Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование деятельности предприятия



2020-03-17 652 Обсуждений (0)
Государственное регулирование деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующие звено между производителем и потребителем, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли. Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования. Поскольку в механизме государственного регулирования торговли присутствует обратная связь, его можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними. Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.

Целью курсовой работы является анализ основных способов регулирования торговой деятельности.

Задачами курсовой работы являются:

) анализ основных способов регулирования торговой деятельности;

) анализ статистических данных;

) оценка и выработка рекомендаций.

Предметом исследования курсовой работы являются вопросы регулирования торговых отношений.

Объектом исследования является торговля.

В силу того, что наша страна является одним из ярких примеров страны с развитой рыночной экономики, регулирование торговой деятельности является неотъемлемой частью нормального функционирования общества. При этом торговые процессы постоянно видоизменяются, эволюционируют, приобретают новые характерные черты. Таким образом изучение основных способов регулирования торговой деятельности является актуальным в современном мире.


Основные способы регулирования торговой деятельности

Государственное регулирование деятельности предприятия

 

Государственное регулирование деятельности предприятия предполагает воздействие соответствующих органов государственного управления на процесс его функционирования, направленное на успешную реализацию целей и задач предприятия в условиях согласования интересов производителя, потребителя и общества в целом, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Процесс государственного регулирования деятельности предприятия осуществляется посредством формирования и приведения в действие соответствующего экономико-правового механизма. Механизм государственного регулирования деятельности предприятия представляет собой функционирующую систему установленных законодательством принципов, методов и форм оказания государственного воздействия на отношения, процессы и условия хозяйственно-производственной деятельности предприятия в рыночной экономике.

Важнейшими принципами государственного регулирования деятельности предприятия выступают те исходные положения, которые служат основой (базой) организации и реализации процесса влияния государства на функционирование предприятия в рыночных условиях. Одним из таких принципов является демократизация хозяйственной деятельности предприятия, суть которого сводится к применению мер воздействия государства на деятельность предприятия, позволяющим в полной мере реализовать процесс делегирования полномочий по управлению производством на уровень предприятия. Использование данного принципа обеспечивает усиление самостоятельности предприятия, свободу выбора и принятия решений, отказ от административно-командных методов хозяйствования, сокращение различных ограничений в области производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Принцип экономического стимулирования означает такую организацию и осуществление государственного регулирования деятельности предприятия, которая базируется на экономических интересах предприятия в развитии производства и повышения его эффективности. Основным побудительным мотивом деятельности предприятия является получение прибыли, что обуславливает необходимость применения государством таких приемов и инструментов регулирования, которые обеспечивали бы заинтересованность предприятия в постоянном увеличении получаемой прибыли как основного источника развития предприятия, повышения доходов работников предприятия и обеспечения наполняемости бюджетов различных уровней. Совершенствование системы экономического стимулирования как важнейшего принципа государственного регулирования деятельности предприятия должно быть направлено на согласование интересов государства, общества и всех субъектов рыночной экономики. Органы государственного управления обязаны в рамках «правового поля» создавать соответствующие условия («правила игры»), обеспечивающие усиленную реализацию этого принципа.

Принцип экономической ответственности, базирующийся на основополагающих положениях Гражданского кодекса, означает, что само предприятие как субъект предпринимательской деятельности несет полную экономическую (имущественную) ответственность за результаты своей деятельности. Этот принцип предполагает, что в рыночной экономике каждое предприятие, получившее полную хозяйственную самостоятельность, берет на себя практически полную ответственность по своим обязательствам. Отказ государства в рыночных условиях от непосредственного, прямого участия в управлении производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и переход к процедуре государственного ее регулирования означает, что оно не может и не должно нести прямую ответственность по обязательствам предприятия. Реализация такого принципа обеспечивает существенное возрастание меры ответственности каждого субъекта рыночных отношений за конечные результаты его деятельности. Согласно этому принципу любое предприятие самостоятельно отвечает за выполнение договорных условий, за задолженность перед всеми кредиторами, включая государство, за нарушение действующего законодательства в области экологии, безопасности труда и производства. Однако этот принцип не означает, что государство должно оставаться абсолютно безучастным к судьбе предприятия, бросать его на произвол судьбы. Роль государственных органов заключается не просто в строгом соблюдении данного принципа государственного регулирования деятельности предприятия, а в выработке и применении конкретных процедур, формировании определенных условий, утверждении необходимых норм и нормативов, способствующих формированию правового обеспечения разрешения возникающих при этом противоречий в интересах предприятия и его контрагентов, в том числе и при помощи судебной системы государства.

Формами государственного регулирования, понимаемыми как совокупность приемов и средств влияния на какой-либо процесс и применяемыми при оказании воздействия государства на деятельность предприятия, являются следующие.

Прямое управление государственными предприятиями. В рыночной экономике любой страны функционирует так называемый государственный сектор, включающий в себя в том числе и государственные предприятия, имущество которых является собственностью государства. Такие предприятия, являясь неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса страны, действуют в рыночной среде, соблюдая общие для любого субъекта предпринимательской деятельности правила игры, соответствующие рыночным отношениям.

