Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы конфуцианства



2020-03-19 454 Обсуждений (0)
Основные принципы конфуцианства 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1. Развитие идей Конфуция

Биография Конфуция

Основные принципы конфуцианства

Глава 2. Значение идей Конфуция

Этико-политическое учение Конфуция

Роль Конфуцианства

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В наши дни очень сложно найти человека, который никогда не слышал о конфуцианстве. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - основатель данного учения, еще его можно встретить под именем Кун-цзы или Кун-фуцзы, так его имя звучит в Китайском произношении. Его так же называют учителем, первым педагогом Китая, т.к. его вклад носит очень большую значимость в развитие педагогической мысли. Конфуций стал идеалом нравственности, стал воплощать мудрость для миллионов людей. На знания и высказывания Кун-цзы опираются философы, политики, ученые всего мира. Слова, произнесенные когда-то Учителем, можно до сих пор встречать даже среди малообразованного китайского населения и это захватывает.

Прежде всего, Конфуций известен как автор этико-политического учения, главной частью которого был человек-член общества, член семьи. Он дал начало не просто учению, а его руками был рожден новый смысл жизни для многих людей по всему миру. По конфуцианским принципам сейчас живет Китай, Вьетнам, Сингапур. Стоить обратить внимание, что эти принципы проникли в национальную культуру настолько, что люди не замечают, как выражаются словами Великого Конфуция.

Конфуцианство как некая философия, как учение получило свое начало спустя три века после смерти своего родоначальника и существовало всецело более двух тысяч лет. В Китае учение известно под названием Жу-цзяо, «религии ученых». Одной и, наверное, главной чертой отличия, на мой взгляд, является то, что в нем не упоминается о том, кто заложил фундамент учения и о его идеях.

Последователи Конфуция записали его высказывания и представили его этико-политическое учение в книге «Лунь Юй» (6 в. до н.э.). В переводе название означает «Беседы и суждения». Данный труд состоит из кратких записок, бесед Учителя с его учениками и здесь же дается описание некоторых его поступков.

Свой жизненный путь он сумел описать очень кратко и лаконично: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 - сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет - я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала». В своем учение Конфуций приобретает вид как человек и как идеал традиции. Он желал видеть в людях следование к добровольному соблюдению норм поведения, которые для него были священны и неизменны. Он стал ориентиром в нравственности всего Китая. Многогранность его взглядов и писаний включает в себя совокупность этических, духовных и социальных норм. Эти правила относились к воспитанию человека, определяли поведение в малой и большой семье, на службе и в мире в целом.

На протяжении времен то, что преподносил нам Конфуций, меняло свои черты, но неизменным оставался смысл. И сейчас мы можем видеть, что Конфуцианство стало олицетворять собой политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми повсюду. Мой интерес вызывает само учение Конфуция.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение этико-политического учения Конфуция и выявление актуальных проблем данного учения.

Задачи, которые я ставил перед собой:

·   Исследование Конфуцианства;

·   Проанализировать и систематизировать полученные результаты;

·   Разобрать полученные результаты на актуальность в наше время.

Методы исследования:

·   Анализ литературы

·   Абстрагирование

·   Обобщение и сравнение


Глава 1. Развитие идей Конфуция

Биография Конфуция

 

Конфуцианство (по имени китайского мыслителя Кун-цзы - Конфуция; латинизировано как Confucius) - этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

Конфуцианство основано Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н. э.).

Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.

По мнению китайских летописцев, Конфуций происходил из богатого рода, его предки занимали важные административные и военные посты в древнем китайском государстве. Отцом будущего великого учителя был воин Шулян Хэ, у которого в первых двух браках так и не родилось наследника. В возрасте 63 лет он решается взять наложницу, чтобы она родила ему сына. Матерью мальчика стала 17-летняя Янь Чженцзай. Конфуций родился в 551 году до нашей эры в царстве Лу (нынешний Шаньдун).

Но вскоре отец Конфуция умер, мать бежала из его дома, опасаясь гнева законной жены Шулян Хэ. Всю свою жизнь она решила посвятить воспитанию ребенка, которому уже с детства пророчили великое будущее. О детстве будущего философа известно мало. Он не любил обычные детские игры, предпочитая играть в проведение древних церемоний или жертвоприношений. Это был послушный, тихий и очень рассудительный ребенок.

Когда Конфуцию исполнилось 8 лет, его отдали в общественное училище, в котором детей учили читать, считать, слушать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей. Конфуций настолько прилежно и ответственно учился, что в 17 лет его уже назначили помощником учителя. Закончив образование, он стал чиновником по желанию своей матери, получив не самую выдающуюся должность торгового пристава.

Его обязанностью был контроль за припасами на рынках.

Несмотря на невысокий пост, Конфуций очень добросовестно относился к работе: каждый день внимательно осматривал овощи, мясо и хлеб в лавках, преследовал нечестных торговцев, знакомился с бытом земледельцев. Такой подход к делу приносил блестящие результаты, и скоро Конфуций стал очень уважаемым человеком. Все свободное время Конфуций посвящал учению. В возрасте 19 лет он женился на девушке из знатной семьи Ки-коан-ши, вскоре у них родился сын, потом дочь. Конфуция к тому времени назначили инспектором пахотных полей. Сам князь Лу лично знал Конфуция и разрешил ему отменять старые порядки и вводить новые. И на этой должности он ревностно исполнял свои обязанности, так, что вскоре жизнь земледельцев улучшилась, поля стали приносить много урожая, породы домашних животных совершенствовались.

В 528 году до нашей эры умерла мать Конфуция, и по древним обычаям он оставил службу и три года провел в уединении, совершенствуя свое образование. Через несколько лет постоянного самообразования он достиг основ своего учения, которое проповедовал всю оставшуюся жизнь. Конфуций стал известным на весь древний Китай, к мудрецу приходили люди со всех сторон света, прося совета или ища помощи. Его слава распространилась настолько, что его назначили Министром правосудия, а это считалось в те времена очень ответственной должностью.

Конфуций очень много сделал для своего царства Лу, которое быстро развивалось и порождало зависть правителей других царств. Клевета, заговоры и наветы вынудили Конфуция покинуть родное царство и путешествовать по стране, набирая новых учеников и распространяя свое учение. Но нигде он не останавливался, как бы его не умоляли: «мой мозг распространяется на всех людей без различия», говорил учитель.

В возрасте 60 лет Конфуций вернулся в царство Лу и до конца своей жизни обучал учеников, систематизировал древние книги Ши-цзин и И-цзин.

Умер Конфуций в 479 году до нашей эры.

По материалам бесед с учителем и его высказываний ученики составили книгу «Лунъюй». Сам Конфуций при жизни написал произведение «Чуньцю», авторство остальных книг, приписываемых ему, точно не установлено. Основы конфуцианской мудрости излагаются в 2-х группах канонических текстов: «Пятиканоние» и «Четверокнижее». При изучении социальных и религиозных аспектов конфуцианства обычно обращаются к третьей книге «Четверокнижия» - «Лунь-юй» (книга бесед и суждений).

Феномен значительного воздействия конфуцианства на социальные нормы Китая и длительного их воспроизводства в общественной культуре связан с таким обстоятельством: данное мировоззрение основывается на многовековых верованиях китайцев и отвечает их представлениям о гармонии человека с окружающим миром.

Сам же Конфуций подчеркивал, что выступает в качестве систематизатора духовного опыта предшественников и древних традиций. Он говорил: «Я не создаю нового, а обращаюсь к традициям прошлого, так как тот, кто не знает прошлого, обречен на неудачу». Таким образом, характерной чертой всего учения является культ прошлого. Конфуций принимает традиционный культ Неба (Тянь), следует ритуалу почитания духов предков, выражает уважение мифическому человеку Паньгу, божеству Шан Дин. Также Конфуцием обоснованы нормы социально-этического характера, которые выражены в ключевых концепциях конфуцианства. Они обозначаются как: «хэ» - социальная гармония, «жэнь» - человечность и «ли» - ритуал.

Конфуций за основу учения принимает постулат, что в мире существует всеобщий порядок, который отражается как в природном, так и человеческом мире. Принцип общественной гармонии заключается в том, что каждый должен следовать согласно своему предназначению.

Концепция «хэ» - социальная гармония - устанавливает нормы социального общения. Основное требование заключается в безоговорочном послушании всех подчиненный - начальникам, а всех младших - старшим.

Согласно концепции «жэнь» - человечность - смысл жизни человека заключается в служении обществу, людям и идеалам. Лучшее средство проверки человека - способность к проявлениям любви - трудолюбие на работе, внимательность дома, искренность по отношению к другим людям.

В конфуцианстве разработан идеал человека китайского общества - цзюнь цзы (благородного мужа). Благородный муж является искренним и радушным человеком, храбрым и рассудительным, внимательным в своих словах и делах. Он руководствуется человечностью по отношению к другим.

Уважение является основой правильного общения. Благородный муж сначала обдумывает свои шаги, а потом действует решительно. Он равнодушен к соблазнам тела и благополучию.

Конфуцианство предлагает принципиально такую стратегию формирования взаимоотношений между человеком и окружающим его миром, в основе, которой положена активная познавательная деятельность человека. Познание универсальных этических норм необходимо для правильного служения обществу. И существует мнение, что человек может достигнуть внутренней гармонии и гармонии с самим собой только тогда, когда он подчинят свои интересы интересам общества.

Достаточно большое внимание в конфуцианстве отводиться к «ли» - церемониалу, ритуалу. Существует мнение, что в ритуале заключается жизнь, он совершается «сам по себе» и наполняется священным содержанием.

Люди, участвующие в нем, должны проникнуться серьезностью и искренностью. Еще одной самобытной чертой конфуцианства является то, что в нем отсутствуют профессиональные служители культа. Церемонии и обряды проводятся авторитетными знатоками учения. Обращение к духам усопших предков является обязанностью и правом старшего мужчины в семье.


Основные принципы конфуцианства

 

Конфуцианство собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.

Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:

.   Люди привычки, которые живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не пытающиеся что-либо изменить.

.   Люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями.

.   Люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование.

.   Люди, живущие по законам добродетели.

.   Люди, совершенные во всех отношениях.

Согласно доктрине люди каждой из категорий могли совершенствоваться или регрессировать, смотря, какую волю, они используют для своих дел: добрую или злую. За злые поступки людям было предписано получать наказание, а за добрые - вознаграждение.

Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления государством. Основной этический принцип конфуцианства - это гуманность. Этот принцип является главным в семейной и общественной жизни человека. Он достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе. Эти законы предписывали уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, вежливость, преданность государству.

Согласно конфуцианству постигнуть законы гуманности могут только «благородные мужи» - представители господствующих сословий, простым людям это понимание недоступно. Учение прямо противопоставляет эти социальные слои, обосновывая превосходство одних над другими.

Правители в конфуцианстве являются посланниками неба, а сама власть божественной, причем много внимания уделялось вопросам гуманного управления. Гуманное управление состояло в четком следовании своим обязанностям. Конфуцианство призывало государственных служащих к мудрому управлению, показывая пример благородства собственным примером и не обременять народ строгими повинностями и налогами.

Как моральная доктрина конфуцианство призывало к познанию воли небес, согласованию их с желаниями сердца и строгому исполнению предписанных законов и ритуалов, основываясь на их понимании и принятии за путь жизни. Этика конфуцианства стремилась закрепить принцип справедливости в отношениях между людьми в системе государственного управления.

Основные принципы конфуцианства следующие.

Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».

Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов - обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.

Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям.

Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».

Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая.

Общество, по мнению Конфуция, должно напоминать сложный механизм, который может работать лишь в том случае, если каждая его часть будет находиться на своем месте и содержаться в порядке.

Идеал государственного устройства, с точки зрения Конфуция, заключается в следующем: верховный правитель имеет безграничную власть, но он должен обладать высокими моральными качествами и внимательно прислушиваться к советам умных, образованных людей (Конфуций называл их термином «жу» - «ученые»).

Опора государства - семья, где высшая власть принадлежит отцу, а все домочадцы обязаны оказывать ему уважение и повиноваться.

Подчиненный точно так же обязан оказывать уважение и беспрекословно повиноваться начальнику, тот - еще более вышестоящему начальнику и так далее.

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. Управление государством должно основываться не на страхе или насилии, а на почтении к старшим по возрасту и правителям, уважении к традициям.

Правители и чиновники должны соответствовать качествам «благородного мужа». Государство должно стать для всех одной большой семьёй. Воспитание молодёжи должно строиться на противопоставлении «благородного мужа» «низкому человеку» (рис.1.).

 

Рисунок 1.- Конфуцианство. Управление государством

 

Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов.

На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.

Формула Конфуция «Управлять - значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных.

Она стала одним из определяющих принципов социальной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.

Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.

Конфуцианство - термин, введенный европейцами; в китайском языке, нет такого эквивалента. Сами китайцы называют это учение «школой образованных людей» или «школой ученых книжников».

Древний мудрец и мыслитель создавал свое учение в период сильных политических и социальных потрясений. Ослабление центральной власти, беспорядки, кровопролитие и анархия - вот какой была окружающая реальность. Неудивительно, что Конфуций в противовес этому пропагандировал такое устройство общества, которое будет образцом спокойствия, гармонии, порядка.

Согласно его взглядам, каждый член общества, начиная от последнего бедняка и заканчивая императором, должен четко знать свои права и обязанности, а также безукоризненно исполнять свой долг.

Сыновья почтительность возводилась Конфуцием в ранг величайшей добродетели, а любое противодействие родительской власти, напротив, считалось величайшим грехом. Именно такая модель общественного устройства господствовала в Китае вплоть до недавнего времени.

Даже в эпоху Мао Цзэдуна, когда конфуцианство не только порицалось, но и подвергалось гонениям, оно сохранило большое влияние на все стороны жизни китайского народа.

 




2020-03-19 454 Обсуждений (0)
Основные принципы конфуцианства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы конфуцианства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)