Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VI . Учение о государстве



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
VI . Учение о государстве 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством. Все управление государством должно базироваться на «ли». Значение «ли» здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции. Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип «хэ».

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом. Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:

)   Управляющие 2) Управляемые

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа. Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы .

) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества. 4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем. Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли. Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет народ , обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Человечество - одна большая семья, в которой должна царить гармония», - говорит конфуцианское учение. Не согласиться с этим - значит смириться со всеми разрушительными тенденциями, которые наблюдаются в мире. Путь воздействия конфуцианского учения на современный мир, возможно, является одним из самых верных путей выхода из сложившейся ситуации для всех. На протяжении многих эпох конфуцианское учение проходило циклы упадка и процветания. Истины учения обеспечили ему главенство в сознании китайского народа. В настоящее время признается важность конфуцианских традиций в жизни китайского общества. В ходе исследования было выяснено, что конфуцианство играет в современной практической жизни роль регулятора, обеспечивает стабильность развития китайского общества. Китайский лозунг (гу вэй цзинь юн) - «древность на службу современности», сформулированный ещё в Древнем Китае, демонстрирует преданность традициям. Именно конфуцианство является не только корнем китайской культуры, но и политическим компасом.

Основные выводы и рекомендации заключаются в следующем:

Китай стал великой мировой державой, его развитие и роль нельзя не замечать. Успешное экономическое развитие восточноазиатских стран обнаружило преимущества восточной культуры, основу которой составляет конфуцианское учение.

Современный опыт взаимодействия восточных и западных цивилизаций, различное понимание ими сущности человека, его свобод и обязанностей, соотношения личных и общественных интересов воплотились в китайской общественной жизни, благодаря конфуцианству.

Проведенный анализ конфуцианства и его влияния на политический процесс современного Китая позволяет сказать, что передача управления государством новым руководителям осуществляется с учётом морально-нравственных качеств компетентных преемников, кандидатуры которых рассматриваются и утверждаются коллегиально. Приоритетами политики являются человеколюбие, гуманность, служение народу; иерархия государственной власти строится по принципу «государство-семья», во главе которой стоит отец - правитель. Все уровни власти в Китае направлены на достижение общей цели, которая выражается в конфуцианской парадигме «сяо кан» («среднезажиточное общество»).

Приоритетом общественной политики китайского государства и общества является развитие образования. Традиционная тяга к учению и уважение к учителю почерпнуты из конфуцианской доктрины, целью которой является - духовное саморазвитие.

В современных условиях конфуцианство может стать своеобразным лекарством для всего человечества, так как в мировом сообществе назрели противоречия. Китай поддерживает мирные отношения со всеми странами, соблюдая такие конфуцианские ценности как: трудолюбие, терпение, бережливость, общественный долг, коллективизм.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что влияние конфуцианства на политико-правовое развитие Китая носит многоаспектный характер. Конфуцианская идеология, не несет в себе агрессию против других стран. Она основана на человеческом гуманизме. Конфуцианство учит, что неравенство в обществе, не сулит ничего хорошего как для людей разных слоев, так и для всей планеты в целом. Страны и народы должны задумываться о взаимной выгоде, а не о создании ситуации, при которой один выигрывает за счет проигрыша другого. Только совместными усилиями человечество способно решать глобальные проблемы, именно такой путь приведёт человеческое сообщество к всеобщему процветанию. Этому учил в древности Конфуций и продолжает учить. Чтобы глубже понять политическую направленность и специфику китайского общества, необходимо изучение конфуцианства, которое является движущей силой для китайского народа на протяжении столь длительного времени. Конфуцианская идеология оказывает благоприятное влияние на будущее развитие всего мирового социума.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
VI . Учение о государстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VI . Учение о государстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)