Однако в силу того, что собственником таких предприятий выступает государство, они являются объектами прямого и непосредственного управления соответствующих государственных органов. В отличие от государственного регулирования прямое управление государственным предприятием предполагает установление им производственных заданий в виде государственных заказов по объему и номенклатуре продукции, применение жестких административных методов управления предприятием, ответственность государства по обязательствам таких предприятий, ограничение свободы выбора в принятии большинства управленческих решений.

Прямое регулирование деятельности предприятия, как одна из форм влияния государства на функционирование субъектов предпринимательства, представляет собой совокупность таких приемов и средств, которые обеспечивают возможность прямого и непосредственного регулирования хозяйственно-производственной деятельности. К важнейшим из всего арсенала приемов и средств прямого регулирования деятельности предприятия следует отнести:

государственную систему налогообложения;

систему установленных государством норм и правил ведения хозяйственной деятельности предприятия, включая порядок наступления и меры ответственности за нарушение принятых договорных обязательств;

комплекс предусмотренных законодательством мер по социальной защите работников предприятия;

меры по контролю и регулированию цен на отдельные виды продукции и услуги, реализуемые предприятием;

система установленных государством требований и принудительных мер по соблюдению экологической, технологической и других видов безопасности производства.

Косвенное регулирование деятельности предприятия заключается в применении комплекса приемов и средств, воздействие которых на функционирование предприятия сказывается опосредовано. К косвенным формам государственного регулирования деятельности предприятия относятся такие воздействия государства, которые обеспечивают формирование необходимых условий, способствующих развитию предприятий в определенном государством и необходимом обществу направлении. Основными приемами и средствами косвенного регулирования деятельности предприятия являются:

формирование и исполнение бюджетов различных уровней;

денежно-кредитная система страны;

меры по осуществлению антимонопольной политики;

используемые государством приемы и методы реализации инвестиционной деятельности;

система мер по поддержке малого предпринимательства;

применяемые государством приемы и методы прогнозирования, программирования и планирования развития народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей и регионов.

К основным методам государственного регулирования, под которыми следует понимать совокупность способов, используемых для решения задачи своего воздействия на деятельность предприятия, относятся правовые, экономические и административные.

Правовые методы, будучи по своей сути базовыми, служащими основой для разработки и применения других методов государственного регулирования, представляют собой весь арсенал юридических законов, подзаконных актов и других правовых норм воздействия государства на деятельность предприятий.

Именно нормативно-правовое обеспечение функционирования любого субъекта предпринимательской деятельности определяет и устанавливает:

нормы и правила «поведения» предприятия в рыночных условиях;

систему прав и обязанностей;

меру участия предприятия в формировании государственного и других бюджетов;

пределы «возможного и допустимого» (что можно делать и чего делать нельзя, что разрешено и что запрещено и т.д.);

виды и меру ответственности предприятия за допущенные нарушения действующих правил игры.

Важность и значимость нормативно-правовой базы как важнейшего метода государственного регулирования функционирования экономики страны в целом и деятельности отдельных предприятий проявляется не только и не столько в том, что она формирует форму и содержание других методов государственного регулирования, сколько в том, что действующее в стране законодательство определяет масштаб и меру (степень) своего вмешательства в экономические процессы, происходящие в рыночных условиях. Объективная необходимость государственного вообще и правового, в частности, регулирования деятельности предприятия в рыночной экономике бесспорна, совершенно очевидна, признана и доказана мировой практикой. Проблема заключается в установлении так называемых оптимальных пределов воздействия государства на деятельность субъектов рыночной экономики. Решение этой насколько важной, настолько и сложной проблемы возможно и достижимо только путем постоянного развития и совершенствования правовой базы государственного регулирования всей системы рыночных отношений.

Экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий, базирующиеся на соответствующих законодательных актах, предполагают использование всего комплекса основанных на экономических интересах способах воздействия государства на эффективное функционирование субъектов предпринимательской деятельности. В отличие от других методов регулирования (правовых и административных), базирующихся преимущественно на принудительных способах воздействия, в основу экономических методов положены такие приемы и инструменты государственного регулирования, которые основаны на экономическом принуждении или экономической поддержке, т.е. на принципе экономического стимулирования. Стимулирование в данном случае следует понимать как воздействие государства на деятельность предприятия в двух аспектах. С одной стороны, за соблюдение установленных государством норм и нормативов, за выполнение налоговых, кредитных, договорных и иных обязательств предприятие экономически поощряется (льготные условия, условия наибольшего благоприятствования и т.д.), а с другой - за нарушение последних оно подвергается экономическим санкциям (штрафы, пени и др. меры).

К экономическим методам прямого государственного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности следует отнести:

способы регулирования налоговой нагрузки на предприятия;

меры по реализации экономической ответственности за загрязнение окружающей среды и стимулированию предприятий за его сокращение;

регулирование цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг;

меры воздействия государства на работодателя по полной и своевременной оплате труда и по обязательному социальному страхованию работников предприятий.

К экономическим методам косвенного воздействия относятся:

способы развития рыночных отношений собственности (регулирование рынка капитала в стране, процесса инвестирования, эмиссионных процессов и т.д.);

регулирование денежно-кредитных отношений, включая сдерживание инфляционных процессов, управление процентной ставкой, развитие банковской системы и т.д.;

разработка и реализация государственных и региональных прогнозов, программ и планов развития экономики;

меры по регулированию межбюджетных отношений;

расширение возможностей внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе и на основе развития международной деятельности государства.

Даже в условиях рыночной экономики государство, кроме упомянутых, достаточно эффективно, хотя и ограниченно, использует и административные методы своего воздействия на деятельность предприятия. Необходимость применения подобных методов регулирования деятельности предприятия обуславливается объективным существованием таких сфер предпринимательской деятельности, вмешательство в которые является прерогативой государства. Принимая на себя функции прямого регулирования определенных видов деятельности предприятий, государство стремится обеспечить в первую очередь безопасность граждан страны от производства и потребления недоброкачественной продукции, от техногенных катастроф, от воздействия опасных и экологически вредных производств.

К методам административного воздействия на деятельность предприятия относятся:

разрешительные, суть которых сводится к выдаче специальных разрешений (государственных лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности предприятия;

запретительные, в соответствии с которыми устанавливается государственный запрет на некоторые виды деятельности, являющиеся прерогативой государственных предприятий, а также приостановка (запрет) деятельности предприятий, допустивших опасные для работников предприятий и населения близлежащих территорий нарушения установленных государством требований по безопасности производства;

меры принудительного характера, направленные на обеспечение предприятием организации и осуществления некоторых видов его деятельности, в том числе и таких, как очистка особо вредных выбросов и сбросов, утилизация токсичных отходов, обеспечение занятости инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью.

Важнейшим элементом всего механизма государственного воздействия на деятельность предприятия выступают предметы регулирования, каждый из которых выступает отдельным объектом непосредственного или косвенного влияния государства. К ним, в первую очередь, относится весь комплекс отношений (и прежде всего экономические отношения), в которых состоит предприятие в рыночной среде, а также осуществляемые на нем процессы (производства и реализации продукции, охраны окружающей среды и др.).

Влияние государства на отношения собственности на имущество предприятия проявляется посредством разработки и введения в действие соответствующего законодательства и осуществления мер, включая и судебную систему, по его соблюдению. Помимо этого, государство осуществляет прямое управление своей собственностью, включая природные ресурсы и собственность имущества государственных предприятий, переданного в оперативное управление.

Кроме этого, контрольными функциями обладают и так называемые финансовые государственные органы, обеспечивающие контроль за соблюдением требований налогового законодательства, денежного обращения и др.

Сертификация

 

Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ).

Часто отождествляют сертификацию и лицензирование. Лицензия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%8F> - это право (разрешение) на осуществление какой-либо деятельности, сертификат <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82> на услуги - документ, подтверждающий, что качество услуг соответствует определённым требованиям.

На территории РФ существует постановление об обязательной сертификации продукции и услуг. Декларация о соответствии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8> - документ, в котором производитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует требованиям определенных стандартов качества. Если продукция входит в указанную «Номенклатуру продукции подлежащих обязательной сертификации», то для ее реализации или прохождения таможенной очистки необходимо получение сертификата соответствия в системе ГОСТ Р. Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для нее возможно оформление, либо отказного письма, либо добровольного сертификата. Отказное письмо <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE> - это некое подобие справки, выдаваемой аккредитованным в соответствующей системе органе, сообщающей то, что данная продукция не подлежит обязательной сертификации в данной системе сертификации. Указанная «номенклатура…, подлежащая обязательной сертификации» - это подмножество «Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93»

ОКП <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8> - Общероссийский Классификатор продукции. Для возможности классификации продукции, Госстандартом России была введена номенклатура ОКП по которой и происходит классификация продукции для целей сертификации.

ТН ВЭД - Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности. В отличие от кода ОКП, код ТНВЭД <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%9D%D0%92%D0%AD%D0%94> разработан не Госстандартом, а Таможенным комитетом РФ. Данный код для продукции присваивается ТОЛЬКО таможенными органами.

Существует также относительно небольшой перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

Сертификаты соответствия на ту или иную продукцию выдаются органами по сертификации, имеющими соответствующую область аккредитации, на основании представленных им документов на продукцию, основным из которых является протокол испытаний. Протоколы испытаний выдаются в свою очередь аккредитованной испытательной лабораторией после проведения испытаний соответствующим образом отобранных образцов продукции. На практике лаборатории могут сделать указанный протокол просто на основании экспертизы технических документов о продукции.

На самом сертификате внизу стоит 2 подписи: руководителя органа сертификации и эксперта по данной продукции, который так же, как орган сертификации и исследовательская лаборатория, имеет свою узкую область аккредитации. На практике это иногда может привести к тому, что даже если данная продукция входит в область аккредитации органа сертификации, но эксперта нет ни в штате, ни в пределах досягаемости вне штата, то сертификат выдать не смогут.



2020-03-17 652 Обсуждений (0)
Государственное регулирование деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование деятельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (652)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)