Парламенты в разных странах
Высшим законодательным органом государства является парламент — общенациональный представительный, институт, избираемый в современных демократических странах на началах всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. В средние века представительные собрания имели три палаты по числу сословий (духовенство, дворянство и третье сословие). В Англии духовенство требовало для себя права самостоятельно определять порядок налогообложения и в работе парламента участия не принимало, а представители высшего духовенства как крупные земельные собственники заседали вместе с дворянством. В результате английский парламент сложился как двухпалатный. В настоящее время парламенты состоят, как правило, из двух палат. В федеративных государствах наличие двух палат позволяет сочетать принцип представительства населения страны в целом с представительством земель, штатов или иных административно-территориальных образований, входящих в состав федерации. В США, во Франции создание двух палат в парламенте выражало стремление господствующих слоев ввести дополнительные сдерживающие начала внутри самой законодательной власти, не допустить «чрезмерного демократизма» законодателей. Нижние палаты парламентов формируются посредством выборов, способы формирования верхних палат более многообразны. В Англии в верхнюю палату парламента — палату лордов — входят наследственные пэры, пожизненные, не передающие свой титул по наследству пэры и высшие иерархи англиканской церкви. По язвительному замечанию одного из парламентариев, в Англии «палата лордов — пример тому, как надо заботиться о престарелых». В США в сенат — высшую палату Конгресса избираются по два представителя от каждого штата независимо от численности населения[12]. В ФРГ депутаты высшей палаты назначаются правительствами земель. В большинстве случаев на выборах в верхнюю палату применяется система многоступенчатых, непрямых выборов. Депутаты частично избираются, а частично назначаются или получают место в верхней палате по наследству. Во многих странах разделение властей законодательно предусматривает лишение определенной категории лиц права быть избранными в парламент. Обычно это правило распространяется на государственных служащих, лиц, состоящих в вооруженных силах, судей. Той же цели — обеспечить независимость депутата, не допустить оказания на него нажима со стороны исполнительной власти служит и запрещение (с незначительными исключениями) членам парламента в течение срока действия их полномочий занимать должность на государственной службе и в частных фирмах[13]. С тем чтобы обеспечить материальную независимость парламентариев, им выплачивается денежное вознаграждение, зачастую соответствующее жалованью государственных служащих высокого ранга. В бюджете предусматриваются и специальные ассигнования на оплату труда помощников законодателей, экспертов, разрабатывающих рекомендации для парламентских комитетов, сотрудников аналитических и информационных служб парламента, технических служащих. Среди политологов, как и в общественном мнении демократических стран, существуют две точки зрения относительно того, насколько зависим депутат от поддерживающих его на выборах избирателей. Одни политологи считают, что депутат жестко связан с избирателями обязательствами его предвыборной программы и должен поддерживать с ними постоянные контакты, выражать в парламенте их мнения, взгляды, настроения. Другие видят в депутате скорее доверенное лицо, которому избиратели предоставляют право защищать в законодательном органе их интересы и.действовать, полагаясь на собственные знания, опыт, здравый смысл. В большинстве стран не существует права отзыва депутата, а свое отношение к его деятельности избиратели имеют возможность выразить в день выборов, не переизбрав его на новый срок, если он не оправдал их доверия. В период же выполнения обязанностей депутат рассматривается как представитель интересов страны, народа, а не только своих избирателей и потому не должен подвергаться с их стороны угрозе досрочного прекращения полномочий. Руководство деятельностью законодательного собрания (парламента) осуществляет выбираемый парламентариями (партией большинства или по соглашению правящей партии и оппозиции) спикер — председатель палаты и его заместители или коллегиальный орган. Председателем верхней палаты в США и некоторых других странах является вице-президент страны или, как в Великобритании, лорд-канцлер. Спикер палаты регулирует ход прений, координирует работу парламентских комитетов и комиссий, представляет парламент на международной арене. Для эффективной организации работы парламента в нем из числа депутатов создаются постоянные комитеты, подкомитеты, комиссии[14]. В большинстве стран — в Австрии, Италии, США, Швеции и многих других — комитеты имеют специализированный, «отраслевой» характер. Важнейшие из них — комиссии по бюджету, промышленности, труду и социальному обеспечению, юстиции, обороне, иностранным делам. Работа в специализированной комиссии, знакомство с рекомендациями и заключениями экспертов дают депутату возможность стать знатоком определенной отрасли государственного управления, квалифицированно оценивать представляемые законопроекты, устанавливать постоянные и тесные контакты с руководством соответствующих министерств и контролировать их деятельность. Оборотной стороной «профессионализации» парламентариев становится сужение круга лиц, причастных к подготовке важнейших законодательных решений, поскольку палата обычно следует рекомендациям комиссий и принимает одобренные ими документы. В парламенте Великобритании и законодательных органах стран, испытавших влияние английской парламентской традиции и практики, постоянные комитеты не имеют специализированного характера, они создаются для рассмотрения конкретных законопроектов и после того, как билль принят или окончательно отклонен парламентом, распускаются. Сторонники разделения властей отводят парламенту главенствующее положение в системе законодательных, судебных и исполнительных органов государственного управления, относя к его компетенции сферу законодательства и тем самым предоставляя ему право определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. На практике исполнительная власть активно участвует в законодательном процессе, особенно на стадии внесения законопроекта, когда инициатива часто принадлежит правительству. Представленный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях и только в случае принятия законодателями обретает силу закона. Исторически законодательным полномочиям парламента предшествовало завоеванное им в борьбе с королевской властью право утверждать налоги, а затем и определять порядок расходования полученных денежных средств. Свои права в области государственных финансов парламенты сохраняют и сегодня. Правительство готовит проект бюджета и представляет его в парламент, который разрешает администрации расходование выделенных сумм. Важным инструментом контроля за деятельностью исполнительной власти, находящимся в распоряжении парламента, является его право одобрять и ратифицировать заключенные правительством международные договоры и соглашения[15]. И, наконец, парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинение против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности, если они своими действиями нанесли ущерб интересам страны[16].
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |