Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воссоздание института мировых судей в России в современный период (1993 - 2008 гг.)



2020-03-19 228 Обсуждений (0)
Воссоздание института мировых судей в России в современный период (1993 - 2008 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Появление мировых судей в современной России можно рассматривать как восстановление демократических традиций российской реформы 1864 года. Возрождение мировых судей призвано было решить преимущественно две принципиально важные проблемы: приблизить суды к местному населению и тем самым облегчить доступ граждан к правосудию и разгрузить районные суды от чрезмерно большой нагрузки, которая постоянно возрастает [18, 26].

Мировой суд в Российской Федерации - это низшее звено судебной системы, рассматривающее мелкие гражданские и уголовные дела в качестве первой инстанции.

Особенностью института мировых судей является то, что эти судьи в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» входят в единую судебную систему России, но являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ (ст. 4). К другой особенности рассматриваемого института относится то, что полномочия, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаются как федеральным законом, так и законом субъекта РФ (ст. 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», ст. 1 Закона «О мировых судьях в РФ»). Применительно к определению полномочий мировых судей важно отметить, что круг рассматриваемых ими гражданских и уголовных дел устанавливается федеральным законом, тогда как перечень подсудных им дел об административных правонарушениях может устанавливаться также законом субъекта РФ. Этот вывод вытекает из содержания ч.2 ст. 1 Закона и ст. 28 названного Федерального конституционного закона. Однако в какой бы форме ни осуществлялось правосудие мировым судьей (гражданское, уголовное либо административное судопроизводство), судебное решение выносится именем РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и ч. 3 ст. 1 Закона вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Неисполнение постановлений мирового судьи, а равно иное проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

На мировых судей, как и на судей федеральных судов, распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты. Эти гарантии установлены Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», Законом РФ «О статусе судей в РФ», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» и другими нормативными правовыми актами. Предусмотренные федеральными законами гарантии материального обеспечения и социальной защиты членов семей судей федеральных судов в полной мере распространяются и на членов семей мировых судей. Мировой судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Кроме того, на мирового судью и членов его семьи полностью распространяется действие Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Поскольку одним из важных условий осуществления правосудия является его финансирование, этот вопрос решен в ст. 124 Конституции РФ и в других законодательных актах. Применительно к мировым судьям в ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и в ст. 10 Закона предусмотрено, что их финансирование производится из федерального бюджета. Обязанность по реализации этого положения возложена на судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также на его управления в субъектах РФ (ст. 1,6,14 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»).

Имея в виду, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, последние могут устанавливать дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей. Эти гарантии могут касаться, в частности, дополнительных денежных выплат, улучшения жилищных условий и медицинского обслуживания, а также социальной защиты, как мирового судьи, так и членов его семьи.

Исходя из того, что мировые судьи являются судьями субъектов РФ, но входят в судебную систему РФ, они обретают все права и обязанности членов судейского сообщества России наравне с судьями федеральных судов.

Мировые судьи вправе избирать и быть избранными в органы судейского сообщества (советы судей, квалификационные коллегии судей). Вместе с тем, принадлежность мировых судей к судейскому сообществу налагает на них соответствующие обязанности, включая необходимость выполнения ими требований Кодекса чести судьи РФ [51, 36].

Компетенция мирового судьи по рассмотрению уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях определяется в ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в РФ». В соответствии с п. 1 ч. 1 данной статьи, мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, т.е. дела о преступлениях небольшой тяжести.

Мировой судья рассматривает также дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов РФ.

В отношении вступивших в силу решений мирового судьи в Законе установлено, что они пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам самим мировым судьей, т.е. в порядке, аналогичном тому, который предусмотрен ГПК РФ. Что касается поводов и оснований к указанному пересмотру решений мирового судьи, а также самой процедуры рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам, то эти вопросы разрешены в процессуальном законодательстве.

Указание в Законе на то, что мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, означает: на этих судей в полной мере распространяется положение ч. 1 ст. 47 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. На каждом отдельном участке может действовать только один мировой судья.

Передача дела от одного мирового судьи в производство мирового судьи другого судебного участка возможна лишь в случаях, исключающих рассмотрение дела первым мировым судьей (например, по причине его отвода).

В законе четко установлено, что общее количество мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом. Причем допускается внесение проекта такого федерального закона как по законодательной инициативе самого субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, так и по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Закрепление такого порядка связано с тем, что финансирование мировых судей производится из федерального бюджета [9].

По Закону судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Видимо, данное положение находится в некотором противоречии с правилом, установленным в ч. 1 ст. 1 Закона, в соответствии с которым порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», иными федеральными конституционными законами и означенным Законом. Вероятно, что это противоречие должно быть устранено с оставлением права создавать должности мировых судей за субъектами РФ [43, 10]. Принятие субъектом РФ закона о создании судебных участков и должностей мировых судей возможно только после введения в действие соответствующего федерального закона. В противном случае может оказаться, что установленное законом субъекта РФ количество судебных участков и должностей мировых судей не будет соответствовать федеральному закону, по тому же вопросу.

Содержащееся в Законе положение о том, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда, основано на указании ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», согласно которому никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. По мнению многих ученых указанное положение Закона лишь констатирует невозможность упразднения судебного участка или должности мирового судьи без одновременной передачи дел, отнесенных к компетенции этого мирового судьи, другому судье или суду.

Что касается механизма практической реализации данного положения, то он законодательно не регламентирован, что и следует сделать путем внесения в Закон соответствующих дополнений [71, 89].

Требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи, те же, что и к кандидату на должность мирового судьи районного суда. По сложившейся практике кандидаты в мировые судьи сдают квалификационный экзамен тем же экзаменационным комиссиям, которые принимают экзамен у кандидатов в судьи федеральных судов общей юрисдикции. После сдачи квалификационного экзамена кандидат на должность мирового судьи вправе обратиться в квалификационную коллегию судей соответствующего субъекта РФ с заявлением о рекомендации на искомую должность. Для получения рекомендации он представляет в квалификационную коллегию судей: заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку и (или) иные документы, подтверждающие наличие 5-летнего стажа работы по юридической профессии; документ, подтверждающий профессиональное образование; документ о результатах сдачи квалификационного экзамена; автобиографию; характеристики с мест работы по юридической профессии; медицинское заключение о состоянии здоровья; иные документы, включая и те, необходимость представления которых вызывается предъявлением к кандидату на должность судьи дополнительных требований в соответствии с законом субъекта РФ.

Одним из указанных в ст. 5 Закона требований, предъявляемых к мировому судье, является необходимость наличия у него стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет. Исчисление указанного стажа работы производится в соответствии с Инструкцией «О порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должность судей федеральных судов», утвержденной Министерством юстиции РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным судом РФ 27 декабря 1996 г. № 10 (35)-5 [51, 140-141].

После поступления заявления кандидата на должность мирового судьи в квалификационную коллегию судей она действует на общих основаниях, предусмотренных в ст. 5 Закона «О статусе судей РФ» и Положении о квалификационных коллегиях судей, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960-1 [51, 146-152].

Так как мировым судьей может быть назначен (избран) и кандидат, ранее работавший в должности судьи федерального суда (например, судья, пребывающий в отставке), то он освобождается от необходимости сдавать квалификационный экзамен. Кроме того, на него не представляется рекомендаций квалификационной коллегии судей. Но следует учитывать, что это правило распространяется только на лиц, которые имеют стаж работы в должности судьи федерального суда не менее 5 лет.

В отличие от порядка назначения на должность судей федеральных судов мировые судьи могут либо назначаться законодательным представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избираться населением соответствующего судебного участка. Однако, и в том, и в другом случае порядок наделения мировых судей полномочиями устанавливается законом субъекта РФ, что закреплено и в Законе, и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» (ч. 9 ст. 13).

Так как порядок назначения либо избрания мировых судей относится к компетенции субъекта РФ, некоторые ученые считают, что если его законом предусматривается избрание мирового судьи населением судебного участка, то такое избрание должно производиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, с обязательным условием, что голосованию должно предшествовать обнародование сведений о кандидатах на должность мирового судьи [46, 5-6].

