Развитие конкуренция один из способов регулирования торговли в Ивановской области
Ближайшие несколько лет могут стать ключевыми для будущего развития конкуренции на российских рынках. Ее усиление происходит на фоне реструктуризации предприятий, входа участников на новые рынки. В этом контексте восстановление спроса после рецессии - благоприятная среда для развития конкуренции, как двигателя развития торговли. В период финансово-экономического кризиса произошел отбор лучших участников рынков и отбраковка худших. Лучшие участники рынка мобилизовали внутренние резервы для повышения конкурентоспособности, и, если восстановление спроса будет происходить достаточно быстро, это неизбежно будет сопровождаться усилением конкуренции. Однако в экономике ничего не происходит автоматически. Государство обладает сильными рычагами воздействия на выбор между конкуренцией и отказом от нее. Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов. Основой конкурентной политики Российской Федерации является Программа развития конкуренции, разработанная по поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 19 августа 2008 г. № ВП-П13-16пр в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р. В соответствии с указанным распоряжением летом 2009 года Министерство экономического развития Российской Федерации направило субъектам Российской Федерации рекомендации и поручило проанализировать региональные рынки товаров и услуг и разработать программы развития конкуренции на своих территориях к сентябрю прошлого года. Программа развития конкуренции Ивановской области разработана в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России при активном взаимодействии со специалистами Департамента развития конкуренции Минэкономразвития, а также специалистами УФАС России по Ивановской области. Основная цель программы развития конкуренции в Ивановской области - повышение уровня развития конкурентной среды на товарных рынках и в отдельных секторах экономики региона. Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих основных задач: повышение уровня развития конкурентной среды за счет снятия инфраструктурных ограничений развития экономики; обеспечение доступности транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры для хозяйствующих субъектов; устранение необоснованных административных и экономических барьеров «вхождения» на рынок товаров и услуг на основе совершенствования региональной нормативно-правовой базы; формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества и повышения качества жизни; совершенствование использования инструментов экономического регулирования, в том числе инвестиционной политики, стратегического планирования, государственных закупок и тарифного регулирования; обеспечение информационной открытости деятельности органов власти, контролирующих и надзорных органов в целях защиты прав и экономических интересов хозяйствующих субъектов. В ходе разработки программы развития конкуренции Ивановской области на период до 2012 года была проанализирована ситуация на ключевых для региона рынках товаров и услуг: рынок продукции агропромышленного комплекса; строительный рынок; рынок потребительских товаров и услуг, в том числе сфера туризма; энергетический рынок; рынок продукции сферы инфокоммуникационных технологий и связи; рынок транспортных услуг; рынок здравоохранения и сфера торговли фармацевтической и медицинской продукцией; рынок образовательных услуг; рынок услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Программа предусматривает несколько магистральных направлений, при этом каждому жителю области должно быть понятно, что ему дает развитие конкуренции. Таким образом, акцент в программе сделан, прежде всего, на развитии конкуренции в тех сферах, которые наиболее близки к конечному «потребителю», в том числе в торговле. В ходе работы над региональной программой развития конкуренции в Ивановской области членами рабочей группы был проведен анализ рыночной ситуации, выявлены ключевые факторы и риски, ограничивающие развитие конкуренции на региональных рынках. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о недостаточном уровне развития конкурентной среды на региональных рынках товаров и услуг. В качестве примера возьмем одну из самых привлекательных отраслей экономики в мире - хлебопечение. В России на 10 тысяч жителей приходится в среднем менее 1 субъекта хлебопечения, в то время как в Европе - 3,5. Как результат - высокая цена и низкое качество продукции. И при этом одним из ключевых ограничений развития конкуренции на рынке хлебопечения являются высокие барьеры входа. В Республике Марий Эл в целях снятия этих ограничений была разработана программа «Развитие конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики Марий Эл на 2009-2011 годы», в рамках которой планируется: создать единый сырьевой распределительный центр для хранения и доставки всех необходимых ингредиентов хлебопечения от муки до ванили; организовать единую ремонтную базу хлебопекарного оборудования; построить один учебно-производственный центр с классами-пекарнями, кондитерскими и лабораториями для работников. Координацией работ занимается специально созданная в апреле 2009 года Управляющая компания - «Фонд развития конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики Марий Эл». Очевидно, что единой инфраструктурой, которая в то же время является самостоятельным бизнесом, смогут воспользоваться местные хлебопеки, что позволит существенно снизить издержки и повысить эффективность. Как показывает европейская практика, такой подход разделения бизнеса очень удобен. Например, в Германии о функционировании аналогичной инфраструктуры заботятся общественные объединения - гильдии пекарей, а, собственно, пекари занимаются своим прямым делом - пекут хлеб. Кроме того, появление единых центров существенно упрощает вход на рынок новых игроков. В Ивановской области лидерами в производстве хлеба и хлебобулочных изделий являются ООО «БКК «Риат» (13,4 тыс. тонн в год), ОАО «Ивановский хлебокомбинат №3» (12,5 тыс. тонн в год), ОАО «Ивановохлеб» (9,3 тыс. тонн в год). УФАС России по Ивановской области в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, включены 12 предприятий, функционирующих на рынке «хлеба и хлебопродуктов», в том числе ОАО «Тейковский хлебокомбинат», ОАО «Фурмановский хлебокомбинат», ОАО «Вичугский хлебокомбинат» и другие. Уже из названий предприятий вырисовываются территориальные границы рынков, на которых они функционируют. Для некоторых муниципальных образований Ивановской области характерна ситуация, когда привоз хлеба в магазины осуществляется 1-2 раза в неделю. Устранить существующие диспропорции и призвана региональная программа. Помимо анализа рынков, проект программы развития конкуренции определяет цели, задачи и инструменты развития конкуренции. При этом основной упор делается на совершенствование инструментария и нормативно-правового обеспечения инвестиционной политики региона, развитие малого и среднего предпринимательства, совершенствование системы государственного и муниципального заказа, развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг. Программные мероприятия по развитию конкуренции в настоящих условиях предусматривают реализацию следующих мер конкурентной политики: снижение издержек входа на рынок, в том числе путём снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа; смещение акцента с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти; расширение поддержки малого бизнеса путём обеспечения доступа субъектам малого бизнеса к кредитным ресурсам и развития системы проектного кредитования и микрокредитования; формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных и муниципальных заказов; проведение контрольных мероприятий Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления; повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Минэкономразвития России к настоящему времени разработало Методику определения основных показателей и критериев оценки конкурентной среды и уже в середине 2010 года планирует провести мониторинг состояния конкурентной среды в регионах, результаты которого будут учитываться при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и распределении субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства. В этой связи стоит задача создать все условия, сделать все необходимое, чтобы программа развития конкуренции стала действенным инструментом в государственном регулировании торговли в Ивановской области.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |