Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета



2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Бюджет может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит.

Баланс бюджета - это равенство его доходов и расходов. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо (расходы равны доходам), возможен только теоретически. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

Профицит может возникнуть следующим образом:

ü если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полеченные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;

ü если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

ü если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;

ü если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Каким же образом образуется государственный дефицит? Он возможен, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.

Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера, например как:

•спад общественного производства;

•значительный объем капиталовложений;

•чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия);

•высокие военные расходы;

•неэффективная внешнеэкономическая политика;

•огромные непроизводительные расходы, хищения;

•истощение месторождений полезных ископаемых;

•излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

•в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики и д.р.

Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической ситуации. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают.

Бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный дефицитобусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности, создаются предпосылки для нарастания инфляционных процессов.

Пассивный дефицитвызывается сокращением государственных доходов (налогов) в результате падения экономической активности.

Таким образом, при низком уровне дохода будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком - бюджетный излишек.

При возникновении бюджетного дефицита, государство должно его покрыть с наименьшими потерями для экономики. Для этого существует несколько путей.

1. Сокращение расходов государственного бюджета.

Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что, в свою очередь, снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогов.

Этот путь приводит к снижению инвестиций и потребления, которое в свою очередь препятствует росту ВНП, из-за суженой емкости рынка.

3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:

·   обращения государства за кредитом к национальным банкам;

·   превращение кредита во внешний долг при его получении от

иностранных государств;

·   выпуска государственных ценных бумаг - облигаций.

Обращение к банковским структурам за кредитом ведет к увеличению спроса на деньги, следовательно - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели компенсируют это ростом отпускных цен. Для многих инвестиции становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВНП.

При обращении к внешнему долгу по истечению срока кредита происходит утечка национального долга за границу, т.к. кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.

Форма внутреннего долга - выпуск государственных ценных бумаг, займы денег у населения или обязательства перед отечественными банками. Происходит стимулирование частного инвестиционного спроса. Но такой долг изымает свободные денежные ресурсы и ведет к удорожанию кредита.

Государственный долг ведет к негативным социальным последствиям. Происходит усиление дифференциации населения, которая происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы населения уменьшаются на величину выплаченных налогов. Эти средства попадают узкому кругу лиц, купивших ранее ценные бумаги. В результате разрыв между слоями населения в благосостоянии становится еще больше.

4. Выпуск дополнительной денежной массы - эмиссии.Самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу государство прибегает в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Выплата долга происходит обесцененными деньгами, по существу это отказ от части долга.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% ВНП страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг.

Управление государственным долгом включает следующие меры:

·   эффективное использование средств заимствования;

·   поиск средств для выплаты долга;

·   нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Во многих странах существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача - не допустить превышения долга над ВВП более чем в 2,5 раза.

Эффективное использование средств заимствования предполагает направление их в проектах, позволяющий за отдельный срок получить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплату по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит процент, но и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга.

Государственный долг существенно меняет состояние денежного рынка. При его росте происходит дополнительное предложение денег. Это может возникнуть не только из-за покрытия государством долга за счет печатания денег или за счет внешних заимствований. Из-за большого внутреннего долга государству приходится расходовать резервы банков, привлекать сбережения населения. Такие действия ведут к снижению покупательной способности национальной валюты, ведет к инфляции. Проплата долга, наоборот, ведет к уменьшению количества денег в обращении, что рождает тенденции, сдерживающие экономический рост. Для устранения подобных нежелательных явлений Центральный банк в период увеличения государственного долга может проводить политику дорогих денег и политику дешевых денег в период его проплаты. В этих же целях используется налоговая политика. В период увеличения задолженности государство ужесточает ее, а в период погашения долговых обязательств смягчает.

Бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться, как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твёрдый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привёл бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

Бюджет называется сбалансированным , если государственные расходы и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (∆G = ∆T).

Мультипликатор государственных расходов - это отношение прироста ЧНП к приросту государственных расходов:

 

 

Подобно I и G, налоги (Т) также обладают мультипликационным (множительным) эффектом, но он слабее:

 

 

Поскольку же MPC < 1, постольку k < k .

Предположим, налоги (Т) сократились. Это привело к росту личных доходов. Но на потребление идет не весь прирост, а часть его, определяемая предельной склонностью к потреблению. Отсюда прирост совокупного потребления и соответственно спроса будет равен:

 

ДС = ДТ · МРС


В долговременном периоде эта величина даст обычный мультипликативный эффект, который определит прирост ЧНП. Налоговый мультипликатор: k = ДY / ДТ

При увеличении налогов ЧНП будет сокращаться. Но такое сокращение можно компенсировать, если доходы государства от увеличения налогов направить на увеличение государственных расходов.

Предположим, что налоги увеличились на 20 единиц и на ту же сумму увеличились государственные расходы. На первый взгляд эти изменения взаимопогашаются и ЧНП остается прежним. Но при более пристальном анализе мы обнаружим, что эффект примененных рычагов разный.

Если предельная склонность к потреблению (МРС) равна ѕ, то увеличение налога на 20 единиц приведет к сокращению потребления на 15 единиц (20 · ѕ = 15), и кривая совокупного спроса опустится вниз.

Если весь поступивший в AD бюджет доход направить на государственные расходы, то кривая совокупного спроса поднимется вверх.

Если уменьшение совокупного спроса 0 Q1 Q ЧНП за счет роста налогов составило 15 ед., а увеличение госрасходов на всю мультипликатор, показывающий величину налоговых поступлений 20, изменение ЧНП от изменения то чистый прирост совокупного спроса инвестиций.

Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, приводит к увеличению выпуска продукции (ЧНП). Причина того, почему объём выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Он обычно равен единице, редко открыто используется, как инструмент фискальной политики, так как увеличение налогообложения повсюду является непопулярной мерой.




2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)