Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации



2020-03-17 167 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовой статус республик в составе РФ

 

 


Введение

 

Сегодня Россия переживает период глубоких преобразований во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере федеративного строительства. Зачастую реформаторы обращаются к прошлому опыту построения федеративных отношений в нашей стране, а также осуществляют поиск новых путей совершенствования российского федерализма. Чтобы ответить на вопросы и решить проблемы устройства демократической российской государственности, сегодня необходим анализ как накопленного опыта реализации принципов федерализма, так и сущности самих принципов и их теоретических оснований. С каким государственным устройством должна связать свое будущее Россия: с унитарным государством, федерацией, конфедерацией? Какая из этих моделей наиболее перспективна и эффективна?

Здесь целесообразно привести высказывание выдающегося русского историка В.О. Ключевского: «Когда исчезает из глаз тропа, по которой мы шли, прежде всего, мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше». Эти слова, на наш взгляд, как нельзя лучше характеризуют становление современных федеративных отношений в нашей стране.

Федерализм в России, явление сложное и важное, вырастает из исторических реальностей, многообразия составляющих российской государственности.

Распад СССР, отказ от прежней административно-командной системы породили множество противоречивых проблем в вопросах государственного строительства. Внешне Россия сохраняла основную схему советского федерализма, который действовал не по принципу добровольного объединения независимых государств или разделения полномочий внутри некогда единого государства, но по принципу их объединения сверху. После принятия Декларации о государственном суверенитете России в 1990 г., в которой указывалось на необходимость реформирования федеративных отношений, были внесены соответствующие дополнения и изменения в Конституцию нашей страны, повысился статус субъектов федерации, а также подписан Федеративный договор 1992 г. Однако поиск путей совершенствования российского федерализма продолжался.

На конституционном уровне преобразования в сфере федеративных отношений в нашей стране были зафиксированы в принятой Конституции РФ 1993 г.

Однако, несмотря на существенные новации в Конституции 1993 г. относительно федеративных отношений (например, Конституция впервые закрепила юридическое равноправие всех субъектов Федерации; установлена совершенно новая схема распределения предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и органами власти ее субъектов, не применявшаяся ранее в нашей стране), федерализм на современном этапе наталкивается на ряд проблем, которые имеют принципиальное значение для дальнейшего становления государственности в нашей многонациональной стране.

Без подлинного, демократического федерализма Россия не только не будет способна развиваться, но и может утратить свою государственную целостность. Происходящая сегодня федеративная реформа призвана совершенствовать федеративные отношения в нашей стране, а также характерна двумя наиболее важными особенностями: 1) коррекция сердцевины федеративных отношений, а именно вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным Центром и субъектами Федерации, особенно в сфере совместной компетенции; 2) построение так называемого экономического федерализма, вбирающего в себя всю совокупность экономических взаимоотношений между существующими уровнями федерации (межбюджетные, налоговые отношения; оказание экономической помощи регионам, перераспределение материальных средств, выравнивание экономических потенциалов субъектов Федерации и т.п.). Сказанным определяется актуальность темы данной работы.

Говоря об актуальности и важности данного исследования, также можно сослаться на мнение ранее действующего Президента РФ В.В. Путина: «Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире - это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа. Именно таков тысячелетний исторический путь России. Таков способ воспроизводства ее как сильной страны. И мы не имеем права забывать об этом. Должны это учитывать, оценивая и наши сегодняшние опасности, и наши главные задачи».

Актуальность и специфичность темы данного исследования предполагает обращение к новейшим исследованиям в области федеративных отношений в нашей стране.

Работа Б.П. Елисеева «Договоры и соглашения между РФ и субъектами РФ: решение и порождение проблем» рассматривает проблему, состоящую в том, какой путь предпочтительнее для России - конституционный или договорной.

И. Гоптарева в работе «К вопросу о типах федеральных систем» сравнивает государства, имеющие форму федерации или содержащие в своем устройстве элементы федерализма; выявляет основные модели федерализма, что, на наш взгляд, важно для данного исследования.

В.Н. Иванов в статье «Федерализм и безопасность государства» на основе социологических исследований оценивает состояние и развитие федеративных отношений в нашей стране, а также вычленяет основные проблемы российского федерализма (проблемы в разграничении полномочий, проблемы функционирования федеральных округов, проблемы асимметричности Федерации).

Интересна статья А. Черткова «Об основных правовых проблемах федерализма в современной России и путях их решения», в которой автор выявляет правовые проблемы федерализма в нашей стране, и определяет возможные сценарии их решения.

Анализируя как перечисленные работы, по нашему мнению наиболее значимые в плане анализа подходов к решению проблем отечественного федерализма в российской науке, так и не отмеченные во введении труды можно сказать, что разработан целый ряд новых тезисов, связанных, например, со становлением той модели федерализма в нашей стране, которая была создана в постсоветский период (1991-1993 гг.), с определением основных правовых проблемных аспектов российских федеративных отношений и путях их решения и т.д. Однако, необходимо отметить, отсутствие единства мнений по вопросам федеративных отношений в РФ, а также недостаточную разработанность целого ряда принципиальных вопросов, среди которых можно указать - несоответствие Конституции и реальных правоотношений в рассматриваемой сфере (например - разностатусность субъектов), значение и специфика статуса федеральных округов, пределы возможности федеральной интервенции и др.

Основной целью предлагаемой работы является анализ современного российского федерализма, его особенностей, существующих проблем и путей возможного совершенствования.

При написании работы использовался широкий круг источников нормативно-правового характера, среди которых необходимо выделить следующие:

. Конституция РФ 1993 г., занимающая особое место в установлении правовых основ российского федерализма, в связи с особой значимостью данного нормативно-правового акта.

. Федеральные конституционные законы (например, Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» №1-ФКЗ от 25 марта 2004 г.; Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» №6-ФКЗ от 17 декабря 2001 г.).

. Федеральные законы РФ, конкретизирующие и развивающие конституционные положения относительно федеративного устройства в нашей стране (например, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями, Закон РФ от 1 апреля 1993 №4730-1 «О государственной границе РФ» (с изменениями и дополнениями от 30 июля 2003 г.).

. Указы Президента РФ, отличающиеся оперативностью (например, Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» №909 от 15 июля 1996 г.).

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере федеративных отношений в РФ. Предметом настоящей работы являются конституционно-правовые особенности, проблемы российского федерализма и пути совершенствования данного института отечественного конституционного права.

 

 


Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации

 

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ (ст. 66), статус республики определяется Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и республиками в ее составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления.

Законы республик, принятые в пределах их полномочий, на территории соответствующих республик обладают верховенством и обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами.

Конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон. Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий РФ, и нормативно-правовым актом республики действует нормативно-правовой акт республики.

Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган - парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое правительство; Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республик в составе РФ характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иной ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

Республики в составе РФ обладают международной правосубъектностью. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции РФ и законам РФ, Федеративному договору. Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

Одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также на столицу.

В конституциях некоторых республик определен порядок выражения согласия республики на изменение ее конституционно - правового статуса. Так, по Конституции Республики Тыва (ст. 1) изменение конституционно-правового статуса Республики осуществляется на основе волеизъявления двух третей ее граждан, обладающих избирательным правом, и в соответствии с принятым соответствующим законом Республики. В соответствии с Конституцией Республики Бурятия (ст. 60) изменение государственно-правового статуса Республики осуществляется путем референдума. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан Республики, в том числе больше половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании.

 



2020-03-17 167 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)