Совершенствование налогово-бюджетной политики Республике Беларусь
Для устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса в Республике Беларусь необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики. В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования:применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования расходов бюджета; реструктуризация доходов бюджета; постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фондов социальной направленности), формирование интегрированной структуры бюджета. Рассмотрим особенности государственного бюджета на 2011 год. Социальные расходы бюджета Беларуси в 2011 году возрастут на 40% по сравнению с 2010 годом. "Это беспрецедентный рост расходов", - подчеркнул начальник главного управления бюджетной политики Министерства финансов Максим Ермолович. Возрастают социальные выплаты, пенсии, стипендии, адресная социальная помощь. Это связано и с субсидированием услуг ЖКХ, транспорта, финансированием ремонта жилого фонда. В бюджете 2011 года закладывается значительная доля расходов на заработную плату в бюджетном секторе. В нынешнем году приняты основные решения по ее повышению. Уже произошло увеличение зарплаты для отдельных категорий работников бюджетной сферы - учителей, врачей. Среднегодовая зарплата в бюджетном секторе Беларуси в 2011 году возрастет на 35% по сравнению с 2010 г. Отметим, что бюджет 2011 года имеет 3 основные особенности. Он базируется на изменениях налогового законодательства, снижении налоговой нагрузки, радикальном упрощении налогового администрирования. В бюджете нарастает так называемый социальный пакет и сохраняется активная поддержка экономики, стимулирование ее инновационного развития. В министерстве финансов Беларуси подчеркивают беспрецедентный рост расходов на социальную сферу, что предусмотрено законом о республиканском бюджете на 2011 год. Социальные расходы - образование, здравоохранение и социальная политика вырастут на 40%, при том, что расходы всего бюджета увеличиваются на 18%. Это беспрецедентный рост расходов на социальную сферу - возрастут зарплата, социальные выплаты, субсидии на услуги ЖКХ и транспорта, поддержка жилищного строительства, ассигнования на капитальный ремонт жилья и адресная социальная помощь. Также в бюджете 2011 года предусмотрена значительная поддержка реального сектора экономики, в частности предусмотрены значительные средства на финансирование госпрограмм в сельском хозяйстве, субсидирование процентных ставок по кредитам, будут расширены лизинговые схемы с поддержкой бюджета. С 2011 года принципиально меняется схема распределения налога на прибыль в пользу местных бюджетов. Так, в 2011 году доля поступающего в местные бюджеты налога на прибыль вырастет до 70% с 50%. Это будет стимулировать местные органы госуправления к созданию новых производств, развитию инвестиционной и инновационной деятельности. Основными задачами бюджетно–налоговой политики в 2011-2015 гг. в соответствии с Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы являются: - совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран; - радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах; - оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств; - концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны; - повышение эффективности управления государственным долгом [17]. Направления реализации бюджетно–налоговой политики в 2011-2015 гг.: - снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций; - упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования; - повышение эффективности управления государственными финансами; - диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов; - совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления. С 2011 г. в белорусской налоговой системе появятся существенные нововведения. Глава государства 15 октября подписал законы «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» и «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год» [24].
Таблица 3.2 - Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году
Главным направлением упрощения налогового законодательства на 2011 год является изменение частоты уплаты платежей в бюджет. Налогоплательщикам придется меньше осуществлять налоговых платежей. Для этого запланирован переход на ежеквартальную уплату налога на прибыль с подачей налоговой декларации один раз в год. Сегодня в 70% случаев эти действия осуществляются ежемесячно. Таким образом, Беларусь перейдет к мировой практике уплаты, администрирования налога на прибыль. С введением такой системы предприятия будут освобождены от необходимости осуществления текущего налогового учета по прибыли. В 2011 году также будут отменены сразу два местных налога: налог на услуги и сбор на развитие территорий. Последний касался очень широкого круга плательщиков и уменьшал прибыль, остающуюся в распоряжении субъектов хозяйствования. Также в 2011 году отменяется экологический налог.
Заключение
Таким образом, в результате написания курсовой работы можно сделать следующие выводы. Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, какбюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. В целях дальнейшего упрощения налоговой системы и сокращения величины налоговой нагрузки на экономику с 2011 года отменены сбор на развитие территорий, налог на услуги и три платежа в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов; за перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений). Таким образом, в текущем году налоговое бремя предположительно снизится до 27,1 процента к ВВП. Налоговая нагрузка на экономику Беларуси снизилась за 2006-2010 годы на 6,8 процентного пункта. Таким образом, результат по снижению налоговой нагрузки на экономику превысил в 1,5 раза прогнозный показатель на истекшую пятилетку. В республике стоит задача добиться к 2015 году уровня налоговой нагрузки на экономику не выше 26% ВВП. Основу существующей в Беларуси налоговой системы в настоящее время составляют 7 видов налогов. За прошлый год отменено 26 налогов, включая оборотные платежи. С 2011 года обеспечено дополнительное снижение налоговой нагрузки за счет отмены специфических платежей. Главными целями бюджетно–налоговой политики на 2011-2015 гг. являются повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне. Основными задачами бюджетно–налоговой политики в 2011-2015 гг. в соответствии с Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы являются: - совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран; - радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах; - оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств; - концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны; - повышение эффективности управления государственным долгом. Таким образом, влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономику страны очевидно.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |