Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этико-политическое учение Конфуция



2020-03-19 1433 Обсуждений (0)
Этико-политическое учение Конфуция 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конфуцианство - это этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет.

В эпоху войн и феодальной раздробленности конфуцианство пыталось стать мировоззренческой основой укрепления общественного строя и сложившихся форм государственного управления, призывая строго соблюдать древние традиции. Нужно отметить, что философия Конфуция носит традиционалистский характер, то есть он идеализировал определенные предками принципы взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

Основные положения учения изложены в трактате «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»).

Собственно общая управленческая направленность конфуцианства сводила отношения «начальник-подчиненный» к модели отношений «отец-сын». При этом конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых, т. е. людей соответственно умственного, управленческого и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им в рамках заявленной «семейной модели».

Поэтому главными здесь были вопросы этики, морали и управления государством. Отсюда вполне правомерно считать именно конфуцианство первой философской концепцией менеджмента, где правление рассматривалось как этическая доктрина.

Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.

Согласно Конфуцианству постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы («благородные мужи»). Они же - представители высших слоев общества. Простолюдины - сяо жэнь (дословно - «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающееся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера Конфуцианства. Конфуцианство, уделяя большое внимание вопросам гуманного управления, опиралось на идею обожествления власти правителя, существовавшую до Конфуция, но им развитую и обоснованную. Император объявлялся «сыном неба» (тянь-цзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Конфуцианство, считая, что «управлять - значит исправлять», придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция, смысл которых в различных переводах сводится к следующему: государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном.

Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями. Это, по мнению Кун Фу-цзы, должно было способствовать усилению главного элемента управления государством. Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал мысль о том, что народ имеет право свергнуть жестокого правителя путём восстания. Эта мысль определялась в конечном итоге сложностью социально-политических условий, острой классовой борьбой и войной между царствами.

В такой обстановке в конфуцианстве, направленном на укрепление существующего общественного строя, допускалась иногда критика отдельных правителей с противопоставлением им «мудрых» и «добродетельных» государей древности - Яо, Шуня, Вэнь Вана и др.

К этому относится и проповедь конфуцианством социальной утопии об обществе Да тун («Великого единения»), так называемого «золотого века» в истории Китая, во времена которого предположительно не было войн и распрей, существовали́ равенство людей и подлинная забота о народе.

Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других идеологических течений, в особенности легизма, что являлось объективной необходимостью в условиях создания централизованной империи, для управления которой требовался гибкий и разветвленный административный аппарат.

Трансформация конфуцианства, в основном путем третирования самого учения и его сторонников, происходила во времена правления династии Цинь. Император Цинь Ши-Хуан-ди (III в. до н.э.) особо жаловал философов школы фа-цзя, или «легизма» (от лат. «lex» закон).

Наиболее известные из них Хань-Фей и Шень-Бухай создали концепцию, по которой единственным приемлемым инструментом управления низменной природой человека является отнюдь не «жень», а «фа» - закон.

Несмотря на пропаганду жесточайших наказаний, часто не совместимых с деяниями и методами откровенной манипуляции общественным сознанием невежественного народа, легизм укрепил управленческую практику, разработанную Конфуцием.

Итак, со временем во главе нового управленческого аппарата стали конфуцианцы, овладевшие наукой управления на базе патернализма, традиций и освоившие легистские методы управления на основе законов и наказаний.

Реформированное Конфуцианство эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу (II в. до н. э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией, космологическими взглядами даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя), укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии.

В 136 году до н. э. при императоре У-ди конфуцианство было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти.

Проанализировав в общих чертах эволюцию конфуцианства, следует отметить, что она происходила в направлении усиления религиозно-мистических и даже реакционных черт. В учении на первый план начинают выходить положения о Небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли Неба, о божественном происхождении власти государя - «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной.

Таким образом, конфуцианство как господствующая идеология, как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль.

Выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции, учение ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в VII-VIII веках.

Главную роль в этом направлении сыграл известный писатель и мыслитель Хань Юю (768-824), выступивший с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства.


Роль Конфуцианства

 

Конфуцианство - этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

Как и некоторые другие восточные религии, Конфуцианство часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.

Большое внимание уделял Конфуций отношениям между правителем и народом. В основе его представлений об этом лежит одна идея: правитель - думающая личность, а его подданные - серая безликая масса, призванная слепо ему повиноваться. Конфуций не верил, что простой народ в состоянии познать его учение. «Ничтожный человек,- говорил он,- не способен познать веление Неба и не боится его, он презирает великих людей и оставляет без внимания речи совершенно мудрых».

В конфуцианской книге «Цзя-юй» отношения между правителем и народом уподобляются отношениям «между всадником и лошадью». «Всадник» - это император, наделенный великой мудростью, а «лошадь» - народ, не способный к самостоятельным поступкам. Император управлял народом не непосредственно, а при помощи «узды» и «вожжей» - чиновников и законов. «Древнее правление,- говорилось в названной книге,- было таково. Сын Неба считал придворных вельмож своими руками, добродетель и закон - уздой, чиновников - вожжами, уголовные наказания - стимулом, народ - лошадьми.

Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно ровно держать вожжи и прибегать к стимулу, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом - лошади сами собой побегут».

Этико-политические взгляды Конфуция и его последователей в форме ортодоксального конфуцианства легли в основу духовной жизни старого Китая. И какую бы сторону этой жизни ни рассматривать - взаимоотношения между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки,- везде заметно влияние конфуцианских идей.

Каждый китаец во всем должен был руководствоваться конфуцианской моралью, и пусть он не мог прочитать сложных изречений в древних конфуцианских книгах - не это считалось главным. Главное было воспитать любого человека в духе нравоучений Конфуция. «Учение Конфуция,- писал академик В. М. Алексеев,- пронизывая на протяжении веков всю общественную жизнь Китая, не могло не всосаться в кровь народа».

В отличие от мифических богов Конфуций был реальным человеком. И если другие религии обещали верующему блага в потусторонней жизни, то конфуцианство заботилось, прежде всего, об устройстве жизни на этом свете. Низы общества верили в провозглашаемые человеколюбие, добродетель, справедливость, проповедуемые Конфуцием, поддерживали конфуцианский словесный протест против жестокости, алчности, лицемерия.

Эксплуататоры видели в конфуцианстве залог соблюдения раз навсегда данных устоев, сохранения установившихся в классовом обществе порядков, оправдания повиновения нижестоящих вышестоящим. Жестокое угнетение китайских трудящихся прикрывалось конфуцианской проповедью строжайшей морали и любви к народу.

Учение Конфуция развивали и переосмысливали его последователи. Одним из видных последователей Конфуция был Мэн-цзы (372-289). Он родился в области Цзоу, на территории современной провинции Шаньдун.

Здесь же, в княжестве Лу, около двух столетий назад жил его великий предшественник Конфуций. Мэн-цзы много путешествовал по стране, ведя многочисленные беседы, в которых излагал сущность своего учения.

Его попытки убедить местных правителей следовать его учению были не слишком успешны. Вернувшись в княжество Лу, он посвятил последние годы жизни разработке своего учения, которое было зафиксировано в книге, носящей его имя: «Мэн-пзы». В своей книге Мэн-цзы развил многие положения учения Конфуция и попытался решить ряд новых проблем.

Мэн-Цзю отстаивал незыблемость конфуцианского деления людей на «благородных мужей» и «ничтожных людей». В его трактате говорится: «Одни заняты умственным трудом, другие - физическим. Занятые умственным трудом управляют людьми, а работающие физически управляются людьми. Управляемые кормят людей, а управляющих кормят люди».

Мэн-цзы развил конфуцианское учение о Сыне Неба: Небо дает «мандат» на управление страной тому, кто отличается человеколюбием в отношении родителей и народа, кто любит народ, т. е. Небо по своей воле передает Поднебесную в управление достойному. Получивший же власть не может сам передать Поднебесную другому человеку без воли Неба.

Таким образом, предполагалось смягчить социально-классовые противоречия в обществе и ограничить абсолютную власть правителя.

Мэн-цзы одобрял монархический строй, он часто повторял слова Конфуция: «Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей». Однако, как и Конфуций, он был сторонником ограничения власти правителя с помощью конфуцианских сановников и воли Неба: верховная, целенаправленная сила - Небо - не говорит, а ниспосылает свою волю и свои веления через Сына Неба. Последний, если плохо правит, может вызвать гнев Неба. А чтобы этого не случилось, ученые-конфуцианцы должны оказывать влияние на правителя, предугадывая знамения Неба.

Так обосновывалась правомерность устранения с трона правителя, нарушившего конфуцианские этико-политические нормы.

Этико-политическое учение Конфуция нашло дальнейшее развитие в трудах выдающегося мыслителя Сюнь-цзы. Его книга «Сюнь-цзы» представляет собой по существу синтез философской и общественно-политической мысли древнего Китая. Сюнь-цзы, так же как и Конфуций, считал Небо единственным источником происхождения всех вещей, в том числе и человека. Однако если Конфуций наделял Небо способностью фатально определять судьбу людей, то Сюнь-цзы отвергает волю Неба, его божественную силу, отрицает способность Неба определять положение дел в государстве.

Сюнь-цзы пытался с наивно-материалистических позиций объяснить причину обожествления Неба людьми неспособностью человека понять источник происходящих в природе скрытых процессов. «Человек,- пояснял он,- знает лишь то, чего достигают вещи в своем развитии, и не представляет себе самих этих невидимых изменений - поэтому он называет их „небесными"».

Такое материалистическое объяснение причины обожествления Неба, по существу, подрывало учение Конфуция и Мэн-цзы о воле Неба как божественной силе, определяющей судьбу людей.

В соответствии с новыми социально-экономическими и политическими явлениями жизни китайского общества, философски переосмыслив этико-политическое учение Конфуция, Сюнь-цзы оказал большое влияние на последующее развитие китайской философии.

Древнее конфуцианство, выработанное Конфуцием и его последователями в V-III вв. до н. э., возникло и развивалось в период острой классовой и идейной борьбы в китайском обществе.

Если древние конфуцианцы в основу управления государством и народом стремились положить морально-этические принципы, исходя при этом из определяющей роли воли Неба, то легисты во главу угла ставили законы и строгие наказания. Их идеалом была сильная государственная власть, деспотия.

Укрепление новой могущественной знати и объективно существовавшая тенденция к централизации страны способствовали утверждению принципов легизма в первой китайской империи Цинь (III в. до н. э.). Однако конфуцианские постулаты послушания, покорности, соблюдения иерархии и др. нужны были и правителям единой империи, поэтому во II в. до н. э. при династии Хань создается официальная конфуцианская доктрина, синтезировавшая часть взглядов легистов и других древних школ, принявшая на свое вооружение идеал сильного государства с развитой системой законов и практику суровых наказаний, т. е. все атрибуты деспотического государства. Так во II - I вв. до н. э. появилось ортодоксальное, ханьское конфуцианство.

Некоторые западные специалисты по Китаю пытаются идеализировать конфуцианство, рассматривают его как некое надклассовое явление, как порождение «китайского духа». Такой внеклассовый подход к оценке Конфуция далек от истины. При известном внешнем «демократизме» конфуцианства, как морально-этического учения, оно стояло на страже сословной иерархии и строгой регламентации общественных взаимоотношений.

На раннем этапе конфуцианство имело известное прогрессивное значение. Однако со временем, впитав в себя многие положения других идеологических школ, в частности легизма, оно стало классической феодальной идеологией, в основе которой лежала идея строгой дифференциации общества. Строгая регламентация жизни и положения людей в обществе нужны были китайским феодалам, и именно поэтому конфуцианство как государственная идеология могло существовать в течение более двух тысячелетий. В период Сун (X-XIII вв.) некоторые положения конфуцианства были обновлены философом-идеалистом Чжу Си (ИЗО-1200). В основном это обновление шло по линии усиления тех элементов, которые были выгодны господствующим классам.

В период династии Цин конфуцианство в интерпретации Чяу Си было возведено в ранг официальной и единственной идеологии. Один из важнейших тезисов Чягу Си - «человеческая природа зависит от небесной воли», иначе говоря - феодальная мораль зависит от того, к какому общественному слою принадлежит человек.

Конфуцианское учение имеет прогрессивную, демократическую сторону - и это, прежде всего учение о человеколюбии, но оно включает и консервативные, реакционные догмы - идеализацию старины, обожествление Сына Неба - императора, восхваление всего китайского и очернение всего некитайского. Господствующий класс китайских феодалов взял на вооружение консервативную, реакционную сторону конфуцианства, приспособив это учение к своим интересам. Превратившись в идеологию класса феодалов, конфуцианство на протяжении многих веков служило моральным обоснованием дикой деспотии.

Маньчжуры, завоевав Китай, не отвергли конфуцианского учения. Напротив, они приспособили его для укрепления своего господства. И хотя политика маньчжурских завоевателей расходилась со многими конфуцианскими наставлениями, это нисколько их не смущало. Им важно было иное - в своих целях использовать авторитет имени Конфуция, огромное влияние его учения. Маньчжурские императоры унаследовали ритуал чествования Конфуция и неукоснительно его соблюдали, придав ему даже более пышные, чем прежде, формы.

Таким образом, учению Конфуция была уготована сложная судьба и неоднозначная роль: оно - то превращалось в основополагающий принцип правления, то подвергалось страшным гонениям.

Например, во времена правления первого императора Шихуанди (династия Цинь 3 в. до. н.э.) создается централизованное государства на территории Китая, было сожжено множество конфуцианских книг, убиты сотни последователей Конфуция. Тогда к власти пришли последователи легизма - учения об управлении общества и государством. Они являлись ярыми противниками конфуцианств и отвергали лозунг Конфуция: «Правление через добродетель, через соблюдение норм поведения и образование народа» Легисты (законники) устанавливали новые строгие законы и довольно жестокими методами заставляли их соблюдать.

Однако конфуцианство быстро сумело оправиться и настолько глубоко проникло в политическую культуру и социальную систему Китая, что осталась официальной идеологией страны вплоть до 1913г. В политике оно нашло компромисс с легизмом, в народной духовной практике - с даосизмом. Став идеологией верхов, конфуцианство не могло быть простым течением мысли, допускающим разные интерпретации.

Для обеспечения стабильности государства и надежности функционирования чиновнического аппарата это учение должно было быть приспособлено для управления государством и обществом и стать руководством для каждого члена общества. Уже в эпоху Хань слова «конфуцианец» и «китаец» становятся синонимами. В этот же период начинается работа по восстановлению сожженной Цинь Ши-хуанди конфуцианской литературы.

В 555 г. издан императорский указ о возведении в каждом городе храма в честь Конфуция и регулярных жертвоприношениях в этих храмах. В конце 19 в. в Китае было 1560 храмов, посвященных Конфуцию, где одновременно размещались и экзаменационные залы для чиновников.

В конце 90-х гг. XX в. с течением «новых левых» в Китай пришёл неомарксизм. Эта идеология связана с процессами глобализации. Основные опасения связаны с тем, что глобальный капитализм не принесет пользы Китаю и что западная модель модернизации не подходит для пути развития Китая, а также быстрое накопление капитала ведёт к большей социальной дифференциации.

Главная особенность китайской экономической мысли заключается в том, что она пронизана идеями конфуцианства как философии хозяйства (рис.2).

 


Рисунок 2. - Общая взаимосвязь конфуцианства как философии хозяйства и современной китайской экономической мысли и науки, экономической политики и хозяйственной практики.

 

Ф.И. Гиренок, специалист в области философской антропологии, утверждает, что каждый китаец - конфуцианец. На XVII съезде КПК была подчеркнута важность осуществления концепции научного развития, построения гармонического социалистического среднезажиточного общества, поставлена цель окончательного построения общества «Сяокан» к 2020 г., ускорение социального строительства, основу которого составляет улучшение жизни народа. За 28 лет реформ и открытости сделан огромный прорыв в социально-экономическом развитии - комплексный показатель социальной гармонии ежегодно повышался на 5,5%.

На современном этапе проведения социально-экономические преобразования ориентированы на гармонию и стабильность и стимулируют успешное преодоление экономических проблем и спадов. Важным условием экономических успехов страны является принцип конфуцианства, что «китайцы не боятся бедности; они сосредоточены на справедливом распределении прибыли».

Успех конфуцианских идей в практике государственного управления определялся тем, что Конфуцию удалось выразить традиционные особенности менталитета. Конфуцианство как философия хозяйства все больше рассматривается как фактор, способствующий развитию экономики, т.к. заложенные в этом учении принципы китайской нации способствовали стабильному гармоничному развитию и личности, и государства.

Принципом поведения человека в Китае становится общее благо, процветание народа и государства, а не личные корыстные интересы.

Единство этического и политического обеспечивается путем воспитания индивидуальных нравственных принципов, находящихся в единстве с принятыми в обществе правилами поведения.

Правил, принимаемых для установления порядка в государстве, недостаточно. Наряду с законами требуется еще и глубокое внутреннее преобразование человека, чему помогает по своей сути конфуцианство. В концепции строительства гармонического общества можно отследить конфуцианские начала. Для правителя важным является «великодушие» и умение ценить народ, которое предполагает предоставление определенной степени самостоятельности простым людям для удовлетворения их собственных интересов. Требование строгого выполнения общественных законов сочетается с одновременным признанием возможности личной жизни. Тем самым общественное и личное не противоречат друг другу, а приводятся в гармоничное единство.

Конфуцианская теория управления позволила преодолеть важнейшие противоречия, которые несут угрозу стабильности общества, такие как противоречие, между богатыми и бедными, поскольку происходил отбор правящей элиты из всех социальных слоев, и обеспечивалась поддержка большинства населения. Кроме того, можно отметить отсутствие противостояния интеллигенции и власти ввиду политической направленности образования, что было характерно для других цивилизаций, прежде всего для западной. Образованный человек, представитель интеллигенции, оказывался, включен в государственную систему и направлял свои усилия на ее поддержку и сохранение, а не на критику и разрушение.

Таким образом, эта система позволяла свести к минимуму глобальное противоречие между индивидуальным и общественным, и внутренние мысли и переживания человека не входили в противоречие с государственными интересами. Для западной цивилизации столкновение верхов и низов, интеллигенции и власти, индивидуального и общественного заканчивалось разрушительными потрясениями. Официальная идеология стремится к идеалу конфуцианской «золотой середины», призванной свести воедино те идеи, которые на первый взгляд представляются несовместимыми. Такое стремление проявляется, в первую очередь, в сочетании различных форм собственности и различных политических принципов.

Современные китайские экономические реформы, представляющие собой модернизацию страны и фактор её стабилизации, осуществляются в контексте особой китайской парадигмы экономического развития, от парадигмы Дэн Сяопина («одно государство - два строя») до Ху Цзиньтао (гармонического общества, инновационного государства) с учетом принципов философии хозяйства конфуцианской цивилизации: «переходить реку, нащупывая камни», «и хорошо, и быстро», «перегнать, не догоняя».

Эволюционизирующаяся китайская парадигма экономического развития (от социалистического рыночного хозяйства до гармонического общества и инновационного государства) стала, по сути, идеологическим фактором стабилизации экономики КНР.

Конфуцианство - сложный комплекс этико-философских категорий, созданный на основе учения древнекитайского мудреца Конфуция. После его смерти учение было развито и дополнено последователями Конфуция и стало играть колоссальную роль во всех областях жизни китайского общества.


Заключение

конфуций государственный управление политический

Итак, образ благородного сановника, благородного правителя и их основные функции очерчены вполне четко и определенно. Конфуций впервые в истории Китая с помощью образа Цзюнь-цзы поднял значение бюрократии в системе управления и обществом в целом. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением правил (пи), но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Именно она в конфуцианской модели государства являлась и толкователем и носителем правил. В этом одна из коренных причин большей значимости бюрократии в конфуцианской модели государства, нежели легистской, ибо там бюрократия была скована законом, и у нее не было такой свободы творчества в толковании законов, как у конфуцианских сановников в интерпретации правил. Можно предположить, что Конфуций вполне умышленно развязывал руки какой-то небольшой части управляющих из числа самых высших ее представителей, допустив их к толкованию правил. Таким образом, правитель и его ближайшее окружение всегда могли в удобное им время и в выгодном для них смысле истолковать определенное правило даже концепцию.

И в завершении работы нужно заметить, что Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации императорской власти. Его модель государства свидетельствует о том, что Конфуций стремился ограничить права императора. В этом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции благородного мужа - прообраза будущего “совершенного” бюрократа.


Список литературы

 

1. Бобровская А.В. Древнекитайская философия. - М.: Мир, 2012. − 279с.

2. Кобзев А.И. Философия китайского конфуцианства. - М.: Логос, 2009. - 356 с.

.   Лукашин С.П. Конфуций. - М.: Мир книг, 2011. - 368 с.

.   Ломанов А.В. Современное конфуцианство. - М.: Орион, 2009. − 276 с.

.   Малявин В.В. Конфуцианство. − М.: Астрель, 2010. - 357 с.

.   Мартынов А.С. Конфуцианство: классический период / Пер. с китайского А.С.Мартынова. − СПб.: Азбука-классика, 2006. − 384с.

.   Невилл Р. Бостонское конфуцианство// Проблемы Востока. 2011. - №3.

.   Переломов Л.С. Конфуцианство в политической истории Китая. - М.: 2010. − 211 с.



2020-03-19 1433 Обсуждений (0)
Этико-политическое учение Конфуция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этико-политическое учение Конфуция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)