Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ним имущество. Имущество этого предприятия является неделимым, что означает невозможность и недопустимость его распределения по долям, паям, в том числе и между работниками. В такой форме могут создаваться государственные и муниципальные предприятия, а поэтому их имущество является государственной и муниципальной собственностью. Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обладает правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Понятия "право хозяйственного ведения" и "право оперативного управления" требуют более подробного рассмотрения. Право хозяйственного ведения - право предприятия (государственного или муниципального) владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но в определенных пределах, которые установлены ГК РФ. Предприятие не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом: продавать, сдавать его в аренду, отдавать в залог. Под недвижимым имуществом понимаются: земельные участки и все то, что тесно связано с землей: здания, сооружения. Остальным имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, по собственному усмотрению. Право оперативного управления - право распоряжаться имуществом, как недвижимым, так и движимым, только с согласия собственника. Имущество на праве оперативного управления закрепляется за создаваемыми унитарными предприятиями, которые имеют название "казенные". Они могут учреждаться по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (федеральное казенное предприятие). Ликвидируется и реорганизуется такое предприятие только по решению Правительства Российской Федерации. В учредительных документах предприятия должно быть обязательно указано, что оно казенное [9]. Глава 2. Административно-правовой статус организаций
Общие положения об административно-правовом статусе
В науке административного права можно выделить общий и специальный административно-правовые статусы организаций. Общий административно-правовой статус организации представляет собой ее общую административно-правовую характеристику и содержит, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения данных прав, административные обязанности ϶ᴛᴏй организации и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. Общим административно-правовым статусом обладают, в частности, большинство как государственных, так и негосударственных предприятий, общественные и религиозные объединения, социально-культурные учреждения. Такой статус возникает у организации с момента ее создания (государственной регистрации в качестве юридического лица), причем одновременно возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность) . <http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/> Специальный административно-правовой статус организации выступает как специальная административно-правовая характеристика данной организации и содержит в себе, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения данных прав (полномочий), административные обязанности организации и специальные условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. К числу организаций, обладающих специальным административно-правовым статусом, можно, например, отнести органы исполнительной власти и некоторые виды государственных учреждений, наделенные отдельными внешними государственно-властными полномочиями, в частности учреждения Пенсионного фонда РФ, региональные управления автомобильных дорог, администрации морских рыбных портов, исполнительные органы местного самоуправления. Специальный административно-правовой статус возникает у организации с момента наделения ее в установленном законодательством порядке специальными административными правами, обязанностями и определения для нее специального режима привлечения к юридической ответственности в административно-публичной сфере. Таким моментом может быть утверждение положения об организации или ее устава, а также государственная регистрация организации в качестве юридического лица. Важно заметить, что одновременно возникает и специальная административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность) организации. Все организации, участвующие в административных правоотношениях, могут быть подразделены на виды по следующим основным, принципиальным именно для административного права критериям. Учитывая зависимость от того, кем созданы, на какой форме собственности основаны и от чьего имени действуют организации, участвующие в административных правоотношениях, представляется возможным выделить три группы таких организаций: государственные - организации, созданные государством, т.е. Российской Федерацией или субъектами, основанные на государственной собственности, в том числе непосредственно финансируемые государством, действующие в административных правоотношениях от имени государства или от собственного имени, но по поручению государства (государственные органы, государственные учреждения, государственные унитарные и казенные предприятия); муниципальные - организации, созданные муниципальными образованиями, основанные на муниципальной собственности, в том числе непосредственно финансируемые соответствующими муниципальными образованиями и действующие в административных правоотношениях от их имени либо от собственного имени, но по их поручению (органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения); частные - организации, созданные юридическими и (или) физическими лицами, основанные на частной собственности и действующие в административных правоотношениях от собственного имени, но по поручению учредителей - физических и (или) юридических лиц (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы, общественные объединения, потребительские кооперативы и т.п.) . <http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/> Административно-правовой статус всех видов предприятий (в том числе и коммерческих) включает в себя совокупность всех их прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях, которые складываются прежде всего во взаимоотношениях предприятий и учреждений с государственными и муниципальными органами исполнительной власти. Применительно к государственным или муниципальным предприятиям административно-правовые отношения опосредуют прежде всего процесс принятия управленческих решений о создании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства или общественного самоуправления; отношения в связи и по поводу утверждения уставов предприятий и учреждений исполнительными органами власти и местного самоуправления; отношения по заключению исполнительными органами государственной и муниципальной власти различного рода административных соглашений и договоров с подведомственными предприятиями и учреждениями, выдаче им государственных и муниципальных заказов на производство определенной продукции, выполнение работ или оказание услуг и др. Все эти взаимоотношения, складывающиеся между органами исполнительной власти и подведомственными им в отраслевом, функциональном или территориальном отношении унитарными предприятиями и учреждениями, составляют основы содержательной характеристики их административно-правового статуса. Административно-правовой статус коммерческой организации, прежде всего, включает в административном порядке совершение определенных действий по созданию предприятия и управлению его деятельностью. К числу таких действий можно отнести: . Создание (учреждение) предприятия по решению собственника имущества или уполномоченного им органа. Предприятие может быть учреждено заново, в результате выделения из него или разделения его. Учредительным документом предприятия является устав, в котором определяются общий правовой статус (вид) предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования доходов, условия реорганизации и ликвидации. . Государственную регистрацию, осуществляемую по месту нахождения предприятия. . Разрешение на занятие хозяйственной деятельностью, выдаваемое (тоже в административном порядке) соответствующим органом государственной власти, уполномоченным производить лицензирование данного вида деятельности. . Формирование органа управления делами предприятия. . Определение круга полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия. Полномочия эти двоякого рода: ) если предприятие государственное, вышестоящие органы государственного управления осуществляют управление им, если же предприятие не государственное (муниципальное, частное и т.д.), государство осуществляет в отношении него государственное регулирование; ) в плане же осуществления административного надзора (соблюдение законодательства о налогах, правил пользования землей, энергоресурсами, санитарных и эпидемиологических правил, правил пожарной безопасности и т.д.) все предприятия, независимо от видов, равны и их административная, поднадзорная подчиненность составляет непременную, неизменную составную часть их административно-правового статуса. Административно-правовой статус предприятий включает также гарантии их прав: недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности; защита имущества предприятия от незаконного изъятия; недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции. В отличие от государственных и муниципальных организаций частные организации в административных правоотношениях могут выступать только в качестве невластвующих субъектов, поскольку никакие из них не вправе осуществлять административно-публичную деятельность и не наделяются административно-властными полномочиями. При всем этом административно-правовой статус частных организаций неоднороден и имеет особенности в зависимости от осуществляемых ими видов деятельности и целей их осуществления. К примеру, цели и виды деятельности частной организации оказывают влияние на характер и объем взаимоотношений с властвующими субъектами административного права. К ним относятся частные коммерческие организации, созданные для осуществления предпринимательской деятельности посредством продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг материального характера, вступающие в административные правоотношения с властвующими субъектами по поводу соблюдения правил безопасного осуществления предпринимательской деятельности и по поводу защиты прав потребителей, экономических и финансовых интересов государства (все виды частных предприятий различных организационно-правовых форм) [10].
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |