ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА И ЕГО
ФИНАНСИРОВАНИЕ
2.1 Дефицит госбюджета, источники его финансирования
В современной литературе и на практике выделяют следующие основные виды бюджетного дефицита: - циклический; - структурный; - операционный; - первичный; - квазифискальный. Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления. Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане. В переходной экономике проблема дефицита государственного бюджета еще более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами – искусственное увеличение или, чаше, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это манипулирование может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов: - налоговая амнистия, которая позволяет налогоплательщикам, ранее - мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей: - введение временных или добавочных налогов; - отсрочка расчетов с поставщиками; - отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного сектора; - отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии с - расширенная практика приватизации государственной собственности, включая распродажу прав на исследовательские и изыскательские работы. В переходной экономике дефицит государственного бюджета определяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики. Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается путем преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различите динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, энн завышение государственных расходов может оказаться достаточно» существенным. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно безинфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит существующий наряду с измеряемым (официальным). Это скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства. Квазифискальные операции включают, например, следующие: - финансирование государственными предприятиями избыточной - накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля 3) отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства и т. д. Далее рассмотрим основные источники финансирования бюджетного дефицита. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – это свод главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, утверждающихся законом (решением) о соответствующем бюджете. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются: -источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации; кредиты организаций в валюте Российской Федерации; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета; - источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
2.2 Проблема бюджетного дефицита в России и ее регионах
Рассмотрим структуру бюджета на примере бюджета 2010 года. Государственный бюджет – это составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. Другими словами, государственный бюджет – это финансовый документ, в котором расписано, какие средства государство получит и куда их направит. В РФ этот план готовится Министерством финансов, после чего утверждается Государственной думой. На рисунке 2 показаны основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы. В данном случае речь идет о бюджете самого верхнего уровня – о федеральном бюджете РФ.
Рисунок 2 - Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы
Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов. Как видим, второй год подряд бюджет РФ будет с большим дефицитом. Чтобы понять, каковы источники финансирования дефицита в 2010 году и куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезаны, необходимо провести анализ бюджетных расходов. Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете — 2010 можно извлечь структуру расходов, представленную в таблице 1.
Таблица 1 - Структура расходов федерального бюджета РФ
В таблице 1 наглядно показаны изменения в бюджете 2010 года по сравнению с 2008 и 2009т годом. Расходы по ряду статей существенно сокращены в связи с наличием хронического бюджетного дефицита. На рисунке 2 схематически представлена структура бюджетов 2009 и 2010 года в сравнении.
Рисунок 2 – Структура бюджетов РФ в 2009 и 2010 годах
Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на текущий год, то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), национальная оборона (+3,4%), национальная безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме 500 млрд (или -27%). В целом расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на оборону и безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д. Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично. Рассмотрим проблему бюджетного дефицита субъектов РФ на примере Хабаровского края, а также проведем анализ доходов и расходов бюджета края. Основные показатели исполнения доходов и расходов краевого бюджета приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Исполнение бюджета Хабаровского края В миллионах рублей
Согласно данным таблицы 2 наглядно видно, что на 2009 год бюджет Хабаровского край был дефицитным, при этом дефицит составил 2 798, 3 миллиона рублей. Относительно бюджета Хабаровского края за 2004 год, дефицит сократился на 34,7%. Ниже в таблице 3 приведены доходная и расходная части бюджета Хабаровского края за последние три года.
Таблица 3 – Доходы бюджета Хабаровского края В миллионах рублей
В соответствии с данными таблицы 3 доходы Хабаровского края за период с 2007 года по 2009 год выросли на 16,6% и составили 62797,7 млн руб. Собственные доходы субъекта РФ составляют в 2009 году 46216,9 млн руб., что относительно аналогичного показателя в 2007 году больше на 11,5%. Наибольшие темпы роста в 2009 году относительно 2007 года показали такие статьи доходов как: налоги на совокупный доход – 56,3%; акцизы – 47,3%; земельный налог – 44%. Однако, не все составляющие доходов бюджета Хабаровского края выросли в 2009 году, относительно 2007 года, так снизились доходы от налога на прибыль на 30,4%. Доходы от налога на игорный бизнес на 47,3%, что во многом объясняется принятым законом «Об игорном бизнесе». К тому же снизились доходы от прочих налогов, сборов и платежей на 21,4% и доходы бюджета поступающие от неналоговых доходов на 11,7%. Рассмотрим расходную часть бюджета Хабаровского края согласно данным таблицы 4.
Таблица 4 – Расходы и дефицит (профицит) бюджета края В миллионах рублей
Расходы бюджета Хабаровского края с 2007 по 2009 год выросли на 32,5%. Наибольший рост расходов за рассмотренный период наблюдается по статье «Общегосударственные вопросы», расходы по ней 2009 году относительно 2007 года выросли на 128,6%. Также выросли расходы по статье «Прочие расходы» на 116,4%. При этом произошло снижение расходов бюджета по таким статьям как топливо и энергетика на 87,9%, транспорт на 83,1%, здравоохранение и спорт на 13,2%, соответственно. За рассмотренный период наблюдается профицит бюджета в 2007 году и дефицит бюджета в 2008 и 2009 годах. При этом дефицит за 2009 год относительно 2007 года увеличился на 164,6%. Причиной увеличения дефицита может быть снижение доходов бюджета в целом или ее отдельных статей, при общем росте статей расходов бюджета. 3 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |