Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административная ответственность коммерческих организаций



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Административная ответственность коммерческих организаций 0.00 из 5.00 0 оценок




Административной ответственности юридических лиц присущи все основные черты и основополагающие признаки административной ответственности в целом.

Единым и единственным основанием административной ответственности юридических лиц (организаций) является совершение ими административного правонарушения - общественно опасного, противоправного, виновного, наказуемого деяния. Признаками, характеризующими правонарушение, совершенное юридическим лицом, являются традиционные признаки состава административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, но применительно к административной ответственности юридических лиц они обладают особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическим лицом. Прежде всего это касается такого элемента, как вина.

Вина - необходимое условие всякой ответственности. Вина юридического лица в административно-правовых отношениях неотделима от вины его работников, администрации, от человеческого фактора.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях (далее КоАП) или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность юридических лиц - это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов в целях государственного осуждения противоправной деятельности юридических лиц и выполнения возложенных на них обязанностей, а также предупреждения новых правонарушений [10].

Привлечение юридических лиц к административной ответственности возможно в самых различных сферах (при налогообложении, в области таможенных отношений, за совершение экологических правонарушений, за нарушение законодательства о контрольно-кассовых машинах и т.д.), но это не дает оснований для выделения каких-то особых видов ответственности (налоговой, таможенной, экологической и пр.). Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность юридических лиц распространяется на любые нарушения правовых норм (независимо от их отраслевой принадлежности), для которых характерен или доминирует административно-правовой метод правового регулирования (власти и подчинения).

Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:

нарушения земельного законодательства;

экологические правонарушения;

нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов;

нарушения таможенных правил;

нарушения налогового законодательства;

незаконное осуществление банковской деятельности;

нарушения антимонопольного законодательства;

нарушения пожарной безопасности;

нарушения санитарных и природоохранных правил;

нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин;

валютные правонарушения.

Особенности административной ответственности юридических лиц достаточно значительны.

Во-первых, КоАП РФ допускает привлечение к административной ответственности тех юридических лиц, которые административное правонарушение не совершали, но которые являются правопреемниками юридических лиц, такие нарушения допускавших. Частью 1 ст.57 ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Все они учтены в ст.2.10 КоАП [4]. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, согласно разделительному балансу, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

Во-вторых, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В-третьих, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо, и наоборот (ч.3 ст.2.1 КоАП РФ) [2]. Таким образом, должностные лица юридического лица, по вине которых соответствующим юридическим лицом не соблюдались правила и нормы, привлекаются к административной ответственности независимо от того, назначено ли наказание данному юридическому лицу или нет.

В-четвертых, к юридическим лицам могут применяться только определенные административные наказания, названные в ч.2 ст.3.2 КоАП РФ, а именно:

предупреждение;

административный штраф;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

административное приостановление деятельности [2].

В настоящее время к административной ответственности может быть привлечено любое юридическое лицо, в том числе и имеющие такой статус органы государственной власти и местного самоуправления. Между тем в административно-правовой литературе справедливо указывается на необходимость закрепления специального иммунитета указанных лиц, поскольку, не установив такой иммунитет, законодатель допустил серьезный просчет в подходах к самому существу административной ответственности [7].


Заключение

 

В курсовой работе были проанализирован административно-правовой статус коммерческих организаций. Можно сделать вывод, что административно-правовой статус, в конечном счете, характеризует взаимоотношения коммерческих организаций с государственными и муниципальными органами.

Административно-правовой статус коммерческих организаций - это комплекс прав и обязанностей, которые организация приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий:

создания коммерческой организации;

государственной регистрации коммерческой организации;

получении лицензии на занятие определенными видами деятельности;

определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к организации;

ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т.п.

Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права. И с этих позиций, в частности, имеются существенные различия в административно-правовом статусе государственных и негосударственных предприятий. Государственные предприятия являются собственностью государства, поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем на негосударственные предприятия.

Государство, устанавливая права и обязанности государственных и негосударственных организаций в сфере административного права, предусматривает разнообразные средства влияния на данный вид коллективных субъектов с целью обеспечения их надлежащего поведения.

К числу особенностей административно-правового статуса юридических лиц можно также отнести особенности привлечения их к административной ответственности. В частности, предусмотренный Кодексом об административных правонарушений Российской Федерации специфический вид административного наказания в виде административного приостановления деятельности, которое может применяться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также увеличение размера административного штрафа на юридических лиц до 5 миллионов (по статьям 14.40 и 14.42 КоАП РФ) и 100 миллионов рублей (по части 3 статьи 19.28).


Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты:

. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014).

2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2014) <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170514>.

. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014).

. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 14.10.2014)"О лицензировании отдельных видов деятельности".

Учебная литература:

. Административная ответственность должностных и юридических лиц. Учебное пособие. Ю.Н. Тарасова, 2012.

. Основы права. Субъекты административного права. Общее понятие субъекта административного права.В. В. Лазарев.

. Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.В.Т. Батычко.

. Административное право: учебник / под ред.Л. Л. Попова, М. С Студеникиной. - М.: Норма, 2010.

. Административное право в правовой системе Российской Федерации. Колганов Е. А.

. Амвросов А.И. Закон о государственной регистрации юридических лиц: теория и практика // Законодательство. 2009. № 12.

. Мильшин Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 2009.



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Административная ответственность коммерческих организаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административная ответственность коммерческих организаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)