По истечении срока полномочий мировой судья вправе выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на ту же должность. При этом он не имеет каких-либо преимуществ перед другими кандидатами, т.е. процедура повторного наделения его полномочиями мирового судьи осуществляется на общих основаниях, предусмотренных законом. Вместе с тем, такой кандидат освобождается от сдачи квалификационного экзамена и от необходимости представлять соответствующие документы [13, 5]. Но, так как отбор на должность мирового судьи осуществляется на конкурсной основе, для назначения на должность лица, работавшего мировым судьей, необходима рекомендация квалификационной коллегии судей, к которой и должен обратиться с заявлением мировой судья. Названная рекомендация необходима и в том случае, если на вакантную должность мирового судьи претендует лишь одно лицо, ранее занимавшее эту должность. Такой же порядок действует и при последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи. Как и при первоначальном назначении (избрании) на должность мирового судьи, при повторном и последующих назначениях (избраниях) на эту должность срок полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Причем во втором случае этот срок не может быть менее чем 5 лет.

Основания приостановления либо прекращения полномочий мировых судей те же, что и для судей федеральных судов (ст. 13 и 14 Закона «О статусе судей в РФ»). Одним из безусловных оснований к прекращению полномочий является истечение срока, на который мировой судья был назначен (избран) впервые либо повторно. Полномочия мирового судьи прекращаются либо приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ, которое может быть обжаловано им в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии может быть обжаловано в Верховный суд РФ в тот же срок. Порядок деятельности квалификационных коллегий судей, включающей также процедуру решения вопроса о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, установлен упомянутым выше Положением о квалификационных коллегиях судей.

Таким образом, изменения в основах государства, направленные на построение эффективной демократической власти привели к созданию системы законов устанавливающих судебную власть, важнейшую в системе разделения властей. Важнейшим звеном судебной системы современной России стали мировые судьи. При создании данного института законодатель учитывал опыт деятельности мировых судей уже существовавший в России в результате судебной реформы 1864 года.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы. В теоретическом плане проблема мирового судопроизводства может рассматриваться в двух плоскостях: 1. мировые судьи являются низшим звеном судебной системы, охватывающим наиболее многочисленные судебные споры и незначительные уголовные правонарушения; 2. мировые судьи наиболее приближены к местному сообществу, знают их проблемы и чаяния. В традициях мирового судопроизводства - рассмотрение споров на основе народоправства, обычных норм, базирующихся на идеях справедливого общества.

Двойственная природа мировых судей - ценный подарок прошлого, несущий в себе зачатки гражданского общества и идеалы самоуправления.

Создание института мировых судей стало частью Великих реформ, которые изменили структуру государственной власти в России.

Возникновение института мировых судей это закономерный этап в развитии общественных отношений Российского государства. Безусловно, что в основе данного развития лежала отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 года не только экономически освобождала крестьян, но и обеспечивала их участие в общественной жизни государства.

Идеологи судебной реформы создали уставы 20 ноября 1864 года на основе буржуазных норм и принципов судоустройства и судопроизводства, а именно: независимость суда от администрации, принцип равенства, гласность и состязательность судебного процесса. Впервые в России появились институты адвокатуры, судебных приставов, мировых судей, определено место прокуратуры. Одним из достижений реформы было создание института мировых судей, обеспечивающих правосудие широких слоев ранее угнетаемого населения, прежде всего крестьянства, насчитывающего 83 % населения страны. Мировые суды дали возможность этой категории населения увидеть эффективность судебного законодательства, и тем самым обеспечить его права. Институт мировых судей наиболее полно отразил интересы россиян в осуществлении правосудия и составлял достаточно стройную и эффективную систему.

Социально-экономические и политические преобразования в России на основе Конституции 1993 года утвердили судебную власть полноправной ветвью. Была создана концепция реформы судебной власти, на основе которой осуществляется укрепление судебной системы страны. Приняты основополагающие федеральные законы, регулирующие отношения в данной области. Важным звеном судебной системы в настоящее время стали мировые суды, которые созданы во всех субъектах Российской Федерации.

 




2020-03-19 228 Обсуждений (0)
Воссоздание института мировых судей в России в современный период (1993 - 2008 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воссоздание института мировых судей в России в современный период (1993 - 2008 гг.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)