Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Балансирование госбюджета и его особенности в России



2020-03-17 231 Обсуждений (0)
Балансирование госбюджета и его особенности в России 0.00 из 5.00 0 оценок




бюджет дефицит профицит балансирование

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы Государство должно вести постоянную работу по балансированию бюджета, чтобы избежать плохих последствий. Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход: Он ориентирован на ежегодную сбалансированность бюджета, это означает объявление его сбалансированности основной целью

государственных финансов. Ежегодный балансируемый бюджет усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, увеличившейся безработицы, происходит сокращение доходов, которое взаимосвязано уменьшает налоговые поступления в государственную казну. В такой ситуации правительство стремится сбалансировать бюджет, оно либо увеличивает налоги, либо сокращает государственные расходы или и то и другое. Но эти меры являются сдерживающими: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

При профиците государственного бюджета в условиях инфляции и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно снижать налоги, или же увеличивать расходы или и то и другое одновременно. В этом случае сбалансированность бюджета достигается путём раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход: Он предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В этом случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно, как инструмент антициклического регулирования и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду общественного производства, правительство может снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызвав дефицит. В ходе следующего подъёма и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период на несколько лет.

Сторонники этой концепции считают, что надо стремиться к балансу бюджета в течение всего цикла деловой активности. С точки зрения кейнсианцев, этого можно достичь с помощью продуманной фискальной политики. Монетаристы предлагают придерживаться рациональной политики денежного обращения. Защитники этой теории считают что бюджет выступает инструментом антициклической политики.

Проблемой этого подхода является то, что подъёмы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъёмом и наоборот. В этих двух случаях будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход рассматривает фискальную политику в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства (т.е. целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики). При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета является второстепенным. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается, как один из составляющих элементов этой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Следовательно, предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Итак, балансировать надо весь расширенный консолидированный бюджет страны, и не в рамках ежегодных бюджетных параметров, а в диапазоне всего экономического цикла. Это предполагает выработку определенных критериальных требований к формированию бюджетной политики, которые в общем, виде можно сформулировать следующим образом. Во-первых, распределение доходного потенциала бюджетной системы должно проводится в соответствии с ресурсоемкостью каждого уровня бюджетной системы и с учетом системы критериев, характеризующих уровень самодостаточности составляющих элементов бюджетных ресурсов. Во-вторых, распределение расходных бюджетных полномочий по уровням бюджетной системы следует осуществлять исходя из оценки затратоемкости предоставляемых услуг каждым уровнем власти и их потребления.

Таким образом, бюджетную систему можно сбалансировать только на основе сопоставимости характеристик ресурсоемкости бюджетных услуг и затратоемкости их потребления на каждом уровне бюджетной системы. Это и есть реальный критерий макроэкономической сбалансированности

Бюджет современного развитого государства должен обязательно учитывать уже сложившиеся длительные тенденции и по возможности учитывать перспективные изменения в экономике и социальной обстановке. Поэтому современный годовой бюджет должен формироваться как составная часть более или менее длительного плана-прогноза, в рамках которого учтены по возможности устойчивые долговременные тенденции и приближение к каким-то ранее поставленным целям.

Поступление доходов в федеральный бюджет в 2007 г. составило 7,8 трлн руб., что на 335,2 млрд руб. (4,5%) выше предусмотренного в законе о бюджете объема. По сравнению с 2006 г. доходы бюджета увеличились на 1,5 трлн руб. (23,9%).

В общем объеме доходов федерального бюджета (4,6 трлн руб.) 59,6% приходится на налоговые доходы. Их основную массу составили поступления налога на прибыль организаций (13,8%), налога на добавочную стоимость (48,8%) и налога на добычу полезных ископаемых (24,2%).

В результате в 2008 г. страна вступила с бюджетом, по многим позициям существенно отличающимся от бюджетов предыдущих лет.

Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов

федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального

бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.

Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов представлены в таблице 1.

