Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансирование расходов республиканского бюджета в Главном государственном казначействе Минфина РБ и его территориальных органах



2020-03-17 191 Обсуждений (0)
Финансирование расходов республиканского бюджета в Главном государственном казначействе Минфина РБ и его территориальных органах 0.00 из 5.00 0 оценок




3. СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Более 70 лет финансовая политика в Беларуси осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов. С приобретением суверенитета Беларусь, как и все государства с переходной экономикой, столкнулась с проблемой недостаточности доходов для поддержания прежних социальных стандартов жизни населения.

В процессе финансового регулирования появились новые для республики экономические категории: дефицит бюджета, источники его финансирования, государственный внутренний и внешний долг. Ограниченные сырьевые возможности, особое отношение международных финансовых институтов к проводимой страной экономической политике и практическое отсутствие с их стороны финансовой поддержки требуют взвешенного подхода к вопросам определения размеров дефицита бюджета и источников его финансирования. Тем не менее дефицит республиканского консолидированного бюджета за последние годы не превышает 3% от ВВП, что соответствует требованиям Маастрихтского соглашения.

В соответствующие периоды развития суверенной Беларуси использовались разные источники финансирования дефицита бюджета. С образованием и развитием фондового рынка все большую роль приобретают государственные ценные бумаги - долговые обязательства, выпускаемые правительством или уполномоченными на это государственными органами для привлечения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Ценные бумаги правительства являются одним из основных безынфляционных источников финансирования дефицита бюджета, инструментом регулирования финансового рынка страны, объектом инвестирования свободных денежных средств физических и юридических лиц.

Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год исходя из уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей. В Беларуси первый выпуск государственных краткосрочных облигаций в соответствии с разработанной нормативно-правовой базой был реализован в феврале 1994 г. и составил 0,2 млрд. ВYR. В настоящее время еженедельно объемы размещения могут достигать до 30 млрд. ВYR.

Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

Все вышесказанное обусловило актуальность данной курсовой работы.

Целью работы является изучение теоретических и практических основ внешней задолженности в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить сущность и значение государственного долга;

рассмотреть на практике внешнюю задолженность Республики Беларусь;

рассмотреть бюджетный дефицит и способы его финансирования.

 


1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

1.1 Изучение государственного долга

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.

Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями - величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП (или в Экспорте) и соотношение реального процента и темпа экономического роста. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии. Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности обслуживания кредитов.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства.

Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Границей опасности для процентных платежей считается отношение к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

С точки зрения долгосрочной стратегии управления государственным долгом можно применить временную структуру процентных ставок. Это означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создает наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Минимизация текущей стоимости обслуживания государственного долга предполагает, что доходности качественно однородных обязательств не должны значительно различаться. Если какая-то бумага обеспечивает относительную экономию для бюджета, то следует расширять ее эмиссию, и наоборот, изымать из обращения невыгодные выпуски.

Политика сокращения государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы сопряжена с неоправданно высокими социальными издержками. В условиях же начинающегося экономического подъема можно осторожно корректировать политику накопления государственного долга с учетом необходимости финансирования ключевых социальных направлений.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Структура бюджетных расходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом, %:

. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели - 45-50

. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ - 10-20

. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам --10-20

. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и т.д. - 5-10

. Платежи по государственному долгу - до 7-8 [9, c.376]

Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру, вызванысамим характером современного общества, которое становится постиндустриальным. Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения к индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг. В этом проявляется главное направление бюджетной политики - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства - квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны. [9, c.376]

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство.

Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно- управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на покупку вооружения и военное строительство.

В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры - сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки; способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов. Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними); Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Государственные займы - не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена - заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению ценных государственных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами ценных правительственных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита - росту учетной ставки.

Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок ценных государственных бумаг может привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или выкупая досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов. Однако эти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой. Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.

Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности государственного бюджета.

Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Неолиберальный и неоклассический подход преобладают в последние годы к США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.

Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов я увеличения налоговых ставок, И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета.

 

1.2 Государственный долг как экономическое явление

 

Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы - это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают: проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определённые услуги.

Внутренний долг государства - долг своему населению - приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. [9, c.387]

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

1.  Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов.

2. Консолидация внешнего долга, которая означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдалённое будущее.

.   Сокращение внешнего долга путём конверсии - превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.

4. Обращение страны должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку. [4, c.54]

Внутренний государственный долг за 2010 год сократился на 0,8% и составил на начало 2011 года 2612,9 млрд. рублей. В том числе долгосрочная задолженность составила 86,8%, или 2267,8 млрд. рублей, краткосрочная - 13,2%, или 345,1 млрд. рублей.

В том числе долгосрочная задолженность, гарантированная Правительством, - 590,7 млрд. рублей, или 22,6% от всего внутреннего долга, увеличившись за октябрь на 1,3%.

Общий уровень задолженность к началу ноября был равен 3932,4 млрд. рублей. Его сокращение за ноябрь составило 1%.

государственный долг управление финансирование бюджет


2. ВНЕШНИЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь

 

Внешний государственный долг Беларуси, по данным Министерства финансов, в 2011 г. увеличивается довольно медленно, тогда как объемы заимствования на внутреннем рынке посредством выпуска государственных ценных бумаг резко возросли.

За декабрь 2010 г. внешний долг вырос на 4,1 млн. USD и достиг 773,4 млн. USD, что на 1,4% выше, чем на начало года. При этом прямой долг правительства составил 329 млн. USD, и за сентябрь сократился на 0,1%, а за восемь месяцев снизился на 4,1%. Объем иностранных кредитов, полученных субъектами хозяйствования под гарантию правительства, увеличился за сентябрь на 1% - до 444,4 млн. USD. С начала года объем иностранных заимствований, обеспеченных гарантией правительства, возрос на 5,9%.

Основными кредиторами Беларуси сейчас являются Германия, Международный банк реконструкции и развития, США, Международный валютный фонд и Россия. Расходы республиканского бюджета на обслуживание внешнего государственного долга составили эквивалент 20,5 млрд. BYR (38,7% от плана на 2010 г.). В то же время на погашение основной суммы внешнего госдолга было направлено 136 млрд. BYR.

Государственный долг не исчерпывает всей задолженности Беларуси. Есть еще и внутренние долги, часть из которых образована посредством выпуска и размещения государственных ценных бумаг. По данным Министерства финансов РБ, на 1 октября 2010 года в Беларуси были размещены государственные краткосрочные облигации, государственные долгосрочные облигации и государственные облигации, номинированные в СКВ, на общую сумму 500,2 млрд. BYR. При этом с начала года Минфин погасил облигации на 328,6 млрд. BYR.

Разница между объемами выпуска и погашения ценных бумаг составила 171,6 млрд. BYR, то есть Минфин заимствовал на внутреннем рынке средств лишь ненамного больше, чем потратил на выплату процентов и погашение внешнего государственного долга. Можно сказать, таким образом, что фактически расчет по кредитам Беларусь осуществляет за счет новых кредитов. За 2010 год Минфином было осуществлено 82 выпуска государственных краткосрочных облигаций, 9 выпусков государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом и 22 выпуска государственных облигаций, номинированных в СКВ (последние не обращаются на вторичном рынке, и их выпуск осуществляется только на договорной основе с Министерством финансов).

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь” от 22 июня 1998 года, Положением “О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов”, одобренным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 июня 1998 года № 826/23, и Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2011 год” от 31 декабря 2010 года. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь”, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. Согласно статьи 31 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2011 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2011 года установлен в размере 2 млрд. долларов США. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 783,8 млн. долларов США (таблица № 1). Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица № 2).



2020-03-17 191 Обсуждений (0)
Финансирование расходов республиканского бюджета в Главном государственном казначействе Минфина РБ и его территориальных органах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансирование расходов республиканского бюджета в Главном государственном казначействе Минфина РБ и его территориальных органах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)