Описание и обсуждение результатов исследования. Выводы
Этот этап проходил через полгода работы. Задачи 3 этапа: - вновь провести уже использованные диагностические методики, направленные на выявления уровней знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, а так же уровни сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. - сравнить показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента. - выяснить степень влияния разнообразных внеклассных занятий на процесс формирования экологической культуры младших школьников. Методика, направленная на выявление знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней. (см. констатирующий этап). Индивидуальные результаты методики представлены в таблице № 3.
Таблица № 3.
После беседы учащиеся разделились на три группы по уровням экологической культуры: высокий - 6 чел. (60%); средний – 4 чел. (40%); низкий – 0 чел. (0%). Методика, направленная на сформированность практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. (см. констатирующий этап). Индивидуальнае результаты методики представлены в таблице № 4.
Таблица № 4
После диагностики учащиеся разделились на 3 группы по уровням сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе: высокий – 6 чел. (60%); средний – 4 чел. (40%); низкий – 0 чел. (0%). Сравнение индивидуальных результатов констатирующего и контрольного эксперимента. (см. таблица № 5).
Таблица № 5.
Таблица № 6.
Для наглядности построим диаграмму, на которой сравниваются показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента. (см. Приложение IV) Анализ полученных данных после повторного проведения диагностических методик, убедил нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников стал значительно выше, причины трудностей школьного обучения выявлены. Это видно из таблицы № 6 и диаграммы (см. Приложение IV); не было выявлено ни одного человека с низким уровнем экологической культуры, средний уровень составил 40%, а высокий 60% . После внеклассных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. Знания детей стали более глубокими, осмысленными и адекватными. Учащиеся уже самостоятельно могли поставить и принять цель труда, определить предмет труда, вычленить его особенности. Дети научились отбирать средства и выполнять трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно, так же научились вычленять результат труда и соотносить его с целью деятельности. Некоторые учащиеся даже научились планировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом. Получаемый результат был очень хорошего качества. Таким образом, разработанные внеклассные занятия значительно повлияли на процесс формирования экологической культуры младших школьников. Заключение
Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции. Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка. Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении сказал: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит". ("Маленький принц". М.: Детская литература, 1983.). Мы рассмотрели в данной работе решение психологических проблем школьного обучения в начальных классах через призму экологического воспитания. Актуальность проблемы, рассмотренной в данной работе, в наши дни всё возрастает. Для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная работа, поиск наиболее эффективных средств формирования экологической культуры младших школьников. Полученные нами положительные результаты опытно-экспериментальной работы показали, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась, поставленные в исследовании задачи полностью выполнены: 1) Определена сущность понятия «экологическое воспитание». Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста имеет большое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Таким образом, экологическое воспитание детей- целенаправленный педагогический процесс. 2) Выявлена сущность, структура и содержание понятия экологической культуры как социально-нравственного качества личности младшего школьника. Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе, как всеобщему условию и предпосылки материального производства к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. 3) Определены педагогические основы формирования экологической культуры младших школьников. Экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. 4) Подобраны и систематизированы задания и упражнения, способствующие формированию экологической культуры младших школьников. Эти задания были направлены на выявление знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, а также на сформированность практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. 5) Опытно-экспериментальным путём проверена эффективность разработанной системы внеклассных занятий в формировании основ экологической культуры младших школьников. В ходе выполнения заданий и упражнений, способствующих формированию экологической культуры младших школьников, экологическая культура учащихся значительно повышается. Число учащихся с высоким уровнем экологической культуры возрастает. Целенаправленное использование внеклассных занятий, соответственно критериям уровней экологической культуры младших школьников обеспечивает формирование основ экологической культуры, тем самым повышая уровень экологических знаний и оказывая положительное воздействие на развитие каждого ребёнка и коллектива в целом. Фактическое отсутствие целенаправленной работы по формированию основ экологической культуры именно в младшем школьном возрасте приводит к снижению мотивации обучения и затрудняет развитие положительных качеств личности в дальнейшем. Поэтому имеет глубокий смысл продолжение исследований проблемы в формировании основ экологической культуры младших школьников и решения трудностей в обучении. Литература
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 2006. - №1. 2. Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии. //География в школе, 2005. - №6. 3. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. – 374 с. 4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М, 2005. - 392 с. 5. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с. 6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |