Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА И ЕГО



2020-03-18 197 Обсуждений (0)
ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА И ЕГО 0.00 из 5.00 0 оценок




    ФИНАНСИРОВАНИЕ

 

2.1 Дефицит госбюджета, источники его финансирования

 

В современной литературе и на практике выделяют следующие основные виды бюджетного дефицита:

- циклический;

- структурный;

- операционный;

- первичный;

- квазифискальный.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является
результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Встроенный
(автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не
прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.  Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему без непосредственного вмешательства правительства.

Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.

В переходной экономике проблема дефицита государственного бюджета еще более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами – искусственное увеличение или, чаше, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это манипулирование может, например,  осуществляться с помощью следующих инструментов:

- налоговая амнистия, которая позволяет налогоплательщикам, ранее
уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную
определенной части общего налогового сбора;

- мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей:

- введение временных или добавочных налогов;

- отсрочка расчетов с поставщиками;

- отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного сектора;

- отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии с
динамикой уровня инфляции;

- расширенная практика приватизации государственной собственности, включая распродажу прав на исследовательские и изыскательские работы.

В переходной экономике дефицит государственного бюджета определяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования,   чем циклическими колебаниями экономики.

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается путем преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различите динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, энн завышение государственных расходов может оказаться достаточно» существенным.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на
инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между
номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года,
умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно безинфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит существующий наряду с измеряемым (официальным). Это  скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

- финансирование государственными предприятиями избыточной
занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по
ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления
взаимной задолженности;

- накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля
недействующих ссуд, так называемых «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных     кредитов Центрального Банка;

3) отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства и т. д.

Далее рассмотрим основные источники финансирования бюджетного дефицита.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – это свод главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, утверждающихся законом (решением) о соответствующем бюджете.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

-источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации; кредиты организаций в валюте Российской Федерации; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

- источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

 

 

2.2 Проблема бюджетного дефицита в России и ее регионах

 

Рассмотрим структуру бюджета на примере бюджета 2010 года. Государственный бюджет – это составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

Другими словами, государственный бюджет – это финансовый документ, в котором расписано, какие средства государство получит и куда их направит. В РФ этот план готовится Министерством финансов, после чего утверждается Государственной думой.

На рисунке 2 показаны основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы. В данном случае речь идет о бюджете самого верхнего уровня – о  федеральном бюджете РФ.

 

 

 

Рисунок 2 - Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы

 

Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.

Как видим, второй год подряд бюджет РФ будет с большим дефицитом. Чтобы понять, каковы источники финансирования дефицита в 2010 году и куда  будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезаны, необходимо провести анализ бюджетных расходов.

Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете — 2010 можно извлечь структуру расходов, представленную в таблице 1.

 

 

Таблица 1 - Структура расходов федерального бюджета РФ

 

В таблице 1 наглядно показаны изменения в бюджете 2010 года по сравнению с 2008 и 2009т годом. Расходы по ряду статей существенно сокращены в связи с наличием хронического бюджетного дефицита.

На рисунке 2 схематически представлена структура бюджетов 2009 и 2010 года в сравнении.

 

Рисунок 2 – Структура бюджетов РФ в 2009 и 2010 годах

 

Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на текущий год, то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), национальная оборона (+3,4%), национальная безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме 500 млрд (или -27%).

В целом расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на оборону и безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично.

Рассмотрим проблему бюджетного дефицита субъектов РФ на примере Хабаровского края, а также проведем анализ доходов и расходов бюджета края.

Основные показатели исполнения доходов и расходов краевого бюджета приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Исполнение бюджета Хабаровского края

                                                                      В миллионах рублей

Отчетное значение показателя 2004 2009 Темп роста, %
Доходы в том числе: 28841,0 62797,7 217,7
собственные доходы субъекта РФ 22534,7 46216,9 205,1
безвозмездные поступления (дотации, субвенции, трансферты) 6306,3 16580,8 262,9
Расходы в том числе:

33125,1

65596,0

198,0

общегосударственные вопросы,

3804,5

6245,3

164,2

национальная экономика – всего

2353,8

7008,2

297,7

дефицит (-); профицит (+)

-4284,1

-2798,3

65,3

 

Согласно данным таблицы 2 наглядно видно, что на 2009 год бюджет Хабаровского край был дефицитным, при этом дефицит составил 2 798, 3 миллиона рублей. Относительно бюджета Хабаровского края за 2004 год, дефицит сократился на 34,7%. Ниже в таблице 3 приведены доходная и расходная части бюджета Хабаровского края за последние три года.

 

Таблица 3 – Доходы бюджета Хабаровского края

                                                                      В миллионах рублей

Наименование статьи бюджета

Отчетное значение показателя

Темп роста, %

2007 2008 2009
Доходы в том числе: 53844,4 62969,6 62797,7 116,6
собственные доходы субъекта РФ 41464,2 49007,4 46216,9 111,5
налоговые доходы из них: 32862,3 40485,2 37918,5 115,4
налог на прибыль 8274,1 10330,1 5759,5 69,6
налог на доходы физических лиц 15035,3 18851,1 18958,5 126,1
акцизы 2352,0 2629,5 3465,0 147,3
налоги на имущество 4702,3 5569,7 6228,9 132,5
транспортный налог 572,5 703,6 713,9 124,7
налог на игорный бизнес 280,7 250,9 147,8 52,7
земельный налог 468,1 554,4 674,1 144,0
налоги на совокупный доход – всего 1658,6 2172,6 2592,5 156,3
единый налог на вмененный доход 892,0 1065,6 1067,9 119,7
прочие налоги, сборы и платежи 224,6 201,2 176,5 78,6
неналоговые доходы – всего 6105,6 5575,6 5390,7 88,3
прочие доходы и расчеты 2496,3 2946,6 2907,7 116,5
безвозмездные поступления (дотации, субвенции, трансферты) 12380,2 13962,2 16580,8 133,9

 

В соответствии с данными таблицы 3 доходы Хабаровского края за период с 2007 года по 2009 год выросли на 16,6% и составили 62797,7 млн руб. Собственные доходы субъекта РФ составляют в 2009 году 46216,9 млн руб., что относительно аналогичного показателя в 2007 году больше на 11,5%. Наибольшие темпы роста в 2009 году относительно 2007 года показали такие статьи доходов как: налоги на совокупный доход – 56,3%; акцизы – 47,3%; земельный налог – 44%. Однако, не все составляющие доходов бюджета Хабаровского края выросли в 2009 году, относительно 2007 года, так снизились доходы от налога на прибыль на 30,4%. Доходы от налога на игорный бизнес на 47,3%, что во многом объясняется принятым законом «Об игорном бизнесе». К тому же снизились доходы от прочих налогов, сборов и платежей на 21,4% и доходы бюджета поступающие от неналоговых доходов на 11,7%.

Рассмотрим расходную часть бюджета Хабаровского края согласно данным таблицы 4.

 

Таблица 4 – Расходы и дефицит (профицит) бюджета края

                                                                      В миллионах рублей

Наименования статьи бюджета

Отчетное значение показателя

Темп роста, %

2007 2008 2009
Расходы, в том числе: 49512,6 64424,4 65596,0 132,5
общегосударственные вопросы 2732,0 5966,8 6245,3 228,6
национальная экономика – всего 6017,5 6813,8 7008,2 116,5
топливо и энергетика 1018,0 913,4 123,3 12,1
сельское и лесное хозяйство, рыболовство 1806,6 1822,4 1865,6 103,3
транспорт 2632,8 560,9 443,9 16,9
прикладные научные исследования 19,7 16,4 26,2 133,0
жилищно-коммунальное хозяйство 7133,9 8473,1 8431,2 118,2
здравоохранение и спорт 10435,0 12313,7 9055,9 86,8
образование 12066,5 14777,7 15614,2 129,4
социальная политика 6280,9 7535,9 10238,2 163,0
прочие расходы 3024,6 5981,7 6559,7 216,9
Дефицит (-); профицит (+) 4331,8 -1454,8 -2798,3 -64,6

 

Расходы бюджета Хабаровского края с 2007 по 2009 год выросли на 32,5%. Наибольший рост расходов за рассмотренный период наблюдается по статье «Общегосударственные вопросы», расходы по ней 2009 году относительно 2007 года выросли на 128,6%. Также выросли расходы по статье «Прочие расходы» на 116,4%. При этом произошло снижение расходов бюджета по таким статьям как топливо и энергетика на 87,9%, транспорт на 83,1%, здравоохранение и спорт на 13,2%, соответственно. За рассмотренный период наблюдается профицит бюджета в 2007 году и дефицит бюджета в 2008 и 2009 годах. При этом дефицит за 2009 год относительно 2007 года увеличился на 164,6%. Причиной увеличения дефицита может быть снижение доходов бюджета в целом или ее отдельных статей, при общем росте статей расходов бюджета.

3 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

 



2020-03-18 197 Обсуждений (0)
ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА И ЕГО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА И ЕГО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)