Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учреждение церковной организации на Руси.



2020-03-19 524 Обсуждений (0)
Учреждение церковной организации на Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок




РПЦ в домонгольский период

( XI -первая треть XIII в.)

Периодизация истории РПЦ

Историк РПЦ Е.Е. Голубинский выделил в русской церковной истории три периода: киевский, московский и петербургский. Границами между периодами стало нашествие монголов и учреждение Святейшего Синода.

Современное деление русской церковной истории в большей части основано на периодизации, разработанной митр. Макарием (Булгаковым). В качестве границ периодов указаны события, первостепенное значение которых в истории РПЦ бесспорно.

1. 988-1448 гг.— РПЦ в юрисдикции Константинопольского Патриархата (1448 г. – Московский Архиерейский Собор, на котором митр. св. Иона был рукоположен Собором русских архиереев без Константинопольского патриарха).

2. 1448-1589 гг. – автокефалия Русской митрополии (1589 г. – Московский Поместный Собор с участием Константинопольского патриарха Иеремии II учредил Московский Патриархат).

3. 1589 г. – нач. XVIII в. – патриаршество (1721 г. – создание Святейшего Синода).

4. нач. XVIII в. – 1917 г. – синодальный (1917-1918 гг. – восстановление Патриаршества на Московском Поместном Соборе РПЦ).

5. 1917-1988 гг.— РПЦ в условиях атеистического государства (1988 г. – общенародное и государственное празднование 1000-летия Крещения Руси, положившее начало новой эпохе в жизни РПЦ, ее возрождению).

6. с 1988 г. до наших дней.

Учреждение церковной организации на Руси.

До середины XV в. РПЦ находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата как одна из его митрополий, несмотря на то, что Русь была независимым государством с огромной территорией, превосходившей в ту пору размеры Византийской империи, с более чем 5-миллионным населением.

Несмотря на это, Русская митрополия в константинопольских диптихах занимала одно из последних мест: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном уже при императоре Андронике Палеологе (1306—1328), — 70-е. Рядовые митрополии Константинопольского патриарха, занимавшие более почетные места в росписях, по числу православных жителей часто многократно уступали не только всей Киевской митрополии, но и ее отдельным епархиям.

Киевскому великому князю в XII в. в Константинополе присвоили скромный придворный титул стольника. Имя же императора поминалось за богослужением в русских храмах. Константинопольские патриархи в согласии с императором назначали и посвящали митрополитов для РПЦ. В Константинополе окончательно разрешались возникавшие на Руси церковнообрядовые недоумения и споры. Патриархам вместе с Синодом принадлежало право суда над Киевскими митрополитами по жалобам на них епископов или князей, право получения установленной дани от митрополита. Из Царьграда присылали на Русь святое миро, что служило символом церковной зависимости.

На Руси главой церкви был митрополит Киевский. Свою власть он осуществлял вместе с собором епископов. Как правило, вопросы о замещении вдовствующих кафедр митрополиты согласовывали с великими князьями; а также теми удельными князьями, в чьих владениях находились вдовствующие кафедры. В Новгороде владыки избирались народом и клиром, и только после этого посвящались митрополитом и собором. Все епархии платили дань на содержание митрополичьей кафедры.

Почти все митрополиты киевской эпохи были греками или, возможно, южными славянами, но и в этом случае людьми греческой культуры. Т.О. во главе РПЦ постоянно находился представитель другой державы. Исключения были только 2 раза:

1) 1051-1054 гг. первый митрополит русского происхождения Иларион. Его служение приходится на княжение Ярослава Мудрого, после войны с Византией. Молитвенник, постник, аскет, митрополит Иларион был человеком большой учености, мыслиель, богослов, знал греческий язык.

До 1051 г. Иларион — священник придворной церкви в селе Берестове — загородной резиденции Ярослава. Положил начало традиции «печерского монашества» на Руси (жизни и молитвы в пещерах): для молитвы в уединении он выкопал себе небольшую, «двухсаженную» пещеру на берегу Днепра. Эта пещера будет найдена афонским монахом Антонием, который на этом месте основывает Киево-Печерский монастырь и становится его первым игуменом. Иларион — родоначальник традиции торжественного красноречия на Руси. В конце 30-х гг. XI в. он создает «Слово о законе и благодати». Предположительно оно было произнесено 25 марта 1038 г. на праздник Благовещения в новоосвященной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах в Киеве.

В 1051 на соборе русских епископов Иларион избран киевским митрополитом. Он стал первым митрополитом русского происхождения. Это свидетельствовало не только о признании заслуг Илариона, но и означало попытку Ярослава Мудрого утвердить самостоятельность русской церкви от Византии, что было следствием общего политического и культурного подъема Руси к сер. XI в. Сведений о том, что Иларион был утверждён Константинопольским патриархом нет.

Иларион явился одним из составителей Церковного устава Ярослава Мудрого, закреплявшего правовую независимость русской церкви и основы ее материального существования.

После смерти Ярослава Мудрого (1054) Иларион смещен со своего поста: под 1055 г. в летописи упоминается новый митрополит, присланный из Византии, — Ефрем. После низложения Иларион удаляется в Киево-Печерскую лавру.

2) 1147 г. – Климент Смлоятич – по происхождению из Смоленской земли. Схимник Зарубского монастыря, недалеко от Киева. В 1147 митрополит-грек Михаил отбыл в Константинополь и наложил интердикт на Софийский кафедральный собор (запрет служить без него)=> Собор епископов по инициативе князья Изяслава Мстиславича избирает русским митрополитом Климента. Изяслав проводил политику обособления РПЦ от Византии. После смерти в 1154 г. Изяслава Мстиславича Климент лишился политической поддержки и был изгнан во Владимир-Волынский.

Церковное устройство на Руси разительно отличалось от византийского прежде всего огромными размерами епархий. В XI в. епископии были основаны в важнейших политических центрах Руси, где киевские князья осуществляли свою власть через сыновей или посадников, управлявших крупными княжествами. При этом территории епархий в идеале совпадали с территориями княжеств или "земель", управляемых из этих центров. Это Новгород со знаменитым Софийским собором, Белгород, Чернигов, Переяславль-Южный, Полоцк, Владимир-Волынский, Перемышль, Туров, Юрьев-Южный, Ростов – всего 11 кафедр, считая и Киевскую митрополию. В XII - первой половине XIII в. в процессе феодального дробления государства и укрепления самостоятельности отдельных земель число кафедр увеличилось до 16: они возникли также в Смоленске, Галиче, Рязани, Владимире-Суздальском, Луцке и некоторых других городах. Для выполнения судебных функций епископ имел особых чиновников - "владычных наместников" и "тиунов".



2020-03-19 524 Обсуждений (0)
Учреждение церковной организации на Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учреждение церковной организации на Руси.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (524)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)