Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные виды бюджетно-налоговой политики



2020-03-18 181 Обсуждений (0)
Основные виды бюджетно-налоговой политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюджетно-налоговая политика – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увели­чение госрасходов, снижение налоговили комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществле­ние этих целей связано с проведением комплексной налоговой ре­формы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры го­сударственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъе­ма экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличе­ние налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом пери­оде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение госу­дарственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государ­ственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государствен­ными расходами создает предпосылки для разрушения экономи­ческого потенциала, чтонередко встречается в экономиках пе­реходного периода, в том числе и в России.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов го­сударственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Бюджетно-налоговая политика является частью финансовой политики — совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Финансовая политика включает фискальную (в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействовать на экономику), бюджетную (в области регулирования бюджета) политику и финансовые программы.

Основной рычаг фискальной политики государства — изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Влияние налогов на объем ВВП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики — изменение государственных расходов. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом.

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов — к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и вызывает рост спроса на инвестиционные товары.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это следствие более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. Т. Хавельмо вывел теорему в известной работе «Мультипликационные эффекты сбалансированного бюджета», исходя из кейнсианской теории экономической политики повышения национального дохода без образования дефицита государственного бюджета. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице, только в закрытой экономике и только при отсутствии подоходных налогов.

На практике же, в российской финансовой политике нарушается главный принцип первоначального прогноза валового внутреннего продукта: его величина становится в зависимость от предлагаемого процента инфляции. Наблюдается неадекватность рассчитанных налоговых поступлений в государственный бюджет предлагаемым расходам в силу: отсутствия прогнозируемых совокупных доходов субъектов экономики; невозможности точного определения ожидаемой величины налоговых поступлений; неучтенности доходов множества юридических и физических лиц и плохой собираемости налогов; отрицательного влияния теневой экономики, кризиса неплатежей и мирового финансового кризиса в целом. Поэтому невозможно проследить четкое использование доходов и расходов бюджета для стимулирования роста валового внутреннего продукта.

В настоящее время инвестиционная деятельность во многих регионах Российской Федерации носит характер случайного процесса, что обусловлено нерегулярным поступлением средств. Распределение инвестиций зачастую не поддается планированию и отбору по приоритетности отраслей. Стихийное инвестирование приводит к диспропорциональности в структуре региональной экономики. Воздействие конъюнктурных факторов вызывает динамичное развитие сферы торговли, а также сырьевых отраслей. При этом большинство регионов, обладая необходимыми трудовыми и земельными ресурсами, развитой инфраструктурой, имеют благоприятный потенциал для реализации реконструктивной стратегии и оздоровления инвестиционного климата.

 

 

3.2 Основные направления совершенствования межбюджетных

отношений в России

 

Важнейшей целью региональной политики является создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития всех субъектов Российской Федерации. Для достижения заявленных целей требуется дальнейшее реформирование и оптимизация межбюджетных отношений, повышение обоснованности межбюджетных трансфертов с учетом обеспечения не только сбалансированности бюджетных ресурсов, но и обязательств.

Решение проблем определения объемов межбюджетных трансфертов, распределяемых из федерального бюджета с применением формализованных методик, связано с необходимостью учета специфики развития отдельных территорий. Формализованный единый для всех субъектов Российской Федерации порядок расчета дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в недостаточной степени учитывает кардинальные различия регионов, включая уровень развития и структуру экономики, социальные, климатические, географические и иные объективные факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления государственных и муниципальных услуг.

Климатические условия и состояние инженерной инфраструктуры коммунального комплекса территорий Дальневосточного региона обуславливают повышенные расходы на содержание жилищно-коммунальных услуг. Низкий расчетный удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальные услуги, учитываемый при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, приводит к существенному и экономически необоснованному сокращению дотаций для многих северных территорий.

Одним из основных результатов преобразований бюджетного законодательства стало то, что доходы федерального бюджета формируются за счет наиболее стабильно поступающих в бюджет налогов и сборов. Реформирование бюджетной сферы до настоящего времени не привело к построению таких межбюджетных отношений, которые позволяли бы создавать условия для развития собственной доходной базы субъектов Российской Федерации.

Остаются нерешенными проблемы налогового администрирования и повышения уровня собираемости платежей по налогам, зачисляемым в территориальные бюджеты.

Приоритетные экономические специализации субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа определяются, богатством округа природными (рыбными, лесными, нефтегазовыми, минеральными) ресурсами, а также выгодным географическим положением в части близости к странам АТР. Для Хабаровской агломерации и г.Комсомольск-на-Амуре в качестве перспективных специализаций выступают авиастроение, судостроение, добыча и переработка лесных ресурсов и полезных ископаемых. Будет развиваться экономическая интеграция Хабаровской агломерации с Якутией, регионами Прибайкалья, Еврейской автономной областью, Амурской и Сахалинской областями, основой чему послужит укрепление нефтегазоперерабатывающего и металлургического кластеров в Хабаровске на базе переработки полезных ископаемых месторождений этих регионов с последующей транспортировкой продукции с высокой добавленной стоимостью на рынки стран АТР. Возрастет роль Хабаровска как крупного транспортно-логистического центра. Владивостокская и Хабаровская агломерации станут крупнейшими научно-образовательными центрами, задающими вектор инновационного развития приоритетных экономических специализаций Дальнего Востока с ориентацией на освоение океана и природных богатств, поддержку международных связей и логистики, экспорт образовательных услуг.

Необходимы достройка в кратчайшие сроки автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск с продлением ее до Приморского края, что обеспечит связь с западными регионами страны, строительство автомобильной дороги, связывающей Чукотку с автомобильными дорогами Магаданской области и Якутии, а также завершение строительства железнодорожной линии Беркакит- Якутск .

Проблематика развития регионов РФ активно разрабатывается в различных федеральных программах, но сложившаяся экономическая ситуация в виду значительной дифференциации субъектов требует учета комплекса специфических факторов формирования экономики региона, в том числе расчета мультипликативных эффектов.

В настоящее время в России происходят глубокие экономические перемены в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Этот период сопровождается большими изменениями в финансовой системе страны. Перед государством встали такие задачи, как стабилизация экономики, выход из финансового кризиса, снижение бюджетного дефицита.

Укрепление бюджетов всех уровней власти является ключевым вопросом бюджетной и экономической реформы, во многом определяющим судьбу российского государства. Бюджетная система переживает слож­ный период становления уровней регионального и местного самоуправления. Пока отчетливо не проявились контуры будущей модели бюджетного федерализма в РФ.

На различных этапах развития экономики бюджет является основным источником денежных средств для реализации намеченных реформ. Реформы предполагают перераспределение компетенции между федеральными, региональными и местными уровнями власти, становление органов местного самоуправления, поиск путей обеспечения реальной финансовой самостоятельности каждой административно-территориальной единицы. Важной задачей в системе мер по реформированию управления экономикой является совершенствование взаимоотношений центральных органов власти с местными органами власти в ходе составления и исполнения доходов. Смысл проведения реформ – сделать бюджеты регионов как можно более сбалансированными, побудив их зарабатывать средства самим и ликвидировать всякое неравноправие субъектов РФ. Пока результаты проводимых реформ еще не достигнуты.

Одним из приоритетных направлений совершенствования финансовой политики Хабаровского края в 2010 году остается государственная поддержка реального сектора, стимулирование внедрения современных технологий в производство, повышение энергоэффективности экономики, регулирование инвестиций, содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Первоочередная поддержка оказывается предприятиям с активной производственной политикой, расширяющим рынки сбыта продукции, осваивающим новые технологии. В рамках бюджетной поддержки предприятий в соответствии с краевым законодательством будет продолжено предоставление государственных гарантий бюджета, в том числе без учета требований о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в размере ста процентов.

Важным направлением государственной поддержки края является усиление стимулирующего характера налоговых льгот, введение льгот, предусматривающих формирование новой и расширение действующей налоговой базы. Принятые федеральном уровне преобразования в налоговой сфере определяют возможность уменьшения налоговой нагрузки для предприятий, увеличение амортизационных премий по отдельным группам оборудования, переход от авансовой формы платежа к уплате налога по фактически полученной прибыли, а также иные методы налогового стимулирования должны положительным образом повлиять на состояние финансов в производственном секторе, создание максимально комфортных условий для расширения деятельности. Положительное влияние на деятельность предприятий может оказать совершенствование механизмов налогового учета и контроля, предусмотренное проектами федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство.

Правительством края будет продолжено совершенствование краевого налогового законодательства с целью его оптимизации в интересах развития края, сокращения неэффективных налоговых льгот. Продолжится практика оказания поддержки предприятиям на территории края, реализующим проекты по созданию и модернизации производственных мощностей, обеспечению инновационной направленности развития, созданию условий для выпуска высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью путем предоставления льгот по налогам на прибыль и на имущество организаций. При этом, в краевое законодательство с 2010 года вносятся корректировки, позволяющие при применении льгот снизить некоторые ограничения, например, по приросту выручки при реализации приоритетных проектов.

Актуальными остаются меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов. Важнейшей проблемой является формирование неналоговых доходов бюджета, увеличение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Достижение необходимого уровня финансовой обеспеченности в значительной степени будет зависеть от внедрения современных технологий налогового администрирования, выработки механизмов, способствующих повышению собираемости платежей в бюджет, сокращению задолженности, особенно по платежам налога на доходы физических лиц.

Таким образом, финансовая политика края, будет направлена на совершенствование механизмов государственного регулирования экономики при оптимальном использовании имеющихся ресурсов и полномочий. Это позволит позитивным образом повлиять на улучшение финансового потенциала края и повысить бюджетную составляющую общественных финансов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной сферой применения исследования данной курсовой работы явилась бюджетная политика Российской Федерации. Выбор этой сферы обусловлен значимостью бюджетного процесса  в экономическом развитии.

Содержанием государственного бюджета является подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный, или федеральный бюджет.

Анализ показал, что в структуре бюджета 2010 года значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на оборону и безопасность. При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику, трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Анализ бюджетной политики в РФ позволяет сделать вывод о правильном выборе инструментов. Как показывает практика, работа по совершенствованию бюджетной системы России представляет собой многоэтапный и институционально сложный процесс.

Для создания единого экономического пространства и выравнивания условий социально-экономического развития всех субъектов Российской Федерации необходимо дальнейшее реформирование и оптимизация межбюджетных отношений, повышение обоснованности межбюджетных трансфертов с учетом обеспечения не только сбалансированности бюджетных ресурсов, но и обязательств.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Агапова Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. – М.: МГУ, ДИС, 1997. – 416 с.

2. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики / А. М. Бабашкина.– М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

3. Булатов А. С. Экономика: учебник / А. С. Булатов. – М.: БЕК, 1994. – 632 с.

4. Бурынов Л.А. Бюджетная система Российской Федерации/ Л.А. Бурынов – М.: Юрайт, 2007. – 258 с.

5. Варошин Г. К. Бюджетный процесс в России: этапы становления, перспективы развития, роль органов Федерального казначейства: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Г.К. Ворошин. – Хабаровск: РИОТИП, 2004. – 345 с.

6. Винокуров Е. Ф. Экономика в задачах / Е. Ф. Винокуров, Н. А. Винокурова. – М.: Начала-Пресс, 1995. – 96 с.

7. Воронин Ю.Р. Приоритеты бюджетной политики / Ю.Р. Воронин // Экономист. – 2009. – № 6. – С.52-63.

8. Золотогоров В. Г. Экономика: энциклопед. словарь / В. Г. Золотогоров. – Минск.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2003. – 720 с.

9. Казакова Л.В. Межбюджетные отношения и проблемы бюджетной политики России / Л.В. Казакова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 3. – С. 21- 23.

10. Макроэкономика / В. М. Гальперин [и др.]. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.

11. Макроэкономическая статистика : учеб. пособие / Салин В. Н. [и др.]. – М.: Дело, 2001. – 336 с.

12. Морозова Т. Г. Государственное регулирование экономики /    Т. Г. Морозова, Ю. М. Дурдыев, В. Ф.  Тихонов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 255 с.

13.  О бюджете развития Российской Федерации от 26.11.98 №181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 5. – Ст. 28.

14. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики : учеб. пособие / Орешин В. П. – М.: Юрист, 1999. – 272 с.

15. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / А. Л. Кевеш [и др.]. – М.: Росстат, 2009. – 990 с.

16. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / В. Л. Соколин [и др.]. – М.: Росстат, 2009. – 795 с.

17. Россия и страны мира : стат. сб. / А. Е. Суринов [и др.]. – М.: Росстат, 2008. – 361 с.

18. Саркисянц Г. С. Бизнес, коммерция, рынок : словарь-справочник / Г. С. Саркисянц – М.: Информпечать, 1993. – 320 с.

19. Социально-экономическоеположение Дальневосточного федерального округа : стат. сб. / А. Е. Суринов [и др.]. – М.: Росстат, 2009. – 74 с.

20. Уткин Э. А. Государственное и региональное управление : учеб. пособие / Э. А.Уткин, А. Ф. Денисов. – М.: ЭКМОС, 2002. – 320 с.

21. Фишер С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш., Р. Шмалензи. – М.: Дело ЛТД, 1993. – 864 с.

22. Шамхалов Ф. Теория государственного управления / Ф. Шамхалов.  – М.: Экономика, 2002. – 638 с.

23. Шульги В. А. Национальная экономика / В. А. Шульги. – М.: РЭА, 2002. – 592 с.

 

 



2020-03-18 181 Обсуждений (0)
Основные виды бюджетно-налоговой политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные виды бюджетно-налоговой политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)