Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие служебного жилого помещения



2020-03-19 253 Обсуждений (0)
Понятие служебного жилого помещения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В наше время существует множество понятий служебного жилого помещения, однако, сведений о данном виде жилых помещений военных организаций очень мало исследований. К этой проблеме более подробно и обстоятельно подошёл адъюнкт кафедры гражданского права Военного университета А.В. Молодых.

В своих статьях автор говорит, что в отличие от прежнего порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, который в основном регулировался Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенным в действие приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. № 285 (далее Приказ МО СССР № 285) Где ссылка?, с января 1993 г. Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (а в последующем Федеральным законом от 27 мая 1998 г.) Где ссылка? был установлен совершенно иной порядок обеспечения жильем военнослужащих, в том числе и служебными жилыми помещениями.

Из сравнительного анализа названных нормативных правовых актов следует, что главным отличительным признаком служебно-должностного жилого помещения (по приказу МО СССР № 285) от служебного жилого помещения (согласно закону «О статусе военнослужащих») является обязательное наличие при предоставлении жилья такого факта, как занимаемая определенная воинская должность.

Сегодня, после вступления в силу закона «О статусе военнослужащих», все без исключения военнослужащие могут быть обеспечены служебной жилой площадью, но не служебно-должностной. Причем некоторые категории военнослужащих во время прохождения военной службы обеспечиваются только служебной жилой площадью.

Жилищным законодательством устанавливается, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. При этом ЖК РСФСР безотносительно к фондовой принадлежности к служебным жилым помещениям относит жилые помещения, предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от нее (ст. 101 ЖК РСФСР). Однако ЖК РФ говорит нам только о том, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Следовательно, новый ЖК даёт более широкое понятие служебного жилого помещения, не ограничивая его необходимостью проживания по месту работы или вблизи от неё.

Таким образом, служебные жилые помещения представляют собой вид жилья, предназначенный для временного, а не для постоянного проживания, и могут использоваться только в целях, указанных в законе. По мнению одного из ведущих специалистов в области жилищного права, П.И. Седугина, служебные жилые помещения не входят в состав жилищного фонда социального использования, из чего следует, что служебное жилье имеет специальный режим, отличный от других (коммерческого и социального найма) Где ссылка?.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к объектам специализированного жилищного фонда. К служебным жилым помещениям относится жилье, предназначенное для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. С.ж.п. предоставляются по решению руководящих органов организаций, в собственности (ведении) которых находятся эти помещения, по договору найма на период действия трудового договора. По общему правилу работники, прекратившие трудовые отношения с организацией, подлежат выселению из С.ж.п. со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилья.Служебные жилые помещения предназначены для проживания отдельных (указанных в законах и иных нормативных актах) категорий граждан в связи с характером их трудовых отношений, прохождением службы, назначением на государственную должность либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В качестве служебных используются жилые дома, жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Включение жилых помещений в число служебных и исключение из их числа осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. К категории служебных должны быть отнесены только свободные жилые помещения. Под служебные жилые помещения выделяются отдельные квартиры (ст. 92 ЖК РФ).

Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться лишь четко определенным категориям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

На весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями следующие категории военнослужащих:

1) военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1 января 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;

2) офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

3) прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

4) военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, проживающие в закрытых военных городках.

Указанный перечень является исчерпывающим, следовательно, право на получение служебного жилья распространяется далеко не на всех военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Не вправе претендовать на получение служебных квартир от Министерства обороны Российской Федерации:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (они размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов в казармах, а матросы и старшины также размещаются на кораблях), кроме офицеров;

2) курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, не имеющие офицерских званий (в зависимости от года обучения и службы, а также семейного положения они размещаются в казармах, общежитиях либо вне расположения военных учебных заведений);

3) граждане, уволенные с военной службы и пребывающие в запасе или в отставке (они обеспечиваются постоянным жильем либо с их согласия жилищными сертификатами);

4) военнослужащие — иностранные граждане (они на весь срок военной службы размещаются в общежитиях);

5) военнослужащие, обеспеченные постоянным жильем по месту прохождения военной службы или в других близлежащих населенных пунктах;

6) военнослужащие, имеющие офицерское звание, повторно поступившие на военную службу и заключившие новый (т. е. не первый) контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. (они вправе претендовать только на получение жилых помещений для постоянного проживания при условии, что продолжительность их военной службы после заключения первого контракта о прохождении военной службы или после окончания военного учебного заведения составляет не менее пяти лет).

Прежде чем перейти к раскрытию признаков служебного жилого помещения, необходимо рассмотреть понятие и признаки жилого помещения. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ[4] жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).

Данное определение, а также анализ законодательства позволяют выделить существенные признаки, которые отличают жилые помещения от нежилых.

К таким признакам можно отнести:

1. Назначение. Использование только для проживания (ст. 288 ГК РФ[5]). Использование в других целях допускается только после перевода жилого помещения в нежилое.

Новеллой являются положения ч.2 ст. 17 ЖК РФ, допускающие использование жилья для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан.

Россия является страной с рыночной экономикой, поэтому введение данной нормы давно назрело, и ее появление, безусловно, является положительным моментом, поскольку положения ранее действовавшего законодательства устарели.

2. Пригодность для постоянного проживания. Следует заметить, что под понятием возможности «проживания» понимается не сам факт длительности проживания семьи или гражданина в помещении, а его изначальная, по замыслу строительства либо переоборудования, проектная предназначенность к этому.

Данный признак означает, например, пригодность к проживанию в течение всех сезонов года, всепогодность жилья, а не только в летнее время, чем жилое помещение отличается, допустим, от дачного, капитальное – от временного.

ГК РФ не называет конкретно санитарные и технические требования к жилому помещению, обеспечивающие его пригодность для постоянного проживания.

Пригодность определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (ч.1 ст. 673 ГК РФ[6]).

В частности, оно должно быть безопасным для постоянного проживания в нем граждан, благоустроенным, отвечать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилью.

Указанные обстоятельства подтверждаются заключениями СЭС, инженерно-техническими, другими заключениями и актами обследования компетентных органов.

3. В некоторых случаях вводится дополнительный квалификационный критерий – благоустроенность жилого помещения, который используется в первую очередь в отношении жилых помещений, входящих в состав государственного, муниципального жилищных фондов, фонда социального использования.

Благоустроенность – понятие относительное. Оно изменяется по мере развития градостроительства и во многом зависит от местных условий, от условий данного населенного пункта.

Как известно, к элементам благоустройства относятся наличие водопровода, канализации, центрального отопления, ванны, электричества, газа, горячего водоснабжения, мусоропровода, лифта.

Однако уровень благоустройства в населенных пунктах неодинаков: в одних – жилые помещения обеспечены всеми видами благоустройства, в других – лишь некоторыми.

В понятие благоустроенности, в частности, должны быть включены не только соответствие санитарным и техническим нормам (этого было бы достаточно при определении пригодности жилого помещения для проживания), но и обеспеченность основными коммунальными удобствами, которые являются необходимыми по строительным правилам, применяемым к основной застройке данного района или населенного пункта. Понятие «благоустроенное жилое помещение» значительно шире.

Законодатель в настоящее время вообще исключил благоустроенность из признаков, характеризующих помещение как жилое (ст. 15 ЖК РФ).

4. Изолированность. Данный признак означает, что жилое помещение должно быть надлежаще изолированным от других смежных помещений стенами без проемов, автономно оборудованными видами инженерного благоустройства применительно к среднему уровню инженерного благоустройства населенного пункта, имеющим самостоятельное сообщение с местами общего пользования жилого помещения, или лестничной клеткой, или улицей (двор), или придомовым земельным участком.

Так, не могут быть самостоятельным предметом договора часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), а также подсобные помещения.

5. Помещение должно являться недвижимым имуществом. Деление вещей на движимые и недвижимые производилось еще в римском праве.

В русском законодательстве данная классификация была впервые закреплена в изданном Петром I Указе «О единонаследии», согласно которому «вотчины» и «поместья» объединялись под одним общим наименованием «недвижимое имущество»[7].

В начале 90-х гг. ХХ века в России было восстановлено деление вещей на движимые и недвижимые Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г[8].

Как показывает анализ ст.130 ГК РФ, жилые помещения прямо не включены в состав недвижимости. В то же время в других нормах Кодекса имеются прямые указания на определение помещений как недвижимого имущества. В частности, п.1 ст.549 ГК РФ к недвижимому имуществу относит один из видов жилых помещений – квартиру.

Необходимо обратить внимание на то, что жилое помещение является индивидуально-определенной вещью в силу как естественных причин (например, расположение дома на определенном земельном участке), так и причин юридических (например, кадастровый и технический учет), в результате чего каждый объект индивидуализируется, то есть получает характеристики, позволяющие отнести его к недвижимости.

Таким образом, признаками, отличающими жилые помещения от нежилых, являются: назначение (для проживания), пригодность для постоянного проживания, изолированность помещения и принадлежность к недвижимому имуществу.

В литературе выделяются следующие юридические признаки служебного жилого помещения:

— назначение помещения;

— заселение определенным кругом лиц (определенными категориями военнослужащих);

— нахождение жилого помещения в служебном здании, вблизи предприятия или организации (на территории военного городка или в непосредственной близости от него);

— включение помещения в число служебных решением местной администрации (органа местного самоуправления).

Прежде всего, следует различать понятия ведомственного жилья и служебного жилого помещения, так как нередки случаи, когда военнослужащему предоставляется служебное жилое помещение, которое на самом деле не является таковым, в результате чего могут возникнуть негативные последствия как для командира воинской части, предоставившего жилое помещение, так и для самого военнослужащего и членов его семьи.

Ведомственные квартиры — это жилые помещения, расположенные в жилых домах, находящихся в хозяйственном ведении предприятий или в оперативном управлении учреждений, в том числе воинских частей, и казенных предприятий.

Ведомственная площадь предоставляется, как правило, работникам указанных предприятий. При этом права по пользованию жилым помещением у лиц, проживающих на ведомственной жилой площади, такие же, как и у граждан, проживающих в муниципальных квартирах по договору социального найма, что является существенным отличием ведомственного жилья от служебного жилого помещения, поскольку права граждан по пользованию последним ограничены (ст. 104 ЖК РФ).

Военнослужащий, как и любой гражданин, вселившись на законном основании в ведомственную квартиру, которая не включена в число служебных, приобретает, по сути, бессрочное право пользования данной жилой площадью и в дальнейшем, осуществив меры по приватизации указанного жилого помещения, может распорядиться им по своему усмотрению.

Предоставление же служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено лишь создать надлежащие жилищно-бытовые условия для выполнения служебных обязанностей военнослужащего, и носит временный характер. Служебное жилое помещение может находиться в домах любого жилищного фонда, в том числе переданных в хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений (ведомственных).

Следующим отличительным признаком, присущим только служебным жилым помещениям, является учет служебного жилья в органах местного самоуправления.

Согласно ЖК РФ (ч. 1 ст. 99), служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих на от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма служебных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Таким образом, представителями собственников в отношении служебных жилых помещений выступают уполномоченные органы государственной власти или местного самоуправления. Указанные органы также могут уполномочить отдельных лиц на решение вопросов о предоставлении данных помещений.

Прежде чем заключать с военнослужащими жилищные договоры, предусмотренные постановлением Правительства РФ «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» от 4 мая 1999 г. № 487, необходимо осуществить меры по переводу жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Министерства обороны или другого федерального органа исполнительной власти (ведомственный жилищный фонд), в служебные, т.е. меры по формированию служебного жилищного фонда, о которых говорилось еще в Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25 ноября 1996 г. № 1592. При этом Президент РФ названным Указом поручил Правительству РФ разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 г. начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Заметим, ни слова не было сказано в данном правовом акте о жилых помещениях, находящихся территориально вне закрытых и обособленных городков.

Однако законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений по расположению жилых помещений, подлежащих закреплению в качестве служебных. Поэтому Министерство обороны РФ может осуществлять меры по переводу жилых помещений в статус служебных (включению их в число служебных по ходатайству военного ведомства перед органами местной администрации) как в закрытых и обособленных городках (согласно упомянутому Указу Президента РФ Министерство обороны РФ обязано это сделать), так и на территории любого населенного пункта Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что лицо не может быть выселено со служебной жилой площади без предоставления другого жилого помещения, если оно прекратило трудовые отношения (в случае прекращения контракта о прохождении военной службы) с предоставившей его организацией до включения помещения в число служебных.

Анализируя вышеуказанные нормативные правовые акты, приходим к выводу: важнейшим характеризующим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения уполномоченных органов государственной власти, администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

По мнению начальника Главного квартирно-эксплутационного управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенанта В.В. Власова, в ближайшие годы объективно количество военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, будет снижаться, а доля нуждающихся в служебном жилье — возрастать. При этом с учетом средней продолжительности военной службы (25—30 лет) окончательный переход к обеспечению военнослужащих служебным жильем завершится к 2020—2025 гг.

 



2020-03-19 253 Обсуждений (0)
Понятие служебного жилого помещения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие служебного жилого помещения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)