В августе текущего года исполнилось 10 пенсионной реформе. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения так и не пришли к единому мнению по многим вопросам.
В 1994году были опубликованы «Основные положения пенсионной реформы» в которых цель преобразований была сформулирована как «Предотвращение кризиса старения: защита пожилых и содействие экономическому росту». Главным нововведением было накопление средств на будущую пенсию за счет работника и работодателя вне пределов государственной пенсионной системы. К этому времени в стране уже были организованы первые негосударственные пенсионные фонды. В «Концепции реформы пенсионного обеспечения» (постановление Правительства РФ № 790 от 07.09.1995г.) уже с большей определенностью говорилось о негосударственной пенсии. Она была названа одной из трех составляющих пенсии каждого будущего пенсионера [24, с.12]. В «Программе пенсионной реформы в РФ» (постановление Правительства РФ № 463 от 20.05.1998г.) значительно больше внимания уделено накопительной части пенсии[25, с.31]. Перед реформой стояли и продолжают стоять две задачи: обеспечение достойной старости пенсионеров и уменьшение финансовой нагрузки государства. Вместе с тем, наше государство рыночное, предполагается, что основная ответственность за будущую пенсию должна ложиться на самого будущего пенсионера и его работодателя, т.е. работник и работодатель на паритетных началах и под патронажем профсоюзов и государства должны саккумулировать достаточно денежных средств для будущей пенсии работника. Сложность решения этих задач упирается в недостаточность развития нашей экономики. Минимальная заработная плата нашего работника значительно меньше трехсот долларов – минимальной зарплаты в развитых странах. В нашей стране тратится на зарплату и пенсию всего 20-30% ВВП, тогда как во Франции и Германии до 70% ВВП идет на решение этого вопроса. В соответствии с Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» определено, что периодическое пособие (пенсия) по старости типичного получателя (мужчина с женой и двумя детьми) при стаже работы 30 лет не может быть менее 40% заработной платы. Европейским кодексом социального обеспечения установлено, что размер пенсии «типичного получателя» при наличии 40-летнего стажа работы должен составлять 50% при отсутствии иждивенцев и не менее 65% при наличии иждивенцев. Основные преобразования, которые были осуществлены в пенсионной системе за период реформирования это: - изменена институциональная сущность пенсионной системы : элементы государственного обеспечения разделены с обязательным пенсионным страхованием , принципиально изменена внутренняя структура трудовой пенсии, кроме страховой введены базовая (государственно-гарантированная) и накопительная (индивидуально-персонифицированная) части трудовой пенсии; - преобразованы финансовые механизмы функционирования пенсионной системы ( одним из главных источников бюджета ПФР теперь являются налоговые поступления), реализованы серьезные элементы консолидации бюджета ПФР с федеральным бюджетом( законодательно закреплена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР), что позволяет обеспечить бездефицитное финансирование пенсий; - изменены порядок и условия формирования пенсионных прав застрахованных лиц и расчета размера трудовой пенсии (пенсионная формула). Среди проблем, решение которых предусматривалось, но не удалось, выделяются: - неуклонный рост дефицита бюджета ПФР и его финансовой зависимости от федерального бюджета (в первую очередь, вследствие бюджетно-налоговой политики правительства, ориентированной на снижение налогового бремени у работодателей, без замены выпадающих источников иными доходами); - снижение коэффициента замещения трудовой пенсии; - падение реального уровня жизни получателей трудовых пенсий; - сохранение в системе ПФР досрочных (льготных) пенсий по условиям труда для лиц, профессиональный стаж которых на 01.01.2003г. не достигал половины требуемого, что было предусмотрено законом; - погашение задолженности по уплате страховых взносов; - унификация тарифов страховых взносов для застрахованных лиц различных категорий и другие. Сегодня государство не в состоянии полностью решить вопросы, стоящие перед пенсионной системой. Результаты актуарного оценивания различных вариантов совершенствования пенсионной системы свидетельствуют о невозможности решить имеющиеся проблемы каким-либо одним способом. Вопросы развития пенсионной системы ориентированы на дальнейшее ее реформирование. Специалисты пенсионного законодательства направляют свои усилия на: - совершенствование тарифов страховых взносов, рассматриваются вопросы установления тарифов взносов в Пенсионный фонд ежегодно(и даже поквартально), как это было в начале 90-х годов; формирование эффективных механизмов по обеспечению адекватности размеров пенсий и накапливаемых сумм страховых взносов; - укрепление страховых принципов и расширение с этой целью базы взносов, числа страхуемых работников, введения процедуры «гибкого выхода на пенсию»; -законодательное разграничение финансовых ресурсов на нестраховые (базовые) и страховые пенсии по обязательному пенсионному страхованию с привлечением ресурсов для финансирования базовых пенсий; - формирование страховых механизмов профессиональных пенсий и дополнительного, добровольного пенсионного страхования работающих пенсионеров.[37, с.19] Надо понимать, что ни одна, даже самая богатая страна не сможет обеспечить пенсионное обеспечение всего населения за счет государственного бюджета. И поэтому на данном этапе возрастает роль негосударственного пенсионного обеспечения. Основная нагрузка реформы придется именно на них. В этом случае учредителями и вкладчиками могут быть востребованы средние и небольшие фонды, которые будут защищать интересы определенной группы вкладчиков-участников того или иного фонда. Формирование эффективной системы пенсионного обеспечения требует применения всего потенциала государственной власти с целью регулирования заработной платы в стране, государственного стимулирования, развития дополнительных систем пенсионного страхования и участием в финансировании работодателей и работников.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |