Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Характеристика отдельных уровней бюджетной системы



2020-03-17 193 Обсуждений (0)
Глава 2. Характеристика отдельных уровней бюджетной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1. Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ

 

Федеральный бюджет РФ входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Он является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов, бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, к налоговымдоходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы; таможенные пошлины и сборы и пени и штрафы.

Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны [12, .58].

Налоговые доходы федерального бюджета: налог на прибыль организаций (100%), налог на добавленную стоимость (100%), акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья (50%), акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (100%), акцизы на спиртосодержащую продукцию (50%), акцизы на табачную продукцию (100%), акцизы на автомобили легковые и мотоциклы (100%), акцизов по подакцизным товарам и продукции (100%), налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (100%), регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (100%), сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (20%), водный налог (100%), государственная пошлина (100%).

Ставки федеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России, изменения и уточнения в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще.

Неналоговые доходы федерального бюджета: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ, доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ (100%), доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий (100%), часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, лицензионные сборы (100%), таможенные пошлины и таможенные сборы (100%), плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (100%), плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (100%), платы за негативное воздействие на окружающую среду (20%), консульские сборы (100%), патентные пошлины (100%), плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (100%), сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий (100%) [12, 41].

Данные свидетельствуют, что 84, 3% всех доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы. Большую долю в структуре налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость, неналоговые доходы составляют лишь 7% от общей суммы доходов.

В номинальном выражении в 2011-2012гг. и в прогнозируемом 2013 году рост поступлений доходов в федеральный бюджет увеличилось: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 6,0%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – на 9,3% (таблица 2.1):

Таблица 2.1 - Динамика доходов федерального бюджета

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 год

прогноз прирост к предыдущему году
Доходы, всего (млрд. рублей) 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9 852,2
в том числе:          
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) 3 744,3 4 003,0 4 088,1 4 295,0 206,9
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) 4 039,5 4 614,8 5 043,6 5 688,9 645,3
Темпы прироста доходов к предыдущему году, %         9,3
в том числе:          
Нефтегазовые доходы         5,1
Ненефтегазовые доходы         12,8
Доля в общем объеме доходов, % 100,0 100,0 100,0 100,0  
в том числе:          
Нефтегазовые доходы 48,1 46,5 44,8 43,0 - 1,8
Ненефтегазовые доходы 51,9 53,5 55,2 57,0 1,8

 

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.

Расходы бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1. По экономической роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2. По функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

Таблица 2.2 - Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Прогноз
2013 г.
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей 552,3 172,7 459,5 904,5
% (в номинальном выражении) 5,7 1,7 4,4 8,3
% (в реальном выражении) - 3,9 - 4,5 - 1,5 2,7

 

Данные таблицы 2.2 показывают, что динамика расходов федерального бюджета имеет тенденцию к росту. В реальном выражении рост расходов федерального бюджета уже планируется только в 2013 году (таблица 2.2).

Источники покрытия дефицита федерального бюджета в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Источники покрытия дефицита федерального бюджета, млрд. руб.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Прогноз
2013 г.
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего 2 428,6 1 767,3 1 712,9 1 765,2
%% к ВВП 5,4 3,6 3,1 2,9
в том числе:        
за счет средств Резервного фонда 1 419,3 242,3 0,0 0,0
за счет Фонда национального благосостояния 2,5 5,0 7,5 10,0
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета 1 006,8 1 520,0 1 705,4 1 755,2
%% к ВВП 2,2 3,1 3,1 2,8

Как видно из таблицы 2.3 дефицит федерального бюджета в 2011 году покрыт за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований.

В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2013 г. не планируются.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развитие перспективных направлений в сфере производства. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации [13, 110].

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции [9, 231].

Согласно принятому документу, по итогам 2013г. ожидается дефицит бюджета в размере 521,4 млрд. руб. (0,8% от ВВП), в 2014г. - 143,6 млрд. руб. (0,2% ВВП), в 2015г. - 10,8 млрд. руб. (0,01% ВВП). В 2013г. доходы федерального бюджета запланированы в размере 12 трлн. 865,9 млрд. руб., расходы - 13 трлн. 387,3 млрд. руб., в 2014г . - 14 трлн. 063,4 млрд. руб. и 14 трлн. 207 млрд. руб., в 2015г. - 15 трлн. и 615,5 млрд. руб. и 15 трлн. 626,3 млрд. руб., соответственно[35].

 В ходе доработки закона Госдумой в него был внесен ряд поправок, которые, однако, не изменили основных параметров, а лишь перераспределили средства в размере 117 млрд. руб. внутри бюджета. В частности, 22 млрд. руб. было направлено дополнительно на финансирование фундаментальных прикладных исследований.

Принятыми поправками предусмотрена возможность предоставления бюджетных кредитов на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах РФ в сумме 8 млрд. руб.

 В ходе работы над законопроектом также было распределено 5 млрд. руб., предусмотренных в бюджете на поддержку различных отраслей экономики в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Председатель аграрного комитета Госдумы пояснил, что в бюджете на 2013г. предусмотрено увеличение финансирования двух приоритетных программ - программы социального развития села и программы технологической модернизации агропромышленного комплекса.

После согласования с Министерством финансов РФ было принято решение о выделении 1 млрд. 267 млн. руб. на осуществление функций правовой статистики (учет и регистрация преступлений) в связи с передачей этих полномочий от органов МВД прокуратуре после принятия нового закона о полиции[35].

В ходе обсуждения принятого бюджета депутаты, представляющие фракции КПРФ и «Справедливая Россия», неоднократно подчеркивали, что документом закрепляется сырьевой характер экономики, на 100 млрд. руб. сокращаются расходы на инвестиции, а влияние Госдумы на формирование основных параметров бюджета было в этом году минимальным.(Гос.дума от 23 ноября 2012г окончательный бюджет-2013)

Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении закон, отдающий местному самоуправлению ряд бюджетных доходов, с учетом предложенных поправок.

Проект закона, вносящий изменения в Бюджетный кодекс РФ, был внесен в нижнюю палату Законодательным собранием РФ и изначально предлагал зачислять в бюджеты поселений суммы денежных взысканий и штрафов за несоблюдение правил благоустройства территорий поселений и городских округов. Однако в ходе подготовки документа ко второму чтению были внесены поправки, согласно которым сфера действия закона значительно расширяется.

Поправками предлагается изменить распределение доходов от акцизов на алкогольную продукцию в пользу субъектов РФ. Так, зачислению в бюджеты РФ подлежат доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно по нормативу 100%, а на алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше 9% - по нормативу 40%. Кроме того, в бюджеты субъектов будет зачисляться в размере 100% плата за использование лесов. На сегодняшний день данный вид доходов зачисляется в федеральный бюджет независимо от формы собственности на лесные насаждения. Также уточняется формирование трехлетних бюджетов субъектов РФ и создание инвестиционных фондов в регионах по аналогии с Инвестиционным фондом РФ.

Госдума приняла бюджеты Пенсионного фонда РФ (ПФР), Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС) на 2013г. и плановый период 2014-2015гг.

Прогнозируемый общий объем доходов Фонда обязательного медицинского страхования в 2013г. составит 1 трлн. 59 млрд. руб., в 2014г. - 1 трлн. 208 млрд. руб. и в 2015г. - 1 трлн. 442 млрд. руб.

На основе проведенного анализа определены основные задачи в области бюджетных расходов, которыми являются:

-снижение расходов на содержание государственного аппарата;

-повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

-обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.




2020-03-17 193 Обсуждений (0)
Глава 2. Характеристика отдельных уровней бюджетной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Характеристика отдельных уровней бюджетной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)