Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История бюджетной системы в России



2020-03-17 199 Обсуждений (0)
История бюджетной системы в России 0.00 из 5.00 0 оценок




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

на тему: «Бюджетная система России: состояние и перспектива развития»

 

 

  

 

 

Москва 2013 г.


 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..………3

Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы РФ ……………………3

1.1. История бюджетной системы России …………………………….…………….7

1.2. Понятие, особенности и структура бюджетной системы в РФ ………….…....11

1.3. Принципы построения бюджетной системы РФ ………………………….…...24

Глава 2. Характеристика отдельных уровней бюджетной системы ……………..29

2.1. Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ ….....29

2.2.Региональный бюджет, порядок составления, рассмотрения и  утверждения бюджета …………………………………………………………………………...…..36

2.3 Местный бюджет – как составляющая общей бюджетной системы государства ………………………………………………………………………………………….43

Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетной системы в РФ ………..54

3.1. Недостатки бюджетной системы Российской Федерации ………….………..54

3.2. Развитие бюджетной системы РФ в долгосрочной перспективе ………..….60

Заключение ………………………………………………………………………..…70

Список использованных источников …………………………………………..…..75

Приложения


Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Она оказывает существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения.

Тема о бюджетной системе страны на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика России, несмотря на некоторую стабилизацию, переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России.

Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

В настоящее время государственная бюджетная система РФ состоит из трех звеньев. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включается в федеральный республиканский бюджет. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного устройства, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью дипломной работы является анализ состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.

Достижение данной цели требует решения следующих задач:

- изучить историю бюджетной системы России;

- дать определение понятию бюджетной системы в РФ;

- представить характеристику бюджетов разных уровней;

- рассмотреть структурные и динамические показатели бюджетной системы РФ;

- изучить характеристику отдельных уровней бюджетной системы;

- выдвинуть основные направления совершенствования бюджетной системы России;

- описать проблемы и перспективы функционирования бюджетного механизма.

Объектом работы является бюджетная система, её финансовая сторона.

Предметом выступают социально-экономические взаимоотношения, возникающие между государственными органами и другими субъектами экономики по поводу составления, контроля, анализа, исполнения бюджета, формирования бюджетной системы РФ.

Информационной базой исследования стали нормативные акты, касающиеся бюджетного устройства страны (Бюджетный кодекс, законы о Федеральном бюджете и др.), учебная литература по заданной теме исследования (труды ученых-экономистов – Поляка Г.Б., Дробозиной Л.А., Романовского М.В., Гусевой С.В., Диковой Н.Ю., Игнатенко А.Н., Николаева И.А., Гайдара Е. и др.), материалы периодической печати, взятые из информационной правовой системы Гарант и страниц Интернета.

Основными электронными источниками сети Интернет, используемыми для написания дипломной работы, стали официальные сайты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, а также официального сайта Института экономики переходного периода.

Данная работа характеризуется следующей структурой. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования бюджетной системы РФ, оценивается вклад и роль бюджета в социальную и экономическую сферу, его структура, функции системы бюджетов разных уровней. Вторая глава посвящена характеристике отдельных уровней бюджетной системы, а именно федеральному бюджету, бюджету субъектам РФ (на примере бюджета Смоленской области) и местному бюджету (на примере бюджета города Смоленска). В третьей главе дана оценка проблемам и перспективам формирования и развития бюджетной системы в РФ.


Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы РФ

История бюджетной системы в России

 

Корни современной бюджетной системы России следует искать в истории СССР, так как до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.

После Февральской революции 1917 года бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).

С победой Октябрьской революции 1917 года для финансирования неотложных нужд Советское правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов, по их мнению, нажившихся за время войны и непроизводительно расходующих свои капиталы. До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб. В январе 1918 г. правительство составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918 г., который был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом системы полугодовых бюджетов. [13, 12].

Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной системы были положены принципы централизации всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам и расходам. Конституция РСФСР предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей). Государственные бюджеты Украинской и Белорусской социалистических республик существовали отдельно.

Территориальные бюджеты формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами; надбавок в размере до 40% к государственному подоходному налогу; доходов от местных предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях военного времени и проведения политики военного коммунизма бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии.

К концу 1920 года денежные бюджеты стали отмирать. По мере стабилизации денежных знаков и укрепления финансовой системы правительство перешло к месячным бюджетным планам, в 1923-1924 годов - к твердым квартальным планам, а в 1924-1925 годов - и к твердому годовому планированию и отчету.

С образованием в 1922 году СССР и принятием в 1924 году Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему с образованием государственного бюджета СССР. В его состав вошли государственные бюджеты союзных республик. Законодательно был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно которому все предприятия и организации распределялись между различными уровнями бюджетной системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет. [13, 14].

В частности, предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, предприятия республиканского, областного и городского подчинения - в соответствующие бюджеты. В свою очередь, из этих же бюджетов финансировались предприятия, учреждения и организации союзного, республиканского и местного подчинения соответственно.

Доходы союзного бюджета формировались за счет отчислений предприятий союзного подчинения, общегосударственных налогов и доходов от внешнеэкономической деятельности. Аналогично формировались бюджеты нижестоящих уровней. Однако следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные и сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и государственный бюджет СССР.

В ходе налоговой реформы 1930 - 1932 годах было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов. В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов с налога с оборота и с поступлений от реализации государственных займов. В последующем этот принцип распространился на другие общегосударственные источники и продолжает действовать в бюджетной системе РФ как механизм бюджетного регулирования с целью пополнения средствами территориальных бюджетов.

Принятие в 1936 г. Конституции СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР. Тенденция к централизации проявилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

В условиях командно-административной системы управления в бывшем Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общего фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директивного плана социально-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновременно и во взаимной увязке.

Основными источниками государственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.

Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций воспроизводства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.

Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик.

Основная доля расходной части государственного бюджета направлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды, финансовую помощь колхозам, социально-культурные мероприятия, оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли. Через государственный бюджет перераспределялось свыше 60 % всех финансовых ресурсов государства. Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 1930-х гг., сохранились до начала 1990-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы предприятий.

Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты в неизменном виде оставались вплоть до распада СССР в 1991 году.

С самого начала преобразований национального хозяйства возникли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики. В первую очередь они коснулись организации бюджетной работы. В 1992 и 1993 годы федеральные бюджеты были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания - в декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоздалой подготовки бюджетов, отсутствия научного прогнозирования (в особенности предвидения динамики инфляции) и других причин. [13, 15].

Очень острым явилось противоречие между экономическими и социальными целями бюджета. Ужесточение кредитно-денежной политики в соответствии с требованиями Международного валютного фонда сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета. В нем не предусматривались необходимые меры по улучшению материального положения основной части населения (не проводилась должная индексация заработной платы и пенсий, замораживалась доля расходов на выплату заработной платы и пособий населению и т.п.). Не случайно размер реальной заработной платы неуклонно снижался.

Ежегодно составлялся нереальный бюджет, что было видно из итогов его выполнения. Разразился огромной силы финансовый кризис. Он подорвал бюджет страны, всеобщее доверие к государственным ценным бумагам, породил кризис банковской системы и вызвал многократное обесценение рубля.

С течением времени меняется власть и люди во главе нее, следовательно и будет меняться сама бюджетная система. Также много других факторов, которые влияют на ее изменение, таких как стоимость денег, государственный строй, менталитет людей, уровень жизни населения и др. Но не смотря ни на что, люди, стоящие у власти, создающие саму бюджетную систему, в первую очередь, должны думать о благополучии своего народа, о высоком уровне жизни людей и благополучии государства, которым они управляют.

Тем самым, они должны делать все возможное для правильного развития, искать наиболее эффективные пути, которые будут способствовать развитию бюджетной системы.




2020-03-17 199 Обсуждений (0)
История бюджетной системы в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История бюджетной системы в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)