Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Издательская и просветительская деятельность православных братств, крупнейших католических и униатских типографий в ВКЛ.



2020-03-19 807 Обсуждений (0)
Издательская и просветительская деятельность православных братств, крупнейших католических и униатских типографий в ВКЛ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Начиная с конца XVI в. одно из ведущих мест в белорусском книгоиздании занимали православные братства, что стало возможным после утверждения в 1589 г. устава Виленского Троицкого (позже Свято-Духова) братства, в котором предусматривалось создание школ и типографии для издания книг на греческом, славянском, “руськой” и польском языках. Вопросы организации братского книгопечатания выносились на рассмотрение брестских соборов 1590, 1591, 1594 гг., согласно соборным решениям которых предписывалось: монополизация белорусского и украинского братского книгопечатания в Виленской и Львовской типографиях, установление епископальной цензуры, организация комиссии правщиков-корректоров, финансирование издательской деятельности за счет средств, собранных во всех епархиях Киевской митрополии. Православным братствам удалось отстоять право на издание книг различного содержания. Обострение общественно-политической борьбы после принятия унии 1596 г. преобразовала прежние соборные решения в номинальные. Практически вопросы организации книгопечатания, его финансирования и сбыта книг стали внутренним делом братств.

С середины 1590-х гг. активной издательской деятельностью определяется Виленская братская типография, основанная при Виленском Свято-Духовом монастыре, которую возглавил Стаффан Зизаний.

Первое известное издание датируется 1595 г.

В 1595-1596 гг. вышло около 11 изданий. После Брестской унии 1596 г. несколько лет типография не действовала. Возможно, между 1597-1607 гг. здесь был издан "Часовник", а около 1600 г. вышел "Катехизис". До 1610 г. печатались произведения Мелетия Смотрицкого, Стефана и Лаврентия Зизаний. После печати братством на польском языке в 1608-1610 гг. полемических произведений М. Смотрицкого (вышли как анонимные) типография специальным приказом от 07.05.1610 г. Сигизмунда III Вазы была закрыта, арестованы ведущие деятели братства, в том числе ректор братской школы Леонтий Карпович. Братство вынуждено было в 1611 г. перенести свою издательскую деятельность в местечко Евье (около Вильнюса), находившееся под шляхетской юрисдикцией, охранявшее братство от униатского вмешательства. В 1615 г. деятельность братской типографии в Вильнюсе была возобновлена, хотя с 1618 г. до середины XVII в. (1652 г.) издания выходили то в Вильнюсе, то в Евье. Действовала Виленская типография до 1749 г., пока пожар не уничтожил монастырь Святого Духа.

 В Евьевской типографии, которая была основана Виленским Свято-Духовым братством в 1610 г. и просуществовала до середины XVII в., было напечатано более 25 изданий, преимущественно на церковнославянском языке: “Новый Завет с Псалтырем” (1611), “Диоптра” (1612), “Две проповеди” Леонтия Карповича (1615), “Букварь старославянского языка" (1618), "Грамматика славянская" М. Смотрицкого (1619) и др. Четыре издания в Евьевской типографии вышли на белорусском языке, например "Евангелие учительное" Каллисто (1616). До 1620 г. типографию возглавлял Леонтий Карпович, а потом игумен Евьевского Успенского монастыря печатник Г. Иванович. Впервые в истории белорусского братского книгопечатания здесь использована металлогравюра светского содержания ("панегирик на брак Александра служки, воеводы Минского”, 1634). Деятельность типографии была прекращена из-за ослабления Виленского братства и войн.

К братским можно отнести Кутеинскую типографию, в деятельности которой активное участие принимали могилевские и оршанские братчики. Действовала типография с 1631 (или даже 1630) - 1654 гг. при Кутеинском Богоявленском монастыре. Издавала книги богослужебного, молитвенного, духовно-поучительного и просветительского содержания на церковнославянском и старобелорусском языках.

Значительную роль в организации братской печати в Кутейне (а также и Могилеве) сыграл Спиридон Соболь, приглашенный игуменом Иоилем Труцевичем.

 Спонсором типографии выступал Б. Стецкевич. В первые два года деятельности типографии ею руководил С. Соболь, выдавший в это время “Молитвы ежедневные”, “Букварь” – в 1631 г., “Часослов” (1632), допечатал Киевский “Апостол” (1632). В 1635 г. С. Соболь уже работает в Буйничах, где издает “Псалтырь” и продолжает помогать кутеинским монахам приобрести собственное оборудование, отливающее для них из своих матриц шрифты. Издательское же дело в Кутейне продолжает Иоиль Труцевич, автор многочисленных предисловий к кутеинским изданиям. В это время выходят 11 названий книг, некоторые из которых неоднократно переиздаются.

При типографии существовала также переплетная мастерская. Кроме того, книги переписывались.

Привилегией короля Владислава IV от 19.03.1633 г. гарантировалось право на издательскую деятельность Могилевскому православному братству.

Братские издатели ориентировались на древнерусскую, древнебелорусскую культуру. Однако они в определенной мере восприняли и некоторые философские мировоззренческие идеи античности, раннего христианства.

В братских типографиях вышли несколько грамматических и лексикографических изданий: "Грамматика славянская" Л. Зизания (1596), "Грамматика славянская" М. Смотрицкого (1619), "Лексикон славянороский" П. Беринды (1653). Массовыми тиражами выходили школьные учебники (азбуки и буквари). С 1590-х гг. до 1654 г. белорусские типографии выпустили 16 букварей (из них 8 братских) - более половины всех аналогичных изданий, изданных в то время в восточнославянских землях. Особое место в жанровой структуре занимала полемическая публицистика, направленная против Контрреформации, католической экспансии, церковной унии.

С начала деятельности до 1654 г. братские издательства выпустили 17 книг на белорусском языке, 1 с параллельным польским переводом ("Проповедь святого Кирилла“, 1596), а также двуязычный «Лексикон славянороски» Памвы Беринды, что составило примерно 22% от всех сохранившихся изданий. Если же учесть и издания с фрагментами и разделами белорусскоязычных текстов, то набирается 53%.

В середине XVII в. в связи с длительными войнами, разорением братств, ухудшением общественно-политических условий издательская деятельность почти всех братств прекратилась. Только Могилевская Богоявленская типография в конце XVII-начале XVIII в. продолжала выпускать в основном литургические издания на церковнославянском языке. Окончательно братское книгопечатание перестало существовать в последние десятилетия XVIII в., после разделов Речи Посполитой. До нашего времени дошло всего 87 кириллических изданий и 25 напечатанных латинским шрифтом. Братские книжные издания сыграли важную роль в развитии различных сфер белорусской культуры, языка, письменности. Издательская продукция белорусских братских типографий широко распространялась на Украине, попадала в Россию.

Начиная со второй половины XVI в. в Беларуси разворачивается контрреформация, в книгоиздательское дело активно включаются католические ордена.

Типография Виленской академии иезуитов существовала в 1586-1805 гг. и являлась наиболее значимым центром книгопечатания в ВКЛ.

Ежегодно в типографии выпускалось около 15 изданий на польском и латинском языках: учебники для академии и народных школ, полемическая и церковная литература, жития святых, теологические и философские произведения, а также светская литература: песенники, либретто опер, исторические документы. Издавалось многочисленное количество панегириков, написанных в большинстве членами Виленского и Несвижского коллегиумов; словарей научных монографий и диссертаций и др. Среди напечатанных книг определяются такие, как Статут ВКЛ 1588 г. (1693), История ВКЛ (1760, 1763), серия учебников по истории Англии (1758) и Курляндии (1759) Ф. Упрецкого, по истории Польши и ВКЛ Казимира Головки (1753, 1763, 1771), а также учебники Аристотеля, греческая грамматика М. Карвацкого, 1725; латинские и литовские грамматики и др.

В типографии выпускались также календари (с 1737 г.), газеты и журналы (с середины XVIII в.).

Книгоиздательской деятельностью отличился униатский орден базильян. Право создания типографий для обслуживания униатской церкви было подтверждено королевской грамотой от 2 августа 1595 г. однако первоначально книжные нужды церкви обеспечивала типография Мамоничей. Уже в 1595-1597 гг. здесь были напечатаны произведения И. Патея в защиту Брестской церковной унии, а с 1600 г. типография главным образом занималась выпуском униатской литературы. В 1601-1625 гг. вышло 71 издание, включая более 20 полемических произведений П. Федоровича, И. Патея, И. Мараховского, Л. Кревзы, И. Руцкого, А. Селявы. По заказу униатской церкви печатаются Евангелье (1600), первые византийско-славянские литургические книги в католической версии: Служебник (1617, на средства Л. Сапеги) и Требник (1618). До этого в литургическом обиходе униатов были книги православного происхождения.

После 1624 г. Лявон Мамонич передает свою типографию ордену и на ее базе в XVII-начале XIX в. начинает работать Виленско-Троицкая (базилианская) типография (1628-1839). Действовала типография при монастыре св. Троицы. Первые известные книги базилианской типографии – «Катехизис» (1628) и «Служебник, или Литургикон» (1691). Известно, что во время московской оккупации 1655 г. был уничтожен печатный пресс. Появились, видимо, и другие причины, так как деятельность типографии в 1692-1766 гг. была остановлена на 70 лет.

Второй период деятельности Троицкой типографии приходится на 1767-1800 гг. Книги выходили на славянском, польском, латинском и французском языках. В 1778-1809 гг. вышло около 67 книг на кириллице (9-униатские, остальные-старообрядческие), в их числе Псалтири, временщики, каноники, поучения Иоанна Златоуста, произведения авы Дорофея, Ефрема Сирина и др.

Основной книжной продукцией типографии были учебники, буквари, словари для школ ордена, религиозная литература «Букварь славянского языка» (1767, 1782); «Букварь польского языка» (1783); «Жития святых» К. Масини (в 13 т., окончена в 1786 г.); «Лексикон географический» с двумя картами Иллариона Карпинского (1766).

В конце XVIII в., в эпоху Просвещения, значительную часть репертуара составляла художественная литература. В типографии выполнялись также заказы виленских бернардинцев и доминиканцев.

Как отмечают исследователи, Вильнюс был основным поставщиком униатской книжной продукции для Беларуси, а также Украины.

Супрасльская типография. Наиболее значимым центром униатского кириллического книгопечатания с конца XVII в. становится Благовещенский монастырь в Супрасле, где Кароль Радзивилл и митрополит Циприян Жаховский в начале 1690-х гг. организовали типографию (действовала до 1803 г.).

Первая книга типографии в Супрасле – «Служебник, или Литургикон» (1692-1695) - начала печататься еще в Вильнюсе и была завершена в Супрасле. Над ее оформлением работал известный гравер Леонтий Тарасевич, который впервые в истории белорусской кириллической книги использовал медерит. К концу XVII в. вышли еще два издания, оба кириллических «Житие Онуфрия, царевича Перского» – 1696 г. - оригинальный памятник белорусской агиографии конца XVII в., созданный базилианином Иосифом Петкевичем – и «Последование пострига» (1697 г.) – первый кириллический памятник нотопечатания. После смерти Ц. Жоховского в 1697 г. монахи вернули оборудование типографии в Вильнюс, приостановив деятельность собственной типографии.

С начала XVIII в., благодаря усилиям главы базилианского ордена Льва кишки, типография возрождается и расширяется, превращается в крупную централизованную мануфактуру, которую возглавлял префект (заведующий), с 15-ю и более рабочими.

Однако в последние годы XVIII в. издательская деятельность типографии сокращается из-за неблагоприятных политических условий и возросшей конкуренции. В 1803 г. приказом прусских властей типография была продана Белостокскому купцу Аарону.

Известно 22 (или 14) издания XVIII в. униатского ордена базилиан в Минске - в основном официальная литература на польском и латинском языках. Всего в 1628-1800 гг. базилиане ВКЛ напечатали около 1080 книг, большинство из которых на польском, латинском и церковнославянском языках, 40% – светская литература.



2020-03-19 807 Обсуждений (0)
Издательская и просветительская деятельность православных братств, крупнейших католических и униатских типографий в ВКЛ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Издательская и просветительская деятельность православных братств, крупнейших католических и униатских типографий в ВКЛ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (807)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)