Совершенствование законодательства о государственном языке РФ
Рассмотрев основные правовые положения государственного языка РФ (русского языка), обозначив его конституционно-правовой статус, законодательное закрепление, и выделив его значение для государства, в том числе для Российской Федерации, его внутренних и внешних общественных взаимосвязей, нельзя не остановиться на вопросе о дальнейшем совершенствовании государственного языка России, обладающего обязательной силой и, безусловно, являющегося государственным атрибутом, наряду с российским гимном и флагом. Несмотря на уже сформированное и существующее российское законодательство о государственном языке РФ, есть еще ряд нерешенных проблем относительно русского языка как единственного и обязательного государственного языка Российской Федерации. Обратим внимание на эти неразрешенные вопросы. Так, в Законе о государственном языке РФ отсутствуют определения к таким основным юридическим конструкциям, как "государственный язык", "официальный язык", "языки народов Российской Федерации". Кроме того, нет ответа на вопрос, какие языки относить к языкам народов Российской Федерации и при этом, чем необходимо руководствоваться. При анализе пункта 6 ст. 1, ст. 6 названного Закона и ст. 28 Закона РФ "О языках народов РФ" мы видим, что, во-первых, при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, во-вторых, предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере правового регулирования государственного языка РФ. При всей этой регламентации, действующее законодательство РФ такого основания для привлечения лица к юридической ответственности не содержит. Представляется, что, наверное, необходимо провести работу по изменению формулировок названных выше статей с тем, чтобы данные нормы начали работать или ввести дополнительные правовые нормы, устанавливающие юридическую ответственность за нарушение законодательства о правовом регулировании государственного языка РФ в административное или уголовное законодательство России. Другой неразрешенной и нерассмотренной на государственном уровне является проблема стилистики изложения текста в нормативном правовом акте. Так, например, ст. 1741 Уголовного кодекса РФ и Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" содержат слово, которое употребляется в языке арго, а именно: "отмывание", которое чуждо официальному нормативному языку и противоречит стилистике государственного языка РФ. Однако, несмотря на обозначенные языковые проблемы, относительно государственного языка РФ, в сфере его дальнейшего совершенствования, а точнее расширении его сфер обязательного применения и использования, имеют место некоторые новеллы действующего законодательства РФ. Так, в 2011 году утверждена Федеральная целевая программа "Русский язык (2011 - 2015 годы)" (Постановление Правительства РФ от 20. 06.2011 № 833). А в 2012 году, например, в соответствии с Федеральным законом от 12. 11.2012 N 185-ФЗ "О внесении изменений в статью 13. 1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 27. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании", который вступил в силу с 01. 12.2012 года, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ и прибывшие после 01. 12.2012 года в нашу страну для трудоустройства и проживания, должны будут подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового уровня, установленного законодательством об образовании.
Заключение
Наше исторически сложно построенное и федеративное государство под названием Российская Федерация и её многонациональный народ на конституционном уровне в 1993 году закрепили русский язык в качестве единого государственного языка. Конституционно-правовое закрепление русского языка в качестве государственного языка РФ находит свое отражение в Законе о государственном языке РФ, Законе "О языках народов РФ", Законе "Об образовании" и многих других нормативных актах России. Такое конституционное и законодательное положение государственного языка РФ, в тоже время, никоим образом не умаляет права народов России использовать свой родной язык и в официальных отношениях, и в быту. Примером этому служит реализация принципа равноправия и самоопределения народов России в сфере национально-языковых отношений, когда за республиками, входящими в состав РФ, закрепили право устанавливать свои государственные языки, которые также могут употребляться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик вместе с русским языком. Подытоживая, обозначим, что конституционно-правовое содержание государственного языка России сегодня сводится к следующему: 1) он установлен Основным законом страны; 2) он является механизмом реализации прав и свобод граждан России; 3) он является интегрирующим процессом объединения всех народов, населяющих Россию, в одну нацию - российскую нацию; 4) это необходимый элемент для единообразного государственного управления и понимания государственной воли; 5) его использование на всей территории России является обязательным без каких-либо исключений; 6) он является системообразующим фактором сохранения целостной России; 7) основан на современном литературном русском языке; 8) охраняется и защищается государством под страхом государственного принуждения. Но все-таки, в настоящем, для полного и правильного использования русского языка, для надлежащего функционирования законодательства о государственном языке РФ необходимо еще решить ряд вопросов, во-первых, раскрыть на законодательном уровне такие понятия, как "государственный язык", "официальный язык", "языки народов России"; во-вторых, внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и другие нормативные акты на предмет четкой регламентации норм и требований по использованию допускаемых слов и выражений, по закреплению ответственности за нарушение законодательства о государственном языке РФ. Учитывая, изложенное в настоящей курсовой работе, можно сказать, что сегодня, с одной стороны, государственный язык РФ - это важный государственный и обязательный атрибут России, обладающий правовым статусом и положением, закрепленными Конституцией РФ и законами РФ, имеющий собственные исторически сложившиеся и появившиеся на современном этапе развития признаки, обязательный к использованию на всей территории России всеми гражданами, организациями, органами власти всех уровней и их должностными лицами, а с другой стороны, - это не до конца сформированный, сложный и затратный с точки зрения бюджета правовой, государственный и общественный институт. Но при всем при этом, очень важно понять, что отсутствие государственного языка неизбежно повлечет межнациональные конфликты и распад такого государства. Список литературы
Литература 1. Алебастрова И.А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 7. . Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. - М., 2005. - 654с. . Бердашкевич А. О государственной языковой политике России // Высшее образование в России. - 2000. - № 6. . Воронецкий П.М. К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов языковых правоотношений // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Доровских Е.М. Правовые проблемы защиты русского языка // Государство и право. - 2003. - № 2. . Доровских Е.М. Конституционно-правовое регулирование использования языков народов Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. - М., 2005. . Ермошин Г. Государственно-правовые аспекты языковых отношений // Российская юстиция. - 1998. - № 3. . Ермошин Г. От Закона "О языках народов РСФСР" к Закону "О государственном языке Российской Федерации" // Российская юстиция. - 1999. - N 4. . Комментарий к Федеральному закону от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (постатейный) / Каркавина Д.Ю. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006. // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, пересмотренное) / Под ред.В.Д. Зорькина. - "Норма", "Инфра-М", 2011 . Комментарий к Закону Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" (постатейный) / Васильева Л.Н. - "Юстицинформ", 2007. - 546с. . Конституционное право России: учебник (3-е издание, переработанное и дополненное) / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - "Юристъ", 2007. - 677с. . Кузнецов О.Ю. Понятие "язык судопроизводства" в системе российского процессуального законодательства // Современное право. - 2005. - № 4. . Любимов Н.А. Некоторые вопросы конституционно-правового закрепления статуса языков народов Российской Федерации // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Мат-лы науч. конф. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2000. - 778с. . Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Перевалов В.Д. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. - 481с. . Тренин Е.В. Государственно-правовые проблемы языка в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. - 189с. Нормативные акты . Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30. 12.2008 // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29. 11.2012) // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Закон Российской Федерации от 25. 10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Закон РФ от 10. 07.1992 № 3266-1 "Об образовании" // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Федеральный закон от 17. 06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Федеральный конституционный закон от 31. 12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Федеральный закон от 01. 06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Федеральный закон от 07. 08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Федеральный закон от 12. 11.2012 N 185-ФЗ "О внесении изменений в статью 13. 1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 27. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Указ Президента РФ от 15. 06.1996 № 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Постановление Правительства РФ от 20. 06.2011 № 833 "О Федеральной целевой программе "Русский язык (2011 - 2015 годы)" // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г. . Постановление Правительства РФ от 23. 11.2006 № 714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" // [Текст] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Последнее обновление 24. 12.2012 г.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |