Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Последователи Скорины и развитие частного книгопечатания



2020-03-19 2189 Обсуждений (0)
Последователи Скорины и развитие частного книгопечатания 4.75 из 5.00 4 оценки




Издательская деятельность последователей Скорины (С.Буднага и В.Тяпинского)

1490-1551

Совместно с меценатом Якобом Бавичем основал примерно в 1516 году издательство в Праге. В 1520 годы в Вильно. Историки выделяют Пражский и Виленский периоды.

Пражский – 1517-1520 годы. В это время им были напечатаны 23 книги «Библии». С религиозными и просветительскими целями.

Первая белорусская книга вышла в 1517 году «Псалтырь», наряду с этой книгой также входят «Книга Иова», «Притчи Соломона», «Экклезиаст»

 (1518) «Песнь песней», «Премудрости божьи», «Первая книга царств», «Вторая книга царств», «Третья книга и четвёртая книга царств», «Книга Иисуса Навина»

(1519) «Юдифь», «Книга судей», «Бытие», «Вход», «Руфь», «Эсфирь», «Плач Еремеи», «Книга пророка Даниила».

«Псалтырь» был выпущен 6 августа. Формат этой книги ¼ доли листка, использовано было 47 гравюр на дереве, заставки, кантовки, инициалы. Библия Скорины считается белорусским вариантом Библии Вульгата. Книги Франциск Скорина сопровождал историями, которые он писал самолично на белорусском языке. В своих предисловиях и послесловиях Скорина объяснял происхождение книг, особенности их сюжетов, символов, раскрывал значение Библии в религиозном и моральном воспитании человека. Говорил о демократизации книжности на территории Беларуси.

Виленский период – «Малая подорожная книга» (1522 год). Состояла из 23 отдельных частей, каждая часть нумеровалась по страницам. Был введён титульный лист и выходные сведения. Книга являлась не только молитвенником карманного формата, но и сборником со сфер информации научного и практического характера. «Псалтырь», «Часослов», «Акафист гроба господня», «Акафист архангелу Мише», «Акафист Иоану Предтече», «Акафист Богородице», «Акафист Иисусу», «Канон покаянный», «Шестидневный», «Канон Иоану Предтече», «Канон Богородице», «Канон святым Петру и Павлу», «Канон святому Николаю», «Канон Иисусу».    

Следующее виленское издание «Апостол». Единственная книга без картинок. Два цвета – чёрный и красный. Объём 300-400 страниц. Как и предыдущее издание, был напечатан на церковнославянском языке в белорусской редакции. Сопровождался 22 предисловиями и 17 послесловий.

Таким образом книжное наследие объединяется тремя названиями «Библия» (Прага), «Малая подорожная книжица» (Вильня), «Апостол» (Вильня). Тираж каждой книги насчитывал приблизительно 30-35 экземпляров.

Всего у Скорины было написано 50 предисловий и 62 послесловия. Они раскрывают христианские и гуманистические взгляды Скорины и свидетельствуют о том, что в те времена белорусская народность уже понимала своё историческое и культурно-языковое единство. Вся деятельность Скорины – это начало эпохи гуманистического возрождения Беларуси, которое характеризовалось общей демократизацией культуры и развитием средств литературы.

Первые книги Скорины вышли на бумаге высокого качества, после «Псалтыря» книги выходят на бумаге более низкого качества. Возможно, он закупал бумагу именно в Праге.

Упростил и унифицировал написание букв. Титулы были сведены до минимума. Он старался стандартизировать рисунок букв, но ему это удалось не до конца. В полиграфии появляются знаки «треугольник», «ромб», «чаша» и «косынка».

Иллюстрации в книгах Скорины делятся на три жанра:

· Гравюры и портреты

· Сюжетные иллюстрации

· Пояснительные изображения бытового характера

30 сюжетно-тематических иллюстраций.

Широко применяются заставки, концовки, инициалы, которые дополняли иллюстрацию и создавали единый ансамбль. По мнению исследователей, у Скорины работало не менее трёх граверов. Монограмма Скорины состояла из букв «Ф.С.»?

Всего известно 398 экземпляров издания Франциска Скорины, среди них 294 это пражские издания и 194 – виленские. Все его издания считаются редкими.

«Псалтырь» - известно только 2 экземпляра. В 1990 году в Беларуси было осуществлено факсимильное издание Библии Франциска Скорины, которое вышло в трёх томах и содержит все книги, напечатанные Франциском Скориной в Праге.

Последователи Скорины и развитие частного книгопечатания

Книгопечатание на территории ВКЛ, которое началось как кириллическое, со второй половины 16 века вытесняется изданиями на латинском и польском языках. Первая половина 17 в создаются частные книгоиздательства. Крупнейших магнатов (Воловичи), также дворяне (Кишки, Тяпинский), купцы ( Мамовичи). Только в Вильне в конце 16-17 веков существовало порядка 17 типографий. Наиболее популярные из них это Частная типография братьев Мамоничей, Яна Глебовича, Петра Кмиты, Василия Горобуды, выделяются также типографии Виленского православного храма и Виленской академии. Существовали типографии в Минске, Заблудове, Гойничах, Ашмянах. Продукция этих типографий пользовалась высокой популярностью в Европе.

Под опекой магнатов издавалась также литература и светского характера. Доминирующие позиции занимают латинский, польских и белорусский (называли русским) языки.

В 16-17 веках на территории ВКЛ 46% изданий были польскоязычными, 38% латиноязычными и только 10% создавали на старобелорусском или церковнославянском языке.

Во второй половине 17-18 веках типография Беларуси имеет следующие черты:

· Православные кириллические издания сменяют униатские. Развивается униатское книгопечатание, центрами которого становятся Вильна и Супрасывь.

· Начинают превалировать издания на польском и латинском языках. Расширяется издательская деятельность иезуитов.

· Расширяется и видовой состав изданий светского характера. Светскую литературу начинают издавать уже религиозные типографии.

· Демократизация книгоизданий. В одной типографии печатаются издания всех вероисповеданий.

· Появляются издательства государственного характера. Выбивается периодическая печать.

Типография в Бресте (основана в 1553 году) брестским старостой Николаем Радивилом Чёрным и учёным гуманистом Бернардом Воевудко. Первое произведение стало «Большой и малый катехизисы».

Издательство Станислава Гомилёуса в Бресте, которое издало первый сборник «Песни Божьи» и в последствии вышел ряд произведений, где критиковалось религиозное что-то.

Книгоиздательство в Несвиже связано с именами Матея Ковичинского, Симона Будного, Лаврентия Крижковского. Их спонсировал Астафий Волович. Из этой типографии вышли первые произведения на белорусском языке. 1562 год – «Катехизис». В Беларуси нет ни одного экземпляра. «Оправдание грешного человека перед Богом» (не сохранилась). Была написана в 1563-1570 годах.

Семён Будный – с 1572 по 1578 год занимался издательской деятельностью в Ловске. Ловск стал центром реформаторского книгоиздания.

 

С именем Франциска Скорины (около 1490, Полоцк – около 1551 г.), самого известного представителя Возрождения в Беларуси, связывается начало истории белорусского издательского дела.

Как известно, совместно с вильнюсскими меценатами Якубом Бабичем и Богданом Онковым он основывает первое белорусское издательство в Праге (Чехия) – не позднее 1516 г. – и второе, вместе с типографией, – в Вильнюсе в 1520-е гг. Соответственно в издательской деятельности Ф. Скорины выделяют Пражский и Виленский периоды.

Пражский период. Известно 23 книги Библии Ф. Скорины, которые были напечатаны в Праге в 1517-1519 гг. на церковнославянском языке в белорусской редакции как с религиозными, так и с просветительскими целями. В предисловиях и послесловиях он объяснял происхождение каждой из книг, особенности их сюжетов, образности и символики, раскрывал значение Библии в религиозном, нравственном и гражданском воспитании человека.

В состав Библии Ф. Скорины входят следующие книги:

В 1517 г. вышли - Псалтырь; Книга Иова; книги Притчи Соломона; книга Иисуса Сирахова и др.

В качестве основных источников перевода послужили чешская Библия 1506 г. и Вульгата (латинская Библия).

Виленский период. Около 1520 г. Ф. Скорина переехал в Вильнюс и основал в доме бурмистра Я. Бабича типографию.

Первое Виленское издание - "Малая подорожная книжка" (около 1522 г.). Это новый тип восточнославянского сборника, состоящий из 23 отдельных частей, каждая из них имеет свою нумерацию листов книжного блока (фолиацию) (итого – 435 листов), выходные сведения, часто встречается собственный отдельный титульный лист. В издании использованы гравированные отпечатки заставок, виньеток, орнаментированных инициалов. "Малая подорожная книжка" - это не только молитвослов карманного формата для путешествующих, но это и сборник со сведениями научного и практического характера.

В состав "Малой подорожной книжки" входят: писаные вещи, Псалтырь; Часословец; акафист Гробу Господню и др.

В 1525 г. появляется следующее Виленское издание – «Книга действия и послания апостольская, завемая Апостол». Это единственная из книг Ф. Скорины без гравюрных иллюстраций, хотя использованы многочисленные заставки и концовки, гравированные инициалы.

Как и предыдущие издания, он был на церковнославянском языке белорусской редакции, имел, как и “Малая подорожная книжка”, большую связь с традициями белорусской и восточнославянской книжности.

Таким образом, книжное наследие Ф. Скорины объединено под тремя общими названиями - "Библия" (Прага, 1517-1519. 23 книги), «Малая подорожная книжка» (Вильнюс, около 1522. 23 части), “Апостол” (Вильнюс, 1525), насчитывает 47 книг.

Одну из главных ролей в раскрытии христианских и ренессансно-гуманистических взглядов Ф. Скорины играют предисловия (всего 50), а также послесловия (всего 62).

Впервые Ф. Скорина ввел в практику кириллической печати титульный лист: в пражских изданиях – это лишь общий титул к "Библии"; в виленских изданиях титул встречается чаще. Издал первую в восточнославянской истории иллюстрированную Библию; ввел новую фолиацию (листовую вместо тетрадной); непонятные слова Ф. Скорина в “Малой подорожной книжке” и "Апостоле" объяснял на полях в соответствии с тогдашним белорусским языком. Главной своей миссией считал послужить «людям посполитым», узнать мудрость и науку. Деятельность Ф. Скорины - начало эпохи гуманистического Возрождения в Беларуси, обозначенного демократизацией культуры и развитием светской литературы.



2020-03-19 2189 Обсуждений (0)
Последователи Скорины и развитие частного книгопечатания 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Последователи Скорины и развитие частного книгопечатания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)