Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коммерциализация интеллектуальной собственности: плюсы и минусы



2020-03-17 189 Обсуждений (0)
Коммерциализация интеллектуальной собственности: плюсы и минусы 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтобы соответствовать новой инновационной модели развития мировой экономики, необходимо рационально использовать имеющиеся интеллектуальные ресурсы, детально и ответственно подходить к оценке их потенциала. К сожалению, в настоящее время не все субъекты предпринимательства осведомлены в области своих прав на объекты интеллектуальной собственности и зачастую не представляют реальной выгоды от их использования в своей практической деятельности. А ведь интеллектуальная собственность является одним из важных аспектов развития организации, составляет определенную долю в её совокупном капитале, играет немаловажную роль в деятельности фирмы, а также в процессе её интеграции в инновационную экономику.

На практике выделяют два основных направления реализации интеллектуальной собственности:

)   в виде вклада в уставный капитал.

·   использование объектов интеллектуальной собственности наравне с другим имуществом предприятия, а также их употребление в качестве залога при получении банковских кредитов и инвестиций;

·   амортизация определенных видов объектов интеллектуальной собственности в уставном капитале и замещение их реальными денежными средствами (капитализация интеллектуальной собственности). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях остаются в распоряжении предприятия (формируя амортизационный фонд), включаются в себестоимость продукции и не облагаются налогом на прибыль;

·   авторы и предприятия - владельцы интеллектуальной собственности получают возможность участвовать в роли учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.

2) в хозяйственной деятельности предприятия в виде нематериальных активов.

·   документально подтвердить права собственности и поставить ее объекты на баланс в качестве имущества предприятия;

·   получить дополнительные доходы за передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности, а также обеспечить обоснованное регулирование расценок на продукцию инновационной деятельности предприятия в зависимости от объема передаваемых прав на ее использование.

На данный момент стоит вопрос о включении или невключении объектов интеллектуальной собственности в состав налогооблагаемой базы. Есть мнение, что необходимо перенести налоговое бремя с операций в сфере науки и технологии в область товарного обращения, т.е. туда, где непосредственно осуществляется реализация материальной продукции, произведенной с использованием наукоемких технологий. Если рассматривать ситуацию о включении объектов интеллектуальной собственности в содержание налогооблагаемой базы, то желательно, чтобы государство предоставило определенные налоговые льготы. Это обеспечит стимулирование интересов организаций в сфере прав интеллектуальной собственности, и не за горами окажется возможность благоприятного развития инновационных процессов в экономике, к чему, собственно, мы и стремимся.

Документальное подтверждение прав использования объектов интеллектуальной собственности позволяет также обеспечить реальный контроль за деятельностью недобросовестных конкурентов и "пиратов", являющихся нарушителями исключительных прав.

При коммерциализации интеллектуальной собственности современные предприниматели сталкиваются с рядом типичных проблем, которые могут помешать достичь положительных запланированных результатов при осуществлении инновационной и инвестиционной деятельности.

Неоднозначные отношения государства и организаций к оценке объектов интеллектуальной собственности, отсутствие единых для всех четких методов, подходов, критериев, регламентирующих этот вид деятельности, безусловно оказывают негативное влияние. Для исправления сложившейся ситуации следует:

ü произвести изменения в сфере законодательства относительно правового регулирования интеллектуальной собственности;

ü сформировать и принять единые на территории всей страны, стандарты, конкретные методики оценки объектов интеллектуальной собственности;

ü обеспечить государственную поддержку и поощрение предприятий в их деятельности по учёту и оценке объектов интеллектуальной собственности, ввести государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности;

ü повысить информированность организаций о своих правах на интеллектуальную собственность и механизмах их реализации путём совершенствования процессов обучения, системы подготовки кадров, стимулирования приобретения дополнительных навыков и специализированных знаний в данной области, проведения соответствующих конференций, распространения информации с помощью СМИ и сети Интернет.

Большинство российских организаций не оформляют должным образом права на созданные результаты научно-технической деятельности и объекты интеллектуальной собственности, и основная масса имеющихся результатов существует в неохраняемом виде. Предприятиям следует не только говорить о своих правах на интеллектуальную собственность, но и принимать активное участие в их реализации, больше внимания уделять регистрации патентов и авторских прав на изобретения, научиться ценить интеллектуальный капитал, использовать его с целью повышения конкурентоспособности на мировом и отечественном рынках.

Сегодня существует мнение о том, что нематериальные активы составляют значительную долю баланса предприятий. Да, на самом деле это так, но данный факт свидетельствует не о российских предприятиях.

Анализ ситуации последних пяти лет показал, что всего лишь 15-20 % выполняемых за счет средств федерального бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ завершаются получением охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности. Также сохраняется устойчивая тенденция, когда объем заявок на регистрацию товарных знаков в 1,8-2,1 раза превышает объем заявок на патенты, при этом объем регистрации товарных знаков имеет устойчивый прирост, в то время как количество заявок на патенты практически неизменно. Исключение составляет только регистрация программ для ЭВМ и баз данных, где ежегодный прирост количества заявок составляет 15-20 %.

Это означает, что инновационная активность правообладателей существенно отстает от темпов активизации рыночных отношений в секторе купли-продажи товаров. Данную проблему подтверждает и то, что доля нематериальных активов в составе внеоборотных активов предприятий оценивается всего в 0,3-0,5 %, в то время как в экономически развитых странах этот показатель доходит до 30 %.

Российская Федерация имеет стабильное отставание в вопросах патентной активности от Германии (объем ежегодно получаемых патентов больше в 2 раза), от США (8,2-8,9 раз), Японии (11-15 раз), от Китая и Гонконга, отставание от которых за последние 5 лет увеличилось с 2,8 до 7 раз. [9]

Таким образом, на сегодняшний день рынок интеллектуальной собственности в России не соответствует потребностям инновационного развития экономики, находится в состоянии стагнации, при том, что имеются все возможности и крайне благоприятные условия для существенного повышения динамики его развития.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрено увеличение объема расходуемых средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Затраты на НИР и ОКР к 2020 году составят не менее 3% от валового внутреннего продукта. Совокупный расход государственных и частных инвестиций на образование увеличится до 6,5-7 %. Доля средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, за тот же период увеличится до 30 %. Развиваются научная и инновационная инфраструктуры, реализуются программы по созданию центров одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах, осуществляется комплекс мероприятий, направленных на предотвращение "утечки" квалифицированных российских специалистов, а также мероприятий, направленных на приглашение иностранных специалистов и возвращение российских ученых, работающих за рубежом. Кроме того, созданы поддерживающие механизмы финансирования различных стадий научно-технической и инновационной деятельности - фонды, венчурные компании, крупные акционерные общества с государственным капиталом, осуществляющие развитие инновационной инфраструктуры и инвестирование в инновационный бизнес.

Государство должно создавать все возможные условия для развития инновационного процесса в нашей стране. Прежде всего, необходимо оказывать поддержку инновационным мероприятиям, которые проходят в России, а не за рубежом. Следует навести порядок в системе: идея - изобретение - промышленный образец - реализация - прибыль.

В настоящее время множество решений, принятых на законодательном уровне, не исполняются. Вышестоящим органам власти следует четко контролировать подчиненные им структуры, в частности, следить за расходом бюджетных средств, выделенных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и аналогичные цели.

О необходимости появления российской стратегической доктрины развития и совершенствования механизмов интеллектуальной собственности разговоры ведутся уже не первый год. Совет по профильным вопросам при Председателе Совета Федерации озабоченно констатировал еще в мае, что Россия легко может вылететь "из обоймы интеллектуально развитых стран", если срочно не обзаведется такой стратегией.

Разработкой проектов стратегии интеллектуальной деятельности в нашей стране занимались сразу несколько ведомств, включая Минобрнауки, Минэкономразвития, Торгово-промышленную палату России. Но их старания к сегодняшнему дню, видимо, все-таки успехом не увенчались. Это и не удивительно, ведь как отмечают аналитики, вопросами интеллектуальной собственности у нас в той или иной мере занимаются более 20 инстанций.

Поэтому вице-премьер Правительства России Игорь Шувалов - куратор темы интеллектуальной собственности решил в настоящее время приступить к созданию нового органа государственной власти - федеральной службы, которая для начала возьмет под свое начало практически весь функционал, касающийся патентов, товарных знаков, авторских и смежных прав, и т.д. Единое государственное ведомство, как считают в Правительстве, как раз и сможет создать и воплотить столь необходимую России долгосрочную стратегию.

Пока же в Правительстве изучают план первоочередных мероприятий по развитию в области интеллектуальной собственности на 2013-2014 годы. Согласно плану уже к сентябрю нынешнего года "в целях повышения мотивации авторов и формирования среды эффективных собственников" появятся проекты новых законодательных актов. После вступления их в действие выдача лицензий на созданные за бюджетный счет интеллектуальные продукты будет производиться бесплатно и все разработчики, создающие интеллектуальную собственность при поддержке государства, получат право оформлять патенты и свидетельства в приоритетном порядке.

На сентябрь вышеуказанный план предполагает осуществить внесение изменений в действующее законодательство, которое обеспечит "безвозмездное использование интеллектуальной собственности, принадлежащей Российской Федерации, в целях коммерциализации" на всей территории страны.

Поскольку, по данным Совета Федерации объем государственных ассигнований на инновации за последнее время возрос в четыре раза, к ноябрю 2013 года ожидается провести первую инвентаризацию расходования средств федерального бюджета на разработку инновационных продуктов и обнародовать информацию о результатах данной интеллектуальной деятельности. В дальнейшем, согласно плану, такая инвентаризация будет проводиться ежегодно.

Таким образом, процесс коммерциализации интеллектуальной собственности имеет как преимущества, так и недостатки. С целью дальнейшего благоприятного построения модели инновационной экономики следует свести к минимуму существующие минусы, а лучше всего попытаться их устранить. Для этого необходимо создать прочную и полноценную юридическую базу для оформления прав интеллектуальной собственности, произвести соответствующие изменения в сфере государственного законодательства, создать стимулы для развития российских предприятий и организаций, обеспечить функционирование инновационной инфраструктуры, тем самым сформировать четкую и стабильную систему коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и повысить конкурентоспособность отечественного наукоемкого промышленного производства.




2020-03-17 189 Обсуждений (0)
Коммерциализация интеллектуальной собственности: плюсы и минусы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коммерциализация интеллектуальной собственности: плюсы и минусы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)