Полномочия и компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности
Правовой статус субъектов ОРД предусматривает наличие у них специальных полномочий. Под полномочиями органов, осуществляющих ОРД, понимается совокупность их прав и обязанностей, вытекающих из задач и функций этих органов, которые определены соответствующими отраслевыми законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Компетенция органов - субъектов ОРД определяется исходя из подследственности преступлений, определенной ст. 151 УПК РФ, и ограничивается нормами Закона об ОРД. Закон не проводит жесткого разграничения в компетенции органов, отнесенных к числу субъектов ОРД. В ситуации, когда обязанность выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, определенных одними и теми же нормами УК РФ, возложена одновременно на различные органы - субъекты ОРД, их компетенция может определяться исходя из положений законодательных актов, регламентирующих борьбу с этими видами преступлений. Непосредственно изложенные в ФЗ «Об ОРД» права, следует разделить на следующие группы: ) ст. 15 ФЗ «Об ОРД»: проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст. 6 ФЗ «Об ОРД», производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе с оперативно-розыскным органом; использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств оперативно-розыскного органа, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; создавать в установленном законодательством России порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач ОРД. ) в иных статьях ФЗ «Об ОРД» также в праве: в установленных федеральным законом пределах осуществлять ОРД посредством проведения ОРМ (ст. 1); отказывать в предоставлении запрошенных сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 5); не предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие сведения о лицах, внедренных в ОПГ, штатных негласных сотрудниках, лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 5); об организации и тактике проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9); не уничтожать по истечении одного года полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, если этого требуют служебные интересы или правосудие (ч. 7 ст. 5); в ходе проведения ОРМ использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства (при условии не нанесения ими ущерба жизни и здоровью людей и не причинения вреда окружающей среде) (ч. 3 ст. 6); в пределах своих полномочий собирать данные, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в ОРД или о допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ; по обеспечению безопасности оперативно-розыскного органа; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7); в экстренных ситуациях, предусмотренных ч. 3 ст. 8, проводить ОРМ, предусмотренные ч. 2 ст. 8, без предварительного разрешения судьи, но с обязательным последующим в течение 24 ч. уведомлением суда (судьи); в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 ч. (ч. 4 ст. 8); для обеспечения безопасности оперативно-розыскного органа осуществлять действия, указанные в пп. 8 - 11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения (при наличии согласия гражданина в письменной форме) (ч. 8 ст. 8); в случае если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в ч. 1 ст. 9, оперативно-розыскной орган вправе обратиться по этому вопросу в вышестоящий суд (ч. 6 ст. 9); создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета (ч. 1 ст. 10); использовать результаты ОРД согласно правилам ч. 1 и 2 ст. 11; предавать огласке сведения о лицах, внедренных в ОПГ, штатных негласных сотрудниках, а также о лицах, оказывающих или оказавших им содействие на конфиденциальной основе (при условии их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12); предоставлять оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим ОРД, в порядке и случаях, установленных ФЗ «Об ОРД» (ч. 4 ст. 12); проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний России ОРМ в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы ФСИН России (ч. 5 ст. 13); заключать контракты с совершеннолетними, дееспособными лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (ч. 2 ст. 7); в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с оперативно-розыскным органом и членов их семей проводить специальные мероприятия по защите в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами России (ч. 7 ст. 18). Помимо прав сотрудников оперативных подразделений оперативно-розыскного органа, законодателем определены основные правила установления обязанностей и их реализация. Обязанностями сотрудников оперативных подразделений ОРО - является круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД и решения ее задач. Непосредственно изложенные в ФЗ «Об ОРД» обязанности сотрудников оперативных подразделений ОРО подразделяются на следующие две группы: ) обязанности органов, осуществляющих ОРД, предусмотрены ст. 14. В частности, им предписывается в обязанность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами России, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие ОРД о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД; содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством России, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие ОВД, участников уголовного судопроизводства; ) изложенные в иных статьях ФЗ «Об ОРД». Сотрудники оперативных подразделений ОРО обязаны: соблюдать пределы своих полномочий при проведении ОРД (ст. 1); в процессе рассмотрения дела в суде доказывать обоснованность отказа в предоставлении сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 5); предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предъявлении которых было отказано заявителю (за исключением ряда сведений) (ч. 5 ст. 5); за три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, уведомить об уничтожении соответствующего судью (ч. 7 ст. 5); при нарушении должностным лицом оперативного подразделения ОВД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган в соответствии с российским законодательством обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ч. 9 ст. 5); в течение 48 ч с момента начала проведения «экстренного» ОРМ ОВД обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение (ч 3 ст. 8); в течение 48 ч уведомить соответствующий суд (судью) об «экстренном» прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов заявителя (ч. 4 ст. 8); представить суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, в порядке и случаях, предусмотренные ФЗ «Об ОРД» (ч. 4 ст. 12); при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием ОРО, а равно членов их семей и близких - принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России (ч. 3 ст. 18). К числу оперативных подразделений, реализующих лишь отдельные оперативно-розыскные функции, т.е. осуществляющие ОРД в ограниченном объеме относятся: Одним из условий успешного решения задач оперативно-розыскной деятельности являетсясоциальная и правовая защита сотрудников оперативных подразделений (ст. 16 Федерального закона «Об ОРД»),которая заключается в следующем: на сотрудников оперативных подразделений УИС распространяются гарантии социальной и правовой защиты, вытекающие из Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: (ст. ст. 24,26 закрепляют положения о необходимой обороне и крайней необходимости, о показаниях сотрудника милиции по делу о преступлении, которые должны оцениваться наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке; ст. 27 - закрепляет право сотрудника милиции на судебную защиту при увольнении; ст. 28 - на объединение в профессиональные союзы; ст. 29 - на государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья; ст. 30 - на обеспечение жилой площадью; никто, кроме непосредственного и прямого начальников уполномоченных на осуществление ОРД, не вправе вмешиваться в законные действия сотрудников при проведении ими, в пределах своих полномочий, оперативно-розыскных мероприятий; при получении приказа или указания, противоречащего закону, оперативные работники обязаны руководствоваться только законом; при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, действующим законодательством допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам сотрудником оперативного подразделения либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении своего служебного или общественного долга; время выполнения сотрудниками оперативных подразделений ОРО специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников ОРО подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Кроме того, органами государственной власти и органами местного самоуправления, для сотрудников оперативных подразделений могут устанавливаться также дополнительные виды социальной защиты. Инициатива в этом вопросе, как правило, принадлежит руководителям соответствующих ОРО. Следует иметь в виду, что законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность сотрудников оперативных подразделений за нарушение Федерального закона «Об ОРД». Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением закона, может повлечь дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность. Так, например, сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатов ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках оперативных подразделений ОРО и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну. За ее разглашение, уголовным законодательством предусмотрена ответственность. В этой связи, должностные лица ОРО, функциональные обязанности которых реализуются в сфере задач ОРД, должны отвечать определенным требованиям - пройти профессиональную специальную подготовку и иметь соответствующую форму допуска к документам и сведениям, составляющим государственную тайну. В противном случае весьма затруднительно обеспечить соблюдение ими требований законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику осуществления ОРД. Руководители оперативных подразделений ОРО несут в установленном законами Российской Федерации и ведомственными нормативными актами персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ, в том числе, за действия, повлекшие нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также за не выполнение поставленных перед этими подразделениями задач, входящих в их компетенцию. Компетенцию субъектов ОРД не следует путать с полномочиями этих субъектов. Под полномочиями в оперативно-розыскной практике понимают элемент компетенции и одновременно правового статуса оперативного подразделения (его должностных лиц), предусмотренных ФЗ «Об ОРД» и другими законодательными актами России. Полномочие означает предоставление оперативному подразделению права осуществлять ОРМ и принимать соответствующие юридически значимые решения (например, прерывать предоставление услуг связи согласно п. 1 ч. 1 ст. 15), устанавливать запреты, например, использовать специальные средства, предназначенные для негласного получения информации не уполномоченными на то ФЗ «Об ОРД» лицами (ч. 6 ст. 6), разрешать или поощрять ту или иную деятельность, например, субсидировать лиц, оказавших помощь в раскрытии преступлений (ч. 5 ст. 18), издавать обязательные к исполнению в сфере ОРД нормативные предписания (см. ч. 2 ст. 4) и др. Полномочия оперативного подразделения в области осуществления ОРД не следует путать с полномочиями соответствующих субъектов в сфере административной, уголовно-процессуальной и иной деятельности. Это особенно важно в связи с тем, что ОРД является комплексным видом юридической деятельности.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |