Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития конкурентоспособности в РФ



2020-03-18 285 Обсуждений (0)
История развития конкурентоспособности в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития. Особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления.

Конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий деятельности предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм.

Таким образом, очевидна актуальность выбранной темы исследования, обоснованность и необходимость постановки соответствующих целей и задач работы.

Цель данной дипломной работы - проанализировать систему оценки современной организации (предприятия) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а так же выявить признаки конкурентоспособности предприятия и определить понятие определяющие конкурентоспособность.

Исходя из целей дипломной работы, требуется решить следующие задачи:

-  Изучить историю развития конкурентоспособности;

-  Определить понятие конкурентоспособности;

-  Выявить признаки конкурентоспособности;

-  Проанализировать систему правовой оценки современного предприятия по законодательству Российской Федерации на примере ФЗ №135 и ФЗ №307.

Объектом исследования является современное предприятие

Предметом исследования является конкурентоспособность современного предприятия и его правовая оценка по законодательству РФ.

Теоретической основой работы являются фундаментальные труды отечественных ученых в области предпринимательства, аудита и оценочной деятельности в РФ, а также в управлении конкурентоспособности.

Методологической основой работы являются методологические и методические положения, изложенные в научных публикациях, законодательных и нормативных документах о конкуренции и регулирующих предпринимательскую деятельность.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные методические и практические рекомендации направлены на определения понятия конкурентоспособности, на выявления признаков конкурентоспособности, а также оценки предприятия по законодательству Российской Федерации на примере ФЗ №135 и ФЗ №307.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, цели, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и методологическая база.

Основная часть работы состоит из двух глав. Первая глава рассматривает понятие и признаки конкурентоспособности предприятия, а также историю развития понятия конкурентоспособности. Во второй главе рассматриваются вопросы правовой оценки предприятия по законодательству РФ на примере ФЗ №135 и ФЗ №307. В конце каждой главы сделан вывод по данной главе. В заключение работы сделаны выводы по изученной теме.

 


 

Конкурентоспособность: понятие и признаки

История развития конкурентоспособности в РФ

До 90-х гг. прошлого века в нашей стране не было практической необходимости в исследовании проблем конкуренции и конкурентоспособности. Предполагалось, что в социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, конкуренции нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью конкуренции. Таким образом, отсутствие частной собственности на средства производства и директивное планирование являлось причиной отсутствия конкуренции. Сама категория конкуренции рассматривалась в качестве характерной черты капитализма. Так, в Большой Советской Энциклопедии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров». Понятие конкуренции ассоциировалось с хищническими методами и тяжелыми социальными последствиями, когда механизм конкуренции отождествлялся с анархией производства, разорением одних производителей и обогащением других.

Элементы конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Поэтому и категория «конкурентоспособность» связывалась в основном с экспортными товарами. Такое положение полностью соответствовало характеру советской хозяйственной системы. Основой конкурентоспособности выступала сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное первым заместителем министра торговли РФ Г.В. Габунией: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т.е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции».

Интерес к исследованию данной категории в России начал усиливаться в последней четверти минувшего века в связи с ростом интернационализации хозяйственной жизни и усложнением взаимоотношений фирм различных стран. Именно хозяйственная интернационализация существенно усложнила взаимосвязи конкурирующих между собой компаний, что потребовало от страны серьезного анализа новой ситуации.

В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. На ХХVII съезде КПСС (1986 г.) Генеральным секретарем М.С. Горбачевым открыто была признана международная конкуренция, обострившаяся на почве научно-технического прогресса и набравшего силу транснационального капитала. В докладе Центрального комитета КПСС подчеркивалось, что на долю транснациональных корпораций к началу 80-х годов приходилось более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, около 80 процентов патентов на новую технику и технологию в капиталистическом мире. Как следствие, основным решением «исторической значимости» было ускорение социально-экономического развития страны, суть которого заключалась в повышении темпов экономического роста за счет всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. С новыми задачами связывалась и внешнеэкономическая деятельность, предполагающая для ускорения развития страны переход в экономических отношениях от преимущественно торговых связей к более глубокой специализации и кооперированию производства.

Непосредственно о целесообразности развития в нашей стране рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства заговорили летом 1990 года на ХХVIII съезде КПСС. Иностранные инвестиции, создание совместных предприятий, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были стать стимулом к развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий. В результате экономической реформы предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию, что стало первым шагом на пути к рынку. Второе направление реформы состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы. Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов и привлек внимание к изучению самой проблемы конкурентоспособности.

Однако подчеркнем, что в последующий период становления рыночной экономики 1990-1998 гг., характеризующийся значительным спадом промышленного производства, вопросы конкуренции и конкурентоспособности отошли на задний план. К концу 1997 г. правительство столкнулось с весьма неприятным фактором: реформы продолжались, но долгожданного поворота к росту экономики так и не произошло. Преимущества рыночной экономики в области ее эффективности не смогли проявиться в условиях затяжного экономического спада производства. Так, к середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. Российские власти столкнулись со сложными проблемами, связанными, в частности, с размерами страны и масштабами начальных экономических дисбалансов, острой межрегиональной экономической неравномерностью и т.д.

К началу 1998 г. стало ясно, что за прошедшие годы реформ нормальная экономика в стране так и не был создана. Цели экономических агентов, условия их функционирования и реального поведения были настолько далеки от того, на чем реально базируется эффективность рыночной экономики, что началась новая полоса переосмысления итогов трансформационного процесса. Стало понятно, что удалось сделать не так уж и много. Были решены лишь первоочередные задачи - либерализация цен и внутренней торговли, быстрое сокращение доли государственной собственности и временная макроэкономическая стабилизация.

Однако именно последующий финансовый кризис 1998 г. послужил отправной точкой в вопросе изучения проблем конкурентоспособности в России, поскольку одним из позитивных последствий кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличить экспортные возможности.

Таким образом, высшее руководство страны и российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности лишь в кризисный 1998 год. В марте 1999 года президент РФ Борис Ельцин в ежегодном послании Федеральному собранию «Россия на рубеже эпох» указал, что «основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики». Таким образом, впервые задача повышения конкурентоспособности предприятий была поставлена в 1999 году в рамках проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Повышение конкурентоспособности России в мире стало лейтмотивом послания президента Путина В.В. Федеральному собранию 2002 года. «Нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция - за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной», - подчеркнул президент. 9 [1].

Необходимо заметить, что с 2003 года императив конкурентоспособности стал неотъемлемой частью приоритетных направлений развития страны. Идея повышения конкурентоспособности начала присутствовать во всем, начиная с национальной и заканчивая личной конкурентоспособностью. Из послания президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию 2003 года: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Конкурентоспособным должно быть у нас все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура». Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) закрепила за задачей поддержания конкурентоспособности России первостепенное значение.

Для решения поставленной проблемы при Правительстве РФ в 2004 г. был создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, в задачи которого входят в частности модернизация промышленности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на основе внедрения новой техники и технологий, укрепление конкурентных позиций российских организаций на внешнем и внутреннем рынках и др.

Подобное пристальное внимание правительства к проблеме повышения конкурентоспособности предприятий логично и обосновано рядом внешних и внутренних причин.

Во-первых, к внешним причинам можно отнести ожидаемое присоединение страны к Всемирной торговой организации (ВТО), когда российские предприятия столкнутся лицом к лицу с гораздо более подготовленными конкурентами из-за рубежа. Надо заметить, проблема повышения конкурентоспособности отечественных производителей на протяжении последних четырех лет обострялась каждый раз с заявлениями представителей власти о ближайшем завершении переговоров о вступлении России в ВТО. Однако изменившаяся экономическая ситуация, когда в условиях мирового кризиса связи ВТО распадаются, когда страны, стараясь защитить свою экономику и производителей, ставят таможенные барьеры, побудила ряд экспертов сделать выводы о том, что сегодня ВТО больше заинтересована в России, нежели Россия - в ВТО. Косвенным доказательством этого стало сенсационное заявление в июне 2009 г. премьер-министра Путина В.В. о решении присоединиться к ВТО России, Белоруссии и Казахстана как единой таможенной территории. Таким образом, Россия намерена прекратить 16-летний переговорный процесс по вступлению по отдельности и приступить к совместным переговорам, что неизбежно приведет к затягиванию процесса. Тем не менее, эксперты уже назвали это «сильным ходом» России.

Во-вторых, интеграция России в мировое экономическое пространство привела к открытию рынков и возникновению гиперконкуренции товаропроизводителей.

Помимо тенденции расширения мировых торговых границ, вызванных процессом глобализации, основной причиной повышенного внимания к проблеме повышения конкурентоспособности служит и низкий рейтинг России. Давосский всемирный экономический форум (ВЭФ) в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию в 1998 на довольно унизительное для «великой державы» 52-е место (из 53 стран) - сразу после Зимбабве. По итогам 2008 г. Россия заняла 51-е место из 134 исследуемых стран, тогда как по показателю конкурентоспособности бизнеса - лишь 91. 9 [1]

 



2020-03-18 285 Обсуждений (0)
История развития конкурентоспособности в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития конкурентоспособности в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)