь своих детей. В тоже время с начала 1960-х годов прошлого столетия в Республике Корея были созданы и функционируют несколько специализированных государственных пенсионных фондов для определенных категорий граждан в зависимости от рода их трудовой деятельности[50, с.47].

Страны СНГ и Балтии в целях ослабления негативного демографического давления на экономику и социальную сферу в последние годы делают ставку на приоритетное развитие негосударственных, преимущественно добровольных форм пенсионного страхования.

Такая стратегия реализуется в ходе пенсионных реформ в расчете на снижение финансовой нагрузки на государственный бюджет и получение дополнительных доходов от инвестирования пенсионных накоплений. При этом достигается повышение ответственности работников за свое материальное благополучие после завершения трудовой деятельности.

Наиболее «продвинутым» в этом деле можно признать Казахстан, где в 1998г. начался переход к принципиально новой системе пенсионного страхования, в которой центральное место занимает накопительный элемент.

Каждый гражданин формирует индивидуальные накопления за счет перечисления страховых взносов в накопительные пенсионные фонды, взимаемые в размере 10% от дохода работника. Пенсионные выплаты из накопительных фондов за счет обязательных платежей производятся:

-лицам пенсионного возраста;

-при достижении 55-летнего возраста и достаточности пенсионных накоплений для выплаты не ниже размера минимальной пенсии;

- инвалидам I и II групп, если инвалидность установлена бессрочно;

- выезжающим или выехавшим на постоянное место жительства за пределы Казахстана иностранцам и лицам без гражданства, предоставившим документы, подтверждающие намерение или факт выезда.

Профессиональное пенсионное страхование введено для работников, занятых на производствах с особо опасными условиями труда.

НПФ занимаются привлечением пенсионных взносов, осуществляют пенсионные выплаты, деятельность по инвестированию.

Введена государственная гарантия сохранности обязательных взносов в накопительных фондах в размере фактически внесенных взносов с учетом инфляции, введен механизм возмещения за счет уменьшения по вине фондом или организаций по управлению пенсионными активами [42,с.72].

В Украине существует три уровня системы пенсионного обеспечения.

Первый уровень – солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на принципах солидарности, субсидирования и осуществления выплаты пенсий и оказания социальных услуг за счет средств пенсионного фонда. Страховые взносы позволяют установить коэффициент замещения пенсий примерно 35-40% от зарплаты.

Второй уровень – накопительная система общеобязательного пенсионного страхования, которая базируется на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных выплат. Планируется коэффициент замещения пенсий – 10-25%.

Третий уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения, которое базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами дополнительных к общеобязательному пенсионному страхованию пенсионных выплат [43, с.60].

В республике Молдова пенсионная система построена на основных положениях: обязательности внесения взносов на социальное страхование, зависимости размера пенсий от продолжительности страхового стажа и величины дохода, гарантированности государством минимальной пенсии, выбора вида пенсии, а также сохранения преемственности об обязательности в отношении прав, приобретенных в старой пенсионной системе. Кроме сохранения принципов, заложенных еще с советской системе пенсионного обеспечения, Молдова выходит на путь модернизации, приняв закон «О негосударственных пенсионных фонда», который определяет порядок создания, функционирования и прекращения деятельности негосударственных пенсионных фондов. Вводится новые понятия – накопительные счета, выплата по страховому полису и т.д [42, с.79].

Кыргызстану, как и Молдове, пока не удалось создать полноценной системы пенсионного обеспечения, поскольку не созданы соответствующие экономические условия, не развиты финансовые рынки, велика миграция рабочей силы.

Латвия, Литва, Эстония имеют несколько уровней пенсионной системы, первый из которой основан на принципах государственных гарантий, второй - накопление и выплата накопительной части, третий - добровольные частные фонды, дополнительная частная пенсия, базирующаяся на принципах накопления [42, с.78].

 

 

 



2020-03-17 236 Обсуждений (0)
Пенсионные системы зарубежных стран 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пенсионные системы зарубежных стран

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)