Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие местного самоуправления



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
Понятие местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Права и свободы человека и гражданина не будут непосредственно действовать, если не они будут определять смысл, содержание и применение законов, деятельность публичной власти, и прежде всего местного самоуправления (ст. 18 Конституции РФ). Среди общих принципов местного самоуправления есть священное ядро - принципы, конституционно принятые на всероссийском референдуме. Все эти гарантии - прямого действия, ни один правовой акт в стране не должен им противоречить.

Местное самоуправление - это власть людей, избираемая ими самими и им подконтрольная. Место, где проходит повседневная жизнь человека, - это не планета, не страна от океана до океана и даже не составная часть государства. Это конкретный город, район, село, поселок. При этом, разумеется, всякая власть, в том числе и местная, должна подчиняться закону.

Местное самоуправление - часть единой публичной власти народа, это самостоятельное и под свою ответственность (в том числе материальную) решение вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, являясь органами публичной власти территориального коллектива, хотя государственные органы могут оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их полномочий.

Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Впервые слова «местное самоуправление» в качестве официального юридического термина появились в 1990 году в союзном Законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Таких конституционных гарантий местного самоуправления нет в законодательстве ни одного государства мира. Их больший объем и глубину, по сравнению с Европейской хартией местного самоуправления специально зафиксировал Конституционный Суд Российской Федерации.

Местная власть должна быть под законом, а не под государством, а действия местной власти - в пределах ее ответственности. Решая проблемы населения по собственному усмотрению, эффективная местная власть делает это в интересах местных жителей, а не абстрактного государства, его центральных и региональных властей: у них другие проблемы - и по содержанию, и по масштабам.

В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены финансово-экономические основы местного самоуправления с учетом действующего законодательства, а также материалов ведущихся дискуссий в литературе и средствах массовой информации, проблемы реформирования местных финансов.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в процессе введения института местного самоуправления возникла проблема практического ведения управления, которая отличалась от теоретически прогнозируемого результата. Она привела к разногласиям в ведении местного самоуправления между губернатором и мэром города. Данный конфликт стал чреват распадом и деградацией всей социальной инфраструктуры Дальневосточного региона.

Объектом исследования является финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления на примере города Владивостока.

Предметомисследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования экономических основ местного самоуправления, формирования местного бюджета и регулирования правового режима в отношении муниципального имущества.

Целью данной дипломной работы является исследование финансово-экономических основ местного самоуправления на примере муниципального образования город Владивосток.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

­ Изучить понятие местного самоуправления;

­ Изучить основы местного самоуправления, исследовав территориальные, правовые и финансово-экономические основы местного самоуправления;

­ анализ механизма формирования бюджета города;

­ оценка исполнения бюджетов города за последние несколько лет;

­ изучение структуры и использования муниципальной собственности в динамике;

­ определить перспективы развития финансово-экономической базы местного самоуправления.

самоуправление бюджет муниципальный финансовый

 


Понятия и конституционные основы местного самоуправления

Понятие местного самоуправления

 

Существует несколько теорий местного самоуправления: общественная, государственная и дуалистическая. Определенное распространение получили так же юридическая и политическая теории местного самоуправления.

Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации, является Конституция РФ, согласно ст. 12 которой признается и гарантируется местное самоуправление. В этой статье также подчеркивается, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Именно это последнее положение породило ряд споров в правовой литературе относительно соотношения государственной власти и местного самоуправления. В Конституции РФ не дается определение понятия «местное самоуправление».

Законодательные определения местного самоуправления содержатся в ч. 1 ст. 2 Федерального Закона о местном самоуправлении 154-ФЗ и в ч. 2 ст. 1 Закона о местном самоуправлении №131-ФЗ. В Законе о местном самоуправлении №131-ФЗ записано: Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [4, ст. 1].

Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой позитивной ответственности, т.е. все последствия принимаемых решений в рамках реализации местного самоуправления ложатся непосредственно на население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов [2, ст. 126].

Вопросы местного самоуправления могут решаться только населением или органами местного самоуправления самостоятельно. Случаи временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления предусмотрены ст. 75 Закона о местном самоуправлении №131-ФЗ.

Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

В целом местное самоуправление - это многозначное понятие, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

) местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства;

) местное самоуправление - это право граждан (населения) данной территории на самостоятельное заведование местными делами;

) местное самоуправление - это сама деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения;

) местное самоуправление - это одна из предусмотренных Конституцией РФ форм народовластия;

) местное самоуправление - один из видов социального управления, так как его задачей является управление обществом.

Органы местного самоуправления осуществляют ту разновидность публичной власти, которая носит название местной, или муниципальной. Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти: возможность принимать общеобязательные решения и обеспечивать их исполнение, издавать нормативные акты и т.д. Однако данные признаки не столько подчеркивают государственные начала местной власти, сколько отражают ее публичный характер.

Таким образом, муниципальная власть - это публичная власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:

­ территориальной ограниченностью;

­ более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями;

­ системой принуждения в местном самоуправлении;

­ законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства;

­ подконтрольностью государству реализации передаваемых местной власти государственных полномочий;

­ преобладанием в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.

Местное самоуправление в Российской Федерации базируется на определенных принципах. Большинство авторов, рассматривающих этот вопрос, относят к числу общих принципов местного самоуправления следующие:

­ самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий;

­ организационную обособленность местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач;

­ многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, учет исторических, национальных, культурных и иных особенностей;

­ сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления населения;

­ соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции;

­ законность в организации и деятельности местного самоуправления;

­ соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

­ ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, населением, предприятиями, учреждениями, организациями;

­ гласность деятельности местного самоуправления;

­ государственную гарантированность местного самоуправления [34, с. 62].

Одним из важнейших условий выделения муниципального права в самостоятельную отрасль права является наличие элементов системы местного самоуправления, организация и деятельность которых регулируется нормами муниципального права.

Термин «система» (от греч. «systema») может трактоваться как «план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном связном порядке».

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, на конституционном уровне закрепляются две основные формы народовластия: непосредственная (прямая демократия) и через системы органов государственной и муниципальной власти (опосредованная демократия). Соответственно в рамках системы местного самоуправления можно выделить следующие формы: прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии) на местном уровне и опосредованного участия населения в местном самоуправлении через систему его органов.

Многие авторы в системе местного самоуправления выделяют также отдельную группу, связанную с территориальным общественным самоуправлением [37, с. 135; 43, с. 56;]. Однако территориальное общественное самоуправление при всей своей специфике является все же одной из форм прямого волеизъявления граждан на местном уровне, что следует из содержания гл. 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» Закона о местном самоуправлении №131-ФЗ.

Таким образом, под системой местного самоуправления следует понимать совокупность форм прямого волеизъявления граждан на местном уровне и органов местного самоуправления, существующих в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов РФ, образующих единую систему в рамках государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании [36, с. 133,134].

 



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
Понятие местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)