Таблица № 1. Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов

Доходы федерального бюджета

2008 г

2009 г

Отклонение

2010 г

  Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % По сумме, млрд. руб. По удельному весу, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ 2 383,11 35,87% 2 351,91 31,50% -31,20 -4,36% 2 348,32 29,03%
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе: 4 261,34   5 113,54   767,34   5 741,35  
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 533,38 8,03% 583,76 7,82% 50,38 -0,21% 636,28 7,87%
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 435,79 6,56% 496,36 6,65% 60,57 0,09% 562,8 6,96%
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ 1 404,05 21,13% 1 914,47 25,64% 510,42 4,51% 2 206,46 27,28%
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ 888,97 13,38% 1 029,76 13,79% 140,79 0,41% 1 182,54 14,62%
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 36,57 0,55% 39,50 0,53% 2,93 -0,02% 37,31 0,46%
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 32,24 0,49% 34,49 0,46% 2,25 -0,02% 36,56 0,45%
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 291,61 4,39% 297,00 3,98% 5,39 -0,41% 301,73 3,73%
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ 638,73 9,61% 718,20 9,62% 79,47 0,01% 777,67 9,61%
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 644,45 100,00% 7 465,45 100,00% 821,00 0,00% 8 089,67 100,00%

 

В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений

в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87%, на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд. руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.

Следовательно, ненефтегазовые доходы увеличатся. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Соответственно к 2010 г. доля ненефтегазовых доходов увеличится до 68,2%.

Согласно Закону о бюджете на 2008-2010 гг. в последующие три года предполагается поддерживать достигнутый уровень государственных расходов. Однако будут несколько снижены расходы на национальную экономику, общегосударственные вопросы, и одновременно увеличены обязательства бюджета в области социальной политики. Кроме того, в 2008-2010 гг. продолжится рост величины межбюджетных трансфертов, что подразумевает, как рост трансфертов бюджетов РФ, так и увеличение трансфертов Пенсионному фонду (что отчасти связано с началом обострения демографической проблемы) и прочим внебюджетным фондам.

Общий объем межбюджетных трансфертов (без учета расходов инвестиционного характера) предусмотрен в 2008 году в сумме 2 114,3 млрд. рублей или 6,1% ВВП, что на 22,5% превышает их объем в 2007 году. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 638,2 млрд. рублей или с ростом против 2007 года на 52,8 процента, с сохранением их доли в ВВП.

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета, предусмотренная в бюджетной трехлетке 2008-2010 гг.

  2007 г.

Первая бюджетная трехлетка

  (закон) 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Расходы всего млрд. руб.………… 5463,9 6500,3 7361,9 7998,7 темп роста, % к 2007 г. 100,0 119,0 134,7 146,4 Общегосударственные вопросы млрд. руб.………… 808,2 896,4 974,3 1 032,4 % к расходам всего… 15,0 13,8 13,2 12,9 темп роста, % к 2007 г. 100,0 110,9 120,6 127,7 Национальная оборона млрд. руб.………… 822,0 957,9 1 057,8 1 191,2 % к расходам всего… 15,0 14,7 14,4 14,9 темп роста, % к 2007 г. 100,0 116,5 128,7 144,9 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность млрд. руб.………… 662,9 769,1 923,7 1 000,4 % к расходам всего… 12,1 11,8 12,5 12,5 темп роста, % к 2007 г. 100,0 116,0 139,3 150,9 Национальная экономика млрд. руб.………… 497,2 672,8 753,5 508,5 % к расходам всего… 9,1 10,4 10,2 6,4 темп роста, % к 2007 г. 100,0 135,3 151,5 102,3 Жилищно - коммунальное хозяйство млрд. руб.………… 53,0 56,5 79,2 71,0 % к расходам всего… 1,0 0,9 1,1 0,9 темп роста, % к 2007 г. 100,0 106,6 149,4 134,0 Охрана окружающей среды млрд. руб.………… 8,1 9,4 10,3 11,0 % к расходам всего… 0,2 0,1 0,1 0,1 темп роста, % к 2007 г. 100,0 116,0 127,2 135,8 Образование млрд. руб.………… 277,9 310,0 312,3 341,2 % к расходам всего… 5,1 4,8 4,2 4,3 темп роста, % к 2007 г. 100,0 111,6 112,4 122,8 Культура, кинематография и средства массовой информации млрд. руб.………… 67,8 78,1 66,9 64,4 % к расходам всего… 1,2 1,2 0,9 0,8 темп роста, % к 2007 г. 100,0 115,2 98,7 95,0 Здравоохранение и спорт млрд. руб.………… 206,4 211,8 229,2 269,4 % к расходам всего… 3,8 3,3 3,1 3,4 темп роста, % к 2007 г. 100,0 102,6 111,0 130,5 Социальная политика млрд. руб.………… 215,6 275,1 340,0 375,2 % к расходам всего… 3,9 4,2 4,6 4,7 темп роста, % к 2007 г. 100,0 127,6 157,7 174,0 Межбюджетные трансферты бюджетам других уровней и внебюджетным фондам млрд. руб.………… 1844,4 2263,2 2430,9 2734,2 % к расходам всего… 33,7 34,8 33,0 34,2 Условно утвержденные расходы млрд. руб.………… - - 184,0 399,9 % к расходам всего… - - 2,5 2,5

Таблица 3. Структура расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг.

Расходы по разделам функциональной классификации

Принятый закон о бюджете

  2009 г. 2010 г. 2011 г.
Расходы - всего……………………. Рост, % к 2007 г. - всего…………… Общегосударственные вопросы…. % к расходам всего………………… Национальная оборона……………. % к расходам всего………………… Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. % к расходам всего………………… Национальная экономика………… % к расходам всего………………… Жилищно - коммунальное хозяйство…………………………… % к расходам всего………………… Охрана окружающей среды………. % к расходам всего………………… Образование………………………..% к расходам всего………………… Культура, кинематография и средства массовой информации…. % к расходам всего………………… Здравоохранение и спорт…………. % к расходам всего………………… Социальная политика……………… % к расходам всего………………… Межбюджетные трансферты……… % к расходам всего………………… 7943,0 145,3 1143,7 14,4 712,6 9,7 756,3 9,5 1063,7 13,4 81,0 1,02 13,8 0,1 410,4 5,2 114,1 1,44 349,9 4,4 310,2 3,9 2987,1 37,6 8888,3 162,7 1172,3 13,2 734,9 8,3 833,6 9,4 165,8 13,1 82,2 0,92 14,7 0,1 448,5 5,00 114,1 1,28 365,8 4,1 338,6 3,81 3617,6 40,7 9546,6 174,7 1135,4 11,9 806,9 8,5 888,7 9,3 1371,5 14,4 79,4 0,83 15,05 0,1 465,4 4,87 114,3 1,2 367,5 3,85 307,9 3,22 3994,4 41,8

 

Примечание: таблица составлена на основе информации, содержащейся в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.» от 24 ноября 2008 г. №204 - ФЗ и в приложениях к нему / Российская газета. 2008. 26 ноября - 19 декабря.

В связи с финансовым кризисом предполагается значительно уменьшить доходную часть бюджета 2009 года, сохранив расходы на том же уровне.

Общая оценка федерального бюджета на 2009 г. В новом федеральном бюджете на 2009 г. доходы меньше фактического уровня 2008 г. на 28%, а расходы больше на 28%. При сокращении налоговых доходов увеличение расходов достигнуто за счет масштабного сокращения государственных резервов. В результате бюджет был сверстан с дефицитом 3 трлн. руб.

В условиях экономической неопределенности, характерной для кризисной ситуации, разумно предусматривать в бюджете резервы на случай непредвиденных обстоятельств, как это сделано в бюджете на 2009 г. и проектируется в бюджете на 2010 г. Однако если в предыдущие годы ситуация была более предсказуемой, то в 2009 г. она не определенная. Основными факторами неопределенности, действующими в противоположных направлениях, являются глубина спада производства и цены на нефть.

Главный смысл трехлетнего планирования заключается в том, чтобы суметь обеспечить обязательства государства перед гражданами вне зависимости от внешней конъюнктуры. Кроме того, такой взгляд в будущее, позволит более четко формировать приоритеты государственной политики и определять направления развития страны.

Целью построения новой модели долгосрочного финансового планирования должен являться не прогноз параметров, а оценка сегодняшних решений можно будет выявить будущие проблемы бюджета и задуматься над их решением уже сегодня. Первое, и главное - возникает основа для реального финансового планирования. Одним из мотивов перехода на трехлетний бюджет является стремление повысить уровень бюджетной политики в регулировании экономики страны.

Второе преимущество состоит в создании возможности для более равномерного использования бюджетных средств в течение года, что снижает инфляционную нагрузку на экономику.

 


Литература

1. Бюджетная система России /Под ред. Поляка Г.Б. Москва. Юнити-дана. 2003.

2. Экономическая теория: Учебник для студентов высш. учеб. заведений/ Под. ред. В.Д. Каменева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 - 640 с.

. Экономическая теория: Учебник 2-е изд. / Под ред. И.П. Николаевой, М.:Т.К. Велби, Изд. Проспект, 2006.

. Экономическая теория: Учебник / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, А.В. Бубликова; под ред. И.П. Николаевой - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: ТК Велби изд. Проспект, 2006.

. Экономическая теория: Учебник / под ред. И.П. Николаевой - М., «Проспект», 2000.

. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Финстатинформ, 1997.



2020-03-17 231 Обсуждений (0)
Балансирование госбюджета и его особенности в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Балансирование госбюджета и его особенности